Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3 4 5 6 7
1. Внутренние
помещения
+
2. Обстановка для игр в
комнате
+
3. Места для уединения + +
4. Выставки для детей +
5. Пространство для
подвижных игр
+
6. Оборудование для
подвижных игр
+
7. Искусство +
8. Кубики
9. Песок / вода +
10. Ролевые игры +
11. Природа / наука +
12. Поощрение принятия
многообразия
+
Средний балл 3,5 балла
Таблица 2
Оценки окружающей среды в учреждении дошкольного образования
МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» подготовительная
группа
No критерии недос
таточ
но
мини
мальн
о
хоро
шо
отлич
но
1 2 3 4 5 6 7
1. Внутренние
помещения
+
2. Обстановка для игр в
комнате
+
3. Места для уединения +
4. Выставки для детей +
5. Пространство для
подвижных игр
+
39
6. Оборудование для
подвижных игр
+
7. Искусство +
8. Кубики +
9. Песок / вода +
10. Ролевые игры +
11. Природа / наука +
12. Поощрение принятия
многообразия
+
Средний балл 4,33 балла
Данная диагностика показала, что уровень развивающей предметно-
пространственной среды МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая
рыбка» имеет показатель – минимально. В старшей группе показатель РППС
3,5 балла, в подготовительной 4,33 балла. Средний балл оценки РППС по
двум группам - 3,91, из максимального в 7баллов. В связи с этим можно
сделать вывод, что наша среда минимально соответствует требованиям
ФГОС.
Также мы провели диагностику взаимодействия педагога с детьми в
среде. Так как взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим
фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной
деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности
ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с
окружающими. Данная диагностика помогает выявить уровень активности
педагогов, по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Диагностику мы проводили по шкалам оценки взаимодействия
педагога с детьми в окружающей среде в учреждениях дошкольного
образования (шкалы ECERS-Rдля комплексной оценки качества образования
в ДОО). При диагностике мы использовали 11критериев, которые выбрали с
учетом требований ФГОС: доступность и многообразие книг и картинок
соответствующие уровню детей в группе; поощрение детей к общению,
40
использование языка для развития навыков рассуждения, неформальное
использование языка, присмотр за детьми во время подвижных игр,
дисциплина, взаимодействие персонала и детей, взаимодействие среди детей,
распорядок дня, свободная игра, время для работы в мини
группах.Результаты были занесены в таблицы: табл. 3 – старшая группа,
табл. 4 – подготовительная группа)
Книги являются неотъемлемой частью в познании, развитии речи и
общении. Поэтому доступ к ним должен быть свободным. Но не всегда в
группах можно найти достаточное количество книг. В основном книги
организованы в центре для чтения и соответствуют уровню детей в группе.
Воспитатели в свободное время читают детям книги (во время свободной
игры, во время отдыха, как дополнение к другому занятию).
Детям разного возраста и способностей требуются различные методы
для поощрения общения. Воспитателям необходимо организовывать
соответствующие виды деятельности для детейнаправленных на поощрение
детей к общению соответствующие уровню детей в группе.Необходимо,
чтобы во время мероприятий, организуемых воспитателями для поощрения
детей к общению, персонал предпринимал активные действия, чтобы
побудить ребёнка общаться. Например, во время свободной игры
воспитатель может попросить детей рассказать о том, что они делают или,
чем они занимаются. Материалы для поощрения общения включают в себя
игровые телефоны, марионетки, фигурки на фланелевой доске, куклы и
реквизит для ролевых игр, небольшие фигурки людей и животных, и другие
вспомогательные средства, но не всегда эти материалы доступны.
Для развития навыков рассуждения воспитатели стараются вводить
понятия о логических взаимосвязях или идеях в группе детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями, с опорой на их опыт.
Например, объясняют, что прогулка следует за временем для еды,
воспитатель побуждает детей с помощью вопросов и обращений сортировать
большие и маленькие кубики, найти причину таяния льда.
41
Удовлетворение потребностей детей в языковой стимуляции – одна из
основных целей, используемых для обмена информацией и социального
общения. Поэтому воспитатели постоянно поддерживают общение с детьми.
Во время проведения подвижных игр воспитателями осуществляется
достаточный присмотр за детьми, чтобы обеспечить их безопасность и
охрану здоровья (достаточно сотрудников в данном месте, чтобы
присматривать за детьми; сотрудники распределены таким образом, чтобы
контролировать все уголки пространства; сотрудники передвигаются от
места к месту по мере необходимости; сотрудники вмешивается при
необходимости). Есть примеры положительных отношений между
педагогами и детьми (например, успокаивают плачущего ребёнка, выражают
радость при демонстрации ребенком нового навыка, доброжелательная речь).
Воспитатели достаточно контролируют ситуацию, чтобы остановить
детей от причинения вреда друг другу и эффективно используют
дисциплинарные воздействия, не основанные на наказаниях (например,
акцентируют внимание на положительном поведении, переключают ребёнка
с занятий неприемлемым видом деятельности к занятиям приемлемым видом
деятельности).
В критерии взаимодействие персонала и детей, сотрудники проявляют
дружелюбие и тепло посредством уместных физических контактов
(например, похлопывание ребёнка по спине, сотрудники отвечают
взаимностью на объятия ребёнка). Сотрудники проявляют уважение к детям
(внимательно выслушивают их, поддерживают зрительный контакт,
обращаются с детьми справедливо, не дискриминируют).Общаясь с детьми,
садятся так, чтобы смотреть глаза в глаза. Воспитатели сочувствуют и
помогают расстроенным, обиженным или рассерженным
детям.Выслушивают детей, используют конфликтные ситуации, чтобы
научить детей разрушать конфликты.
В общение между сверстниками воспитатели помогают детям
овладевать приемлемыми способами социального поведения по отношению к
42
сверстникам (например, помогают им мирно уладить конфликты вместо того
чтобы драться, помогают социально изолированным детям найти друзей,
помогает детям понять чувства друг друга). Поэтому общение между
сверстниками всегда поощряется (например, детям разрешено свободно
передвигаться, что приводит к естественному общению и возникновению
небольших групп).
В группах есть базовый распорядок дня, с которым знакомы все дети
(последовательность рутинных занятий и мероприятий остаётся примерно
одинаковой практически каждый день).
«Свободная игра» или свободный выбор не означает, что все места
должны быть доступны детям. Игра считается свободной, если
вмешательство взрослых осуществляется только по запросу детей.
Сотрудники наблюдают, за детьми, обеспечивают их безопасность и
сохранение здоровья, помогают им в их играх (например, воспитатель
помогает детям получить необходимые им материалы, помогает
использовать материалы, которыми трудно оперировать).Ежедневно есть
время для свободной игры как внутри здания, так и на открытом воздухе,
если позволяет погода.
В течение большей части дня дети находятся вместе одной большой
группой (например, все делают один и тот же проект по искусству, им всем
читают сказку, все слушают песни, пользуются туалетом одновременно). У
сотрудников очень мало возможностей пообщаться с отдельными детьми или
с малыми группами детей. Это обусловлено тем, что, несмотря на
нарушения норм СанПиН (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»») наполняемость групп
превышена.
43
Диагностику взаимодействия педагога с детьми в среде проводили в тех
же экспериментальных группах.
взаимодействия педагога с детьми в среде в учреждении
дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая
рыбка» старшая группа.
Экспертная карта для заполнения
No критерии недо
стато
чно
мини
мальн
о
хор
ош
о
отли
чно
1 2 3 4 5 6 7
1 Книги и картинки +
2 Поощрение детей
к общению
+
3 Использование
языка для
развития навыков
рассуждения
+
4 Неформальное
использование
языка
+
5 Присмотр за
детьми во время
подвижных игр
+
6 Дисциплина +
7 Взаимодействие
персонала и детей
+
8 Взаимодействие
среди детей
+
9 Распорядок дня +