Файл: Государство, как институт власти и управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность;

правительство возглавляется премьер-министром;

правительство находиться у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте. При вынесении вотума недоверия правительству в целом или одному из его членов правительство обязано уйти в отставку;


глава государства - президент, выбирается, как правило, парламентским путем. Участие его в формировании правительства номинально;

исходящие от президента акты приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения парламентом или правительством.

Смешанная (парламентско-президентская) республика - это такая республиканская форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (например кандидатуры в правительство отбирает президент, а назначает их парламент - Франция).

Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Форма государственного устройства характеризует структуру государства, соотношение государства как целого и его частей. Речь идет о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. Различают три вида государств по форме государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедератив­ное.

Унитарное государство - это цельное государство, части которого (департаменты, провинции, округа, губернии) являются только административно - территориальными подразделениями, не имеющими каких-либо суверенных прав.

Основные черты унитарных государств:

единая структура государственного аппарата на всей территории страны, высшие органы власти (парламент, правительство, глава государства) распространяют свою юрисдикцию на всю территорию страны;

все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам власти (не обладают политической самостоятельностью при широких полномочиях в хозяйственной, социальной, культурных областях);

единая система права, в основе которой лежит Основной закон (Конституция);

единое гражданство;

единая судебная система;

одноканальная система налогов.

Унитарные государства, в зависимости от способов взаимодействия административно-территориальных единиц с центральной властью, делятся на централизованные (первые должностные лица назначаются из центра - Франция, Чехия) и децентрализованные (администрация формируется независимо от центральных органов власти - Великобритания, Япония).



Федеративное государство - это союзное государство, части которого (штаты, земли, республики) обладают определенным государственным суверенитетом, осуществляемым при сохранении целостности государства.

Основные черты федеративных государств:

государство в административно-политическом отношении не представляет собой единого целого. Состоит из территорий субъектов федерации (в принципе субъекты федерации не являются государствами в полном смысле этого слова, так как они не обладают полным суверенитетом, но есть круг вопросов, которые они могут решать без участия центральных органов);

существует два уровня государственного аппарата (федеральный и субъекта федерации);

высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации - Совет федерации в РФ, Бундесрат - ФРГ, Сенат - США);

наличие гражданства, федерации и субъекта федерации;

двухканальная система налогов;

разграничение компетенции между субъектами федерации и самой федерацией закреплено в конституции (в РФ статьи 71 - 73 Основного закона).

В зависимости от факторов, которые оказывали влияние на образование тех или иных федераций, принято разграничивать на­циональные и территориальные федерации.

Национальные федерации в основу своего образования заложили «принцип крови» - решение национального вопроса (РФ, Индия, Бельгия, ранее СФРЮ, ЧССР).

Территориальные федерации в основе своего образования имеют «принцип почвы» - различные географические, транспортные и иные территориальные факторы, исторические традиции (США, ФРГ, Австрия).

Конфедерация - это государственно-правовое объединение, союз суверенных государств ( от лат. - сообщество).

В настоящее время действующих конфедераций в мире нет. Из наиболее известных в истории отметим: США в 1781-1789 г.г., Швейцария в 1815-1848г.г., Объединенная арабская республика (в составе Египет и Сирия) в 1961-1963 г.г., Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) в 1982 г.

Основные черты конфедераций:

объединение как правило на договорной основе;

объединение для достижения определенных целей (экономических, политических, военных, социальных);

объединение носит, как правило, временный характер;

создаются необходимые органы управления;

отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств ее членов), наличие таможенных постов, взимание пошлин и т.д.;


отсутствие единого гражданства;

право свободного выхода из конфедерации;

бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов ее членов;

армия состоит из воинских контингентов государств-членов союза.


    1. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА


Политический режим - это ответ на вопрос, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе. С помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие стоящие перед ним задачи.

Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами (демократическими, антидемократическими), с помощью которых осуществляется государственная власть.

Виды политического режима: диктатура и демократия.

Диктатура - это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничений. Диктатуру в свою очередь можно разделить на два вида: тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм - это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать политичес­кую систему власти так, чтобы она помогала ее реализации.

Признаки тоталитаризма:

единственная массовая политическая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

официальная идеология, которую власти стремятся распространить на всех членов общества;

монополия государства на средства массовой информации;

особая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

жестко централизованная система управления экономикой.

Только совокупность всех указанных признаков позволяет считать тот или иной режим тоталитарным.

Авторитаризм - это такой политический режим, который может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

Признаки авторитаризма:

государственная власть не формируется и не контролируется народом (хотя и существуют представительные органы, но реальной роли они не играют);

жизнь в стране направляется правящей элитой, в ее среде выделяется небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство;


зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляют принуждение для проведения реформ, укрепления государства, его целостности и единства;

управление централизованно;

применение насилия для исполнения решений центральной власти (опора на полицейский и военный аппараты);

оппозиция не допускается.

Демократия - данный режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония властей, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона.

Признаки демократии:

провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

правовой характер деятельности государственных органов;

демократические методы государственного властвования;

политическое многообразие общественной жизни;

защищенность личности от произвола и беззакония власти;

свобода личности в сфере экономической деятельности;

многообразие форм собственности и их государственная защита.

Важное место в регулировании общественных отношений со стороны государства отводится методам государственного управления, своеобразие которых оказывает влияние на роль государства в управлении обществом.

Под методами государственного управления следует понимать определенный порядок, приемы (правила) осуществления управленческой деятельности аппарата государственной власти по реализации возложенных на него функций.

Считается, что существует два главных метода:

централизованное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах;

децентрализованное регулирование (метод координации), на ход и процесс которого оказывают влияние участники регулируемых отношений путем договоров, односторонних правомерных юридических действий.

Однако, государственное управление осуществляется не только посредством вышеуказанных методов. Прежде всего, его направляет, организует и регулирует общество путем информационного влияния на него. Ведь любые законы, управленческие решения, программы являются информацией, которая ориентирует людей, пробуждает в них интерес, вызывает активность в желательных направлениях.

Государственное управление, обладая значительными материальными и финансовыми ресурсами