ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На третьем этапе осуществляют выбор, обоснование и реализацию следующих направлений деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайной ситуации:
-
осуществление комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них; -
организация защиты населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях; -
обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях; -
организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров.
4.2. Прогнозирование масштаба и последствий чрезвычайных ситуаций.
Для прогнозирования масштаба и последствий сильных взрывов, землетрясений, катастрофического движения воздушных масс, крупномасштабных пожаров, катастрофического затопления, химического, радиационного и биологического заражения используются типовые и специальные методики.
Прогнозирование масштаба вышеназванных чрезвычайных ситуаций заключается в определении формы, размеров и изображении в масштабе на топографических картах местности очага поражения, зоны заражения, пожаров или затопления. Очаг поражения, возникающий в результате сильных взрывов и землетрясений изображается в виде концентрических окружностей вокруг центра (эпицентра) взрыва или землетрясения. Очаг поражения в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическим движением воздуха, изображают на карте местности в виде полос правильной или неправильной формы. Зоны возможного химического заражения изображаются на карте местности в виде окружности, полуокружности и сектора, в зависимости от скорости ветра в приземном слое воздуха. Зоны возможного радиоактивного заражения местности изображаются в виде вытянутых эллипсов по направлению приземного ветра. Зоны катастрофического затопления изображаются на карте местности вдоль русла рек и очертания низменностей.
При прогнозировании последствий сильных взрывов сначала определяют ожидаемую величину избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, силу землетрясения, скорость урагана, смерча или бури. Имеется математический аппарат для расчета величины избыточного давления ударной волны в зависимости от силы (мощности) взрыва, его вида в зависимости от удаления интересующей точки от центра взрыва. Сила землетрясения, скорость движения воздуха при ураганах, смерчах, бурях задается или прогнозируется гидрометеослужбами РСЧС. Затем производят сравнение ожидаемой величины поражающего фактора со справочными данными. В таблице 3 приводится характеристика очага поражения.
Используя результаты сравнения, на картах или схемах хозяйственных объектов, населенных пунктов, районов, городов изображают очаг возможного поражения. Эти данные позволяют оценить возможные потери людей и степень повреждения зданий, сооружений.
При прогнозировании последствий химического заражения определяют время подхода зараженного воздуха к интересующим руюежам, продолжительность поражающего действия химического вещества и возможные потери людей в зоне химичекого заражения.
При прогнозировании последствий радиоактивного заражения местности определяют возможность дозы облучения и тяжесть возможного радиационного поражения людей, находящихся в зоне заражения.
При прогнозирвании последствий крупномасштабных пожаров определяются зоны отдельных, сплошных и массовых пожаров и оцениваются возможные потери людей и степень повреждения зданий, сооружений и оборудования.
При прогнозировании последствий массового распространения инфекционных заболеваний и других видов бактериологических средств оценивается опасность массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений. Используя полученные результаты, принимают решение о введении специальных режимов жизнедеятельности: обсервацию или карантин.
4.3. Комплекс профилактических мероприятий по снижению ущерба от чрезвычайных ситуаций.
4.3.1. Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей.
Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения ущерба от них на территории Российской Федерации организован постоянный мониторинг природной среды и работы потенциально опасных хозяйственных объектов. Его задачами являются наблюдение и оценка состояния природной и техногенной среды с целью обнаружения возможной опасности для населения и хозяйственных объектов.
Решение этих задач возложено на учреждения министерств и ведомств Российской Федерации, входящих в функциональную подсистему РСЧС (Минприроды, Ростехнадзора, Минздрава, Минсвязи, Российской академии наук и др.). Для координации действий министерств и ведомств на федеральном уровне создана межведомственная автономная сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). В неё входят учреждения гидрометеослужбы (метеостанции, лаборатории), службы здравоохранения (санэпидемстанции), службы охраны окружающей среды (научно-исследовательские подразделения, лаборатории, станции), которые контролируют химическое, радиоактивное и биологическое заражение, а также сельскохозяйственные учреждения (ветеринарные, агрономические лаборатории и станции, научно-исследовательские организации), организации и учреждения мелиорации и водного хозяйства, пищевой и молочной промышленности, министерства путей сообщения, морского и речного флота.
Таблица 3. Характеристика зон возможного очага поражения, возникающего при сильных взрывах, землетрясениях и катастрофическом движении воздуха
Наименование зоны и её обозначение | Величина поражающего фактора | Характеристика разрушений и пожаров | Виды травм незащи-щенных людей | Вид вос-станови-тельных работ | Выход из строя основных элементов зданий, % | ||
Избыточное давление при взрыве, кПа | Сила землетрясе-ний, баллы | Скорость урагана, смерча, бури, м/с | |||||
Зона полных разруше-ний (А) | > >50 | 110-12 | 330 | Полное обрушение зданий, сооружений, сплошные тлеющие завалы | Крайне тяжелые и сильные | Восста-новление невоз-можно | 990-100 |
Зона сильных разруше-ний (В) | 330-50 | 98-10 | 330-60 | Сплошные завалы, сплошные пожары, разрушена большая часть стен зданий | Сильные, средние | Восста-новление нецеле-сообразно | 550-90 |
Зона средних разруше-ний (С) | 220-30 | 76-8 | 60-40 | Сохраняются коробки зданий и др. прочные конструкции; местные завалы, сплошные и массовые пожары | Средние, легкие | Капи-тальный ремонт | 330-50 |
Зона слабых разруше-ний (Д) | 110-20 | 55-6 | 40-30 | Разрушение второстепенных элементов сооружений, отдельные завалы, отдельные пожары | Легкие | Текущий ремонт | 110-30 |
Зона легких разруше-ний (Е) | < <10 | 44-5 | 30-20 | Повреждение отдельных второстепенных элементов сооружений, могут быть от-дельные пожары | Легкие | Мелкий ремонт | до 10 |
На всей территории Российской Федерации осуществляется спутниковый мониторинг, который позволяет:
-контролировать состояние водных объектов с целью обнаружения зон затопления;
-контролировать степень загрязнения атмосферного воздуха над городами;
-обнаруживать пожары и отслеживать их распространение;
-контролировать состояние почвы, растительных покровов и посевов.
Во всех субъектах Федерации действуют подсистемы спутникового мониторинга, которые позволяют решать не только задачи обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, но и многие хозяйственные проблемы.
Контроль за обстановкой на хозяйственных объектах организован следующим образом. На территории всех потенциально опасных объектов и прилегающей к ним территории ведется повседневный контроль за обстановкой. К потенциально опасным хозяйственным объектам относятся химически, радиационно-, биологически, гидродинамически опасные объекты и пожаро- и взрывоопасные объекты. Контроль осуществляют службы и подразделения потенциально опасных объектов, оснащенные необходимыми техническими средствами, приборами, материалами и обученным квалифицированным персоналом. На хозяйственных объектах, не отнесенных к категории потенциально опасных, контроль за обстановкой осуществляется только при непосредственной угрозе заражения, затопления объекта и прилегающей к нему территории. Для этого заблаговременно создают, оснащают и обучают необходимое количество формирований (звеньев, групп, постов специальной разведки, наблюдения и связи). Кроме того, создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами всех описанных выше органов контроля и наблюдения за опасными природными явлениями и негативными последствиями хозяйственной деятельности людей являются:
-
своевременное обнаружение химического, радиоактивного, биологического и других видов заражения, опасности затопления, возникновения пожаров и взрывов на территориях хозяйственных объектов и населенных пунктов; -
оповещение руководящих органов РСЧС, рабочих, служащих и населения об опасности возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций; -
постоянный контроль за развитием чрезвычайной ситуации и получение необходимых данных для оценки размеров зон заражения, затопления и пожаров.
4.3.2. Оповещение населения и управление действиями в чрезвычайных ситуациях.
РСЧС использует следующие системы оповещения и управления:
1) общую систему оповещения и управления;
2) автоматизированную централизованную систему оповещения (АЦСО);
3) локальные системы оповещения.
Общая система оповещения и управления состоит из государственной и ведомственных сетей. Государственная сеть связи в свою очередь состоит из узлов связи, станций и линий связи. Государственная сеть связи действует на базе предприятий Минсвязи РФ и министерств связи субъектов Федерации. Она включает следующие виды связи: телефонную, телеграфную, радиосвязь, радиорелейную, факсимильную, спутниковую, тропосферную, оптическую, почтовую, которые имеют соответствующие станции, центры, узлы и линии связи. Ведомственные системы связи созданы и функционируют во всех ведомствах: в Минпутей сообщения РФ, Мингазпроме, Минэнерго, Миннефтепроме, Минавтотрансе, Минздраве и т.д. Виды сетей связи, используемые ведомственными системами, аналогичны рассмотренным выше.
Автоматизированная централизованная система оповещения (АЦСО) РСЧС создана на базе аппаратуры типа П-160, которая управляет системами оповещения всех республик, краев, областей и городов Российской Федерации по проводным и радиорелейным каналам. В состав АЦСО входят передатчики, приемники, выносные пульты, блоки низовых звеньев системы, устройства для переключения с канала на канал и линии связи. Блоки аппаратуры П-164 установлены в пунктах управления всех звеньев территориальных подсистем РСЧС (городских, районных, республиканских, областных, краевых). АЦСО обеспечивает:
-
передачу информации должностным лицам системы РСЧС как в открытом, так и в кодированном виде; -
оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации по радио, телевидению и радиотрансляционным сетям; -
включение сигнала сирен на всей территории Российской Федерации или в отдельных республиках, краях, городах, областях, районах.
Локальные системы оповещения – это часть территориальных систем централизованного оповещения, созданных на базе телефонных и радиотрансляционных сетей АЦСО, а также на базе собственных систем оповещения хозяйственных объектов и ведомств. Локальные системы оповещения оборудуют на территории всех потенциально опасных хозяйственных объектов и в жилых кварталах, расположенных вблизи.
Министерства и ведомства, имеющие потенциально опасные хозяйственные объекты