Файл: Сафарова Сара Ариф кызы москва 2023 Ответы на вопросы к семинарскому занятию 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.
4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.
Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.
3. Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий «живой жизни» людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от процессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентации, воли, разума, чувств людей, характера их практических действий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. Научное понимание социальных процессов (в том числе и вопроса о противоречиях) требует тем самым изучать людей в их исторических действиях. При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихийности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функционирование всеобщих законов развития. В философском анализе исторических событий и общественных процессов нельзя ограничиваться лишь самыми общими диалектическими представлениями (о противоречиях как единстве и борьбе противоположностей, о переходе противоположностей друг в друга и т.п.). Их надо сопрягать с живыми социальными реалиями: интересами людей, их идеалами, надеждами, сомнениями, верой, знаниями, любовью и ненавистью, добротой и злобой и т.д. Все подобные человеческие качества, страсти и пороки не могут не сказываться на конкретных действиях людей.
Человек живет в сложном переплетении производственных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общественных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивидуальный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокупного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынешний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастающих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творческий поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе.
МОСКВА 2023
Ответы на вопросы к семинарскому занятию №6:
1. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.
Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.
2. Этапы социализации личности:
По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием “Я”: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа “обобщенного другого”).
В концепции З.Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на
основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.
Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.
До 2 лет - сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).
2-7 лет - предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).
7-11 лет - стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).
12-15 лет - стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).
В настоящее время выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
a) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
b) изменение себя, «стать как все»;
c) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.
Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.
3. Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий «живой жизни» людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от процессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентации, воли, разума, чувств людей, характера их практических действий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. Научное понимание социальных процессов (в том числе и вопроса о противоречиях) требует тем самым изучать людей в их исторических действиях. При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихийности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функционирование всеобщих законов развития. В философском анализе исторических событий и общественных процессов нельзя ограничиваться лишь самыми общими диалектическими представлениями (о противоречиях как единстве и борьбе противоположностей, о переходе противоположностей друг в друга и т.п.). Их надо сопрягать с живыми социальными реалиями: интересами людей, их идеалами, надеждами, сомнениями, верой, знаниями, любовью и ненавистью, добротой и злобой и т.д. Все подобные человеческие качества, страсти и пороки не могут не сказываться на конкретных действиях людей.
Человек живет в сложном переплетении производственных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общественных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивидуальный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокупного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынешний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастающих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творческий поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология | ||||
| ||||
Группа _22ГУ171в_____ | ||||
Студент | | Сафарова Сара Ариф кызы | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Ответы на вопросы к семинарскому занятию №6:
1. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.
Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.
2. Этапы социализации личности:
По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием “Я”: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа “обобщенного другого”).
В концепции З.Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на
основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.
Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.
До 2 лет - сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).
2-7 лет - предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).
7-11 лет - стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).
12-15 лет - стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).
В настоящее время выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
a) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
b) изменение себя, «стать как все»;
c) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.