Файл: Сафарова Сара Ариф кызы москва 2023 Ответы на вопросы к семинарскому занятию 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
3.
Первичная социализация | Вторичная социализация |
Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком; начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами. | Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой и более сложными ролями индивидом. Процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной. |
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология | ||||
| ||||
Группа _22ГУ171в_____ | ||||
Студент | | Сафарова Сара Ариф кызы | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Ответы на вопросы к семинарскому занятию №7:
1. Политическая элита является важнейшим субъектом политической сферы, определяющим направление развития и будущее страны. Проблема формирования современной политической элиты, которая руководит российским государством в сложнейший для него период, является одной из важнейших для политологических, социологических и исторических исследований.
К политической элите относятся профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие, участвующие в разработке и реализации политических программ, стратегии общественного развития. Ее можно разделить на группы, соответствующие ветвям власти – законодательная, исполнительная, судебная, а также по ее местоположению – федеральная и региональная.
Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы, или революционным путем или посредством государственного переворота
В настоящее время под политической элитой понимается относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках политическую власть, обеспечивает субординацию, интеграцию и отражение в политике интересов разных слоев общества и создает механизмы реализации политических программ и замыслов.
Стоит также отметить, что современная правящая политическая элита России «уходит корнями» в советскую номенклатуру и контрэлиту, а также ельцинскую элиту, в настоящее время процесс ее институализации не завершен, и ее по-прежнему можно считать элитой переходного периода.
В связи с этим для современного российского государства по-прежнему остро стоит проблема становления квалифицированной, высокопрофессиональной политической элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.
К важнейшим характеристикам элиты исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь.
Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.
Под мобильностью элиты понимают вхождение в элиту, перемещение кадров внутри политической системы и выход из элиты. Таким образом, мобильность можно разделить на вверх идущую, горизонтальную и вниз идущую.
Привилегии являются одним из важнейших признаков политической элиты. Исключительные права и особые возможности тесно связаны с элитой потому, что она включает в себя группы лиц, обладающих природной одаренностью, яркими талантами, особенными идеологическими, социальными и политическими качествами, которые определяют особую роль людей, выполняющих важнейшие функции управления обществом. Политическая элита, активно участвуя в осуществлении государственной власти или в прямом воздействии на нее, затрачивает немало энергии, сил, ресурсов. Чтобы эффективнее управлять, элите необходимы соответствующие источники восполнения данной энергии. Поэтому положение элиты подкрепляется ее престижем, привилегиями, льготами, поэтому она пользуется значительными материальными и духовными благами.
Следовательно, формирование политической элиты стимулируется тем, что высокий статус управленческой деятельности сопряжен с возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, преимуществ, почета, славы.
Властвующая элита состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия. Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются.
Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.
Исследователи выражают обеспокоенность сложившимся стратегическим потенциалом элиты, которая призвана защищать общество и повышать уровень его благосостояния. Исследователи полагают, что элите удалось создать такие условия, которые обеспечивают ей бесконтрольность и безответственность перед обществом. Результатом является углубление взаимного отчуждения власти и общества, проявляющегося, с одной стороны, в равнодушии власти к бедам народа, а с другой - в тотальном недоверии народа к представителям и институтам власти.
Чтобы политсистему можно было назвать демократической, в ней должно реализовываться верховенство народа, его влияние на политику должно быть решающим, тогда как влияние элиты – ограниченным. Условием сохранения демократии является постоянный контроль народа над элитой, допущение элите лишь тех привилегий, которые функционально необходимы для осуществления ее полномочий, максимальная гласность, возможность неограниченной критики элиты, разделение властей и относительная автономия политической, экономической, культурной и иных элит, наличие оппозиции, борьба и соревнование элит, арбитром которой (причем не только во время выборов) выступает народ, иначе говоря, все то, что в своей совокупности и составляет современный демократический процесс.
2. Под лидерством Вебер понимал вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», то есть вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей.
Господство по М. Веберу – это особая форма власти, представляющая возможность осуществления отношений подчинения. Главным признаком господства он называл способность аппарата управления поддерживать порядок на определенной территории с помощью насилия или угроз.
3. Формирование гражданского общества в России было сложным и непрерывным процессом. В конце 1980-х – начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, в России стали возникать организации гражданского общества. Многие из этих организаций были сосредоточены на продвижении демократии, прав человека и социальной справедливости.
Однако развитию гражданского общества в России мешает ряд факторов. К ним относятся слабое верховенство закона, коррупция и отсутствие государственной поддержки организаций гражданского общества. Кроме того, гражданское общество в России маргинализировано и часто игнорируется политической элитой страны.
Несмотря на эти проблемы, гражданское общество в России за последние годы добилось значительного прогресса. Наблюдается рост числа НПО, групп защиты интересов и общественных организаций, которые работают над продвижением социальных и политических изменений. Многие из этих групп гражданского общества сыграли важную роль в повышении осведомленности о нарушениях прав человека, коррупции и экологических проблемах.
Российское правительство приняло меры по ограничению деятельности организаций гражданского общества, в том числе приняло законы, ограничивающие деятельность НПО, и усилило государственный контроль над СМИ. Тем не менее, многие группы гражданского общества продолжают действовать и работать над достижением своих целей более открытого, демократического и справедливого общества.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология | ||||
| ||||
Группа _22ГУ171в_____ | ||||
Студент | | Сафарова Сара Ариф кызы | ||
| | | ||
| | |