Файл: Сафарова Сара Ариф кызы москва 2023 Ответы на вопросы к семинарскому занятию 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКВА 2023

Ответы на вопросы к семинарскому занятию №8:

1. Семья является одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитанием детей.

Каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства и родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.
Функции семьи:

1.Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.


2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии способными к обучению и специализации.

3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в процессе, занимает семья. Это объясняется тем, что в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в сутки и весь день в субботу.

4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в наследие некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это относится к важным для личности статусам как национальность, место в городской или сельской местности. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь.

6. Защищающая функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого.

7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой ячейку общества.

2. Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хoзяйствo на основе единoгo семейного бюджета.

По характеру распределения семейных обязанностей и лидерству в семье социологи выделяют три основных типа семьи:



Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводиться старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:

- экономическая зависимость женщины о супруга;

- разделение сфер семейной жизни и зaкpeплeниe мужским и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка);

- признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная (нуклеарная) семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для этого типа характерны:

- справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость cyпругов в решении бытовых проблем;

- обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

- эмоциональная насыщенность отношений.

Современная семья - институционализированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей и их воспитание.

Семья переживает сложный этап эволюции, перехода от традиционной модели к новой. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Разрушаются прежние самобытные устои семьи.

Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности.

В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. Вместе с тем это усложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологических коллизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой.

3. Одной из главнейших функций современной семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Поэтому современные родители должны показывать своим детям хороший пример, пускай он будет основан не на строгих традиционных правилах, а вполне идти в ногу со временем. Человек
приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Современная жизнь переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время - в эпоху телевидения и Интернета - контроль становится абсолютно невозможным.

Важным аспектом в размывании границы между взрослым миром и миром детей сыграло телевидение. Так, если раньше информация черпалась из книг, то теперь она все больше перемещается на экран. Буквы стали заменяться образами, что несет в себе целый ряд кардинальных особенностей восприятия.

С другой стороны, насилие визуальной информации приводит к противоположному процессу - все более раннему взрослению детей. Информацию, передаваемую по телевидению, невозможно дозировать, контролировать, в ней невозможно соблюдение границ, охрана тайн. Перед экраном все равны, ребенок постигает картинку с тем же успехом, что и взрослый, понимает в ней столько же, для него не остается тайных мест для взрослой жизни.

Ребёнок — это каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста.

В XX в. международное право обратило внимание на защиту прав детей. Возникла необходимость в создании специального документа, регулирующего правовые основы защиты прав ребёнка. Таким документом стала Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г.).

Основные принципы Декларации прав ребёнка:

1. Равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации (лишение равноправия, ограничение в правах) по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.


2. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

3. Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Изменившаяся обстановка в мире, развитие международного гуманитарного права обусловили необходимость разработки нового документа в области защиты прав детей. Таким документом явилась Конвенция о правах ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в действие на территории РФ 2 сентября 1990 г.).

Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка:

1) право на имя и на приобретение гражданства;

2) право на жизнь;

3) право на сохранение своей индивидуальности;

4) право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, его затрагивающим;

5) право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;

6) право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё;

7) право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;

8) право на свободу мысли, совести, религии;

9) право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;

10) право на уровень жизни, необходимый для его развития;

11) право на образование;

12) право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения чужого труда);

13) право на отдых и досуг.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребёнка, Конвенция делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов во всех сферах жизни общества и прежде всего в семье.

Основные принципы, лежащие в основе Конвенции о правах ребёнка

Признание необходимости специальной охраны и заботы о ребёнке в силу его физической и нравственной незрелости.

1. Наилучшее обеспечение государством интересов ребёнка.

2. Признание права ребёнка на жизнь, выживание и развитие.

3. Признание права родителей руководить ребёнком и их ответственности за детей.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология




Группа _22ГУ171в_____


Студент




Сафарова Сара Ариф кызы