Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого
ребенка.
20
Также обязательным условием реализации данного принципа - обеспечение
личного пространства ребенку (шкаф для одежды, кровать, место для хранения
принесенных из дома игрушек, «реликвий»).
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с
восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому
важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин
известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов,
созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием
созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса.
Интерьер группы должен меняться. Например, при знакомстве
дошкольников с народным творчеством (гжель, хохлома, дымка и др.) педагогу
целесообразно ввести в предметно - развивающую среду предметы, игрушки по
данной теме. Именно тематические выставки помогают ребенку лучше
познакомиться с народным творчеством, закрепить основные признаки росписи.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание
сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном,
комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Украшением группы может стать подвесная среда, которая создается с
учетом возраста детей, периода прохождения определенных тем реализуемой
программы. Подвесная среда группы позволяет не только внести в дизайн
помещения красоту и новизну, но и проводить работу по закреплению
пройденного материала.
Так, например, в младшей группе с целью освоения сенсорных эталонов,
можно подвесить птичек (бабочек, снежинки, листочки), различных по цвету,
размеру.
В старших группах для закрепления знаний о перелетных и зимующих
птицах, можно подвесить рисунки птиц в разных уголках группы, для
21
закрепления геометрических фигур - разместить их в разных уголках группы и
использовать для закрепления, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
7. Принцип открытости – закрытости
Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой,
незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к
развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и
развивающейся. Данный принцип представляется в нескольких аспектах:
• Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующие
единству человека и природы. Важно использовать в группах цветы, используя
растения с учетом их разрешения использования в детских учреждениях,
осуществляя расстановку, исходя из предпочтений различных растений.
• Второй аспект принципа - это открытость культуре. Элементы культуры -
настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто
оформительский характер украшения помещения, а должны органически входить
в дизайн интерьера.
• Открытость своего «Я». Среда формируется таким образом, чтобы
способствовать формированию и развитию «Я - образа». Возраст от 3 до 7 лет -
замечательный возраст, в котором ребенок формируется как личность. У него
начинается складываться Я - концепция - динамическая система представления о
самом себе, которая включает в себя:
- сознание своих физических и интеллектуальных свойств;
- самооценку;
- субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних
факторов.
Я - концепция формируется под воздействием жизненного опыта, детско-
родительских отношений. И так как опыт у ребенка невелик, то нужно и важно
помочь ребенку в формировании Я - образа, при этом, обращая особое внимание
на умение ребенком распознавать свои положительные качества личности,
помогающие в общении с другими членами общества.
22
Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение,
дать собственную оценку выполненной деятельности поможет педагогу «Уголок
настроения». Выставляя определенный «знак» в виде фигурки (листик,
геометрическая фигура, воздушный шарик), заранее обсужденный с детьми эталон
(например: красный - отлично, веселое настроение, доволен выполненной работой;
зеленый - средне, настроение не очень хорошее, работой не совсем доволен;
синий -плохо, настроение плохое, выполненной работой не доволен) на стенде
«Уголок настроения», ребенок показывает свое эмоциональное состояние, свою
самооценку деятельности. Тем самым дает возможность педагогу проследить
комфортность пребывания ребенка в определенный временной промежуток.
(Кудрявцев, 2014)
В среде развития обязательно должны быть зеркала, чтобы ребенок мог не
только разглядеть себя, но и своего друга, сравнить и определить, чем он похож, а
чем отличается от своего сверстника. Также наличие зеркала в группе помогает
педагогу осуществлять привитие культуры внешнего вида у ребенка.
Особое внимание педагог должен уделить и периодичности выставления
работ детей на «стене творчества», что позволит ребенку познакомиться с
работами других детей, выделить лучшее произведение. При этом
необходимо помнить, что в течение года, работа каждого ребенка должна быть
размещена на «Стене творчества»!
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает
возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными
пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам,
так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме
должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию
должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда
развития должна помогать детям, реализовать свои интересы, способности,
наклонности.
23
Построение РППС с учетом этих вышеизложенных принципов дает
ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию
личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
При организации РППС в детском саду необходима сложная, многоплановая
и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОО.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда — это
особым образом организованное социокультурное и педагогическое
пространство, в рамках которого структурируются несколько
взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные
условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной
программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной
области могут реализовываться на основе потенциала развивающей
предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим
наполнением(9).
Предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы,
участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в
образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для
него условия;
24
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек,
материалов которые понятны и интересны детям, без которых невозможно
осуществление специфических видов детской деятельности. Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей(53).
Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом,
чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или
иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе(14).
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,
уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна
быть:
Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в
томчисле, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь,
игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют
обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами,
доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной
и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
25
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям
детей и соответствовать особенностям программы. Но при организации
пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели,
яркой раскраской мебели, так, же необходимо учитывать значение
развивающего пространства в реализации образовательных областей.
Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной
области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная
многофункциональная среда, предоставляющая возможности для
организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой
среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть
подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей,
иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические
ценности и идеалы;
Трансформируемой- обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся
интересов и возможностей детей;
Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов, в качестве
предметов-заместителей в детской игре) в разных видах детской активности.
Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии
с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.Тем самым игрушка
способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической
функции мышления;
Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том
числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
26
Вариативной - предполагает наличие в Организации (группе)
различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
(53).Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной
организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и