ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, несут ответственность за своевременное оповещение населения об опасности возникновения чрезвычайной ситуации. Хозяйственный объект обеспечивает оповещение на территории в радиусе от 2,5 до 6 км вокруг предприятия, а дальше – территориальные органы РСЧС.
Для оповещения населения об опасности используют предупредительный сигнал «Внимание всем!», за которым следует передача информации о чрезвычайной ситуации. Сигнал «Внимание всем!» передается в виде записи или голосом по радио, телевидению, радиотрансляционным сетям и через громкоговорящие устройства. Этот сигнал дублируется включением сирен, протяжными гудками транспорта или хозяйственных объектов, частыми ударами в колокол, рельс и другие звучащие предметы, сигнальными ракетами.
По этому сигналу население должно приготовиться к прослушиванию экстренного сообщения о чрезвычайной ситуации.
Вслед за сигналом «Внимание всем!» передается речевая информация о виде возможной или случившейся чрезвычайной ситуации, а также сообщение о порядке действия населения в сложившейся ситуации. Сигнал «Внимание всем!» и информация о порядке действий населения в чрезвычайной ситуации периодически повторяются. Причем, в повторных передачах учитывается изменение обстановки.
Оповещение и управление действиями населения в чрезвычайной ситуации продолжается до тех пор, пока не будут ликвидированы последствия стихийного бедствия или производственной аварии.
4.3.3. Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Своевременное и качественное планирование мероприятий по защите рабочих, служащих и инженерно-технического комплекса предприятия обеспечивает значительное снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на каждом предприятии в учреждении или организации осуществляется отделами по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. По виду планирующие документы подразделяются на организационные, планирующие, учетно-отчетные и вспомогательные.
Основными организационными документами являются:
1) приказ руководителя предприятиями об организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера;
2) приказ руководителя предприятия об организации и проведении мероприятий гражданской обороны;
3) положение об отделе по делам ГО и ЧС;
4) положение о гражданской обороне предприятия;
5) положение об эвакуационной комиссии предприятия;
6) приказ руководителя предприятия об итогах подготовки по ГО, защите в ЧС и обеспечению пожарной безопасности за год.
В комплекс планирующих документов входят:
1) план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера;
2) план гражданской обороны;
3) годовой план работы комиссии по чрезвычайным ситуациям предприятия;
4) план повышения устойчивости работы предприятия в ЧС;
5) планы эвакуации рабочих и служащих в ЧС;
6) план обеспечения действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Разрабатываются также следующие учетно-отчетные и вспомогательные документы:
1) табели донесений по различным формам;
2) ежегодный доклад о состоянии ГО предприятия;
3) расписание и журналы учета занятий по подготовке рабочих и служащих по ГО и действиям в ЧС;
4) отчетные документы по обучению;
5) учетно-отчетные документы по инженерному обеспечению мероприятий ГО, организаций радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, а также по пропаганде знаний в области ГО и защиты ЧС;
6) формализованные и другие вспомогательные документы.
При разработке планирующих документов необходимо провести анализ и оценку возможной обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, учет людских и материальных ресурсов предприятия, выделить главные задачи и спланировать необходимые мероприятия по обеспечению безопасности в ЧС. При планировании определяются объем и содержание мероприятий, а также указываются конкретные лица, ответственные за выполнение мероприятий, осуществление контроля и за их реализацией.
Планирующие документы ежегодно корректируются в период с 1 января по 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года. При корректировке в планирующие документы вносятся все изменения, произошедшие за истекший период. Корректировка планирующих документов проводится также после проведения инспекторских проверок, учений и тренировок, если в их ходе выявлены недостатки. Изменения и дополнения, внесенные в планирующие документы в ходе корректировки, согласовываются с органами управления по делам ГО и ЧС района и города.
4.3.4. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях во многом определяется готовностью к действиям руководящих органов РСЧС
, а также рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения.
Порядок обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях определен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природноо и техногенного характера» (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49).
Обучению действиям в чрезвычайных ситуациях подлежат:
1) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – работающее население);
2) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются – неработающее население);
3) лица, обучающиеся в образовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются – обучающиеся);
4) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и оргаизаций;
5) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – уполномоченные работники);
6) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются – председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения – проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Для неработающего населения организуется проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Для обучающихся предусматривается проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для руководителей органов государственной власти организуется повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитьельной власти субъектов Российской Федерации.
Для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников обеспечивается повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в 2 года, в органах местного самоуправления – один раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся один раз в год продолжительностью до суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (дале именуются – формирования) организаций один раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности – один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся один раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в 3 года проводятся тренироки продолжительностью до 8 часов.
Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
4.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
При организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях используют три основных способа:
В планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций названные способы защиты используют как по отдельности, так и в различных сочетаниях.
4.4.1. Варианты проведения эвакуации населения.
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий, выполняемый территориальными и функциональными подсистемами РСЧС по организованному вывозу и выводу населения из зон вероятных или случившихся чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районах их размещения.
В зависимости от наличия данных о вероятности и характере чрезвычайной ситуации, масштаба распространения чрезвычайной ситуации, численности населения, подвергающегося опасности поражения, и срочности проведения эвакуационных мероприятий используют различные варианты эвакуации.
В зависимости от наличия достоверных данных о вероятности возникновения и характера чрезвычайной ситуации используют два варианта эвакуации: заблаговременную и экстренную. Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности чрезвычайной ситуации. Основанием для ее проведения являются прогноз возникновения запроектной аварии на потенциально опасных хозяйственных объектах, стихийного бедствия или военного конфликта. Прогноз должен быть выдан на период от нескольких суток до нескольких десятков минут до возникновения чрезвычайной ситуации. Экстренная эвакуация проводится в случае внезапного возникновения чрезвычайной ситуации.
В зависимости от масштаба распространения чрезвычайной ситуации и численности населения, подвергающегося опасности поражения, используют следующие варианты эвакуации локальную, местную, зональную, общегосударственную.
Локальная эвакуация осуществляется из зон воздействия поражающих факторов, ограниченных отдельными городскими микрорайонами или сельскими населенными пунктами, где численность населения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Для оповещения населения об опасности используют предупредительный сигнал «Внимание всем!», за которым следует передача информации о чрезвычайной ситуации. Сигнал «Внимание всем!» передается в виде записи или голосом по радио, телевидению, радиотрансляционным сетям и через громкоговорящие устройства. Этот сигнал дублируется включением сирен, протяжными гудками транспорта или хозяйственных объектов, частыми ударами в колокол, рельс и другие звучащие предметы, сигнальными ракетами.
По этому сигналу население должно приготовиться к прослушиванию экстренного сообщения о чрезвычайной ситуации.
Вслед за сигналом «Внимание всем!» передается речевая информация о виде возможной или случившейся чрезвычайной ситуации, а также сообщение о порядке действия населения в сложившейся ситуации. Сигнал «Внимание всем!» и информация о порядке действий населения в чрезвычайной ситуации периодически повторяются. Причем, в повторных передачах учитывается изменение обстановки.
Оповещение и управление действиями населения в чрезвычайной ситуации продолжается до тех пор, пока не будут ликвидированы последствия стихийного бедствия или производственной аварии.
4.3.3. Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Своевременное и качественное планирование мероприятий по защите рабочих, служащих и инженерно-технического комплекса предприятия обеспечивает значительное снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на каждом предприятии в учреждении или организации осуществляется отделами по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. По виду планирующие документы подразделяются на организационные, планирующие, учетно-отчетные и вспомогательные.
Основными организационными документами являются:
1) приказ руководителя предприятиями об организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера;
2) приказ руководителя предприятия об организации и проведении мероприятий гражданской обороны;
3) положение об отделе по делам ГО и ЧС;
4) положение о гражданской обороне предприятия;
5) положение об эвакуационной комиссии предприятия;
6) приказ руководителя предприятия об итогах подготовки по ГО, защите в ЧС и обеспечению пожарной безопасности за год.
В комплекс планирующих документов входят:
1) план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера;
2) план гражданской обороны;
3) годовой план работы комиссии по чрезвычайным ситуациям предприятия;
4) план повышения устойчивости работы предприятия в ЧС;
5) планы эвакуации рабочих и служащих в ЧС;
6) план обеспечения действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Разрабатываются также следующие учетно-отчетные и вспомогательные документы:
1) табели донесений по различным формам;
2) ежегодный доклад о состоянии ГО предприятия;
3) расписание и журналы учета занятий по подготовке рабочих и служащих по ГО и действиям в ЧС;
4) отчетные документы по обучению;
5) учетно-отчетные документы по инженерному обеспечению мероприятий ГО, организаций радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, а также по пропаганде знаний в области ГО и защиты ЧС;
6) формализованные и другие вспомогательные документы.
При разработке планирующих документов необходимо провести анализ и оценку возможной обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, учет людских и материальных ресурсов предприятия, выделить главные задачи и спланировать необходимые мероприятия по обеспечению безопасности в ЧС. При планировании определяются объем и содержание мероприятий, а также указываются конкретные лица, ответственные за выполнение мероприятий, осуществление контроля и за их реализацией.
Планирующие документы ежегодно корректируются в период с 1 января по 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года. При корректировке в планирующие документы вносятся все изменения, произошедшие за истекший период. Корректировка планирующих документов проводится также после проведения инспекторских проверок, учений и тренировок, если в их ходе выявлены недостатки. Изменения и дополнения, внесенные в планирующие документы в ходе корректировки, согласовываются с органами управления по делам ГО и ЧС района и города.
4.3.4. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях во многом определяется готовностью к действиям руководящих органов РСЧС
, а также рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения.
Порядок обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях определен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природноо и техногенного характера» (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49).
Обучению действиям в чрезвычайных ситуациях подлежат:
1) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – работающее население);
2) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются – неработающее население);
3) лица, обучающиеся в образовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются – обучающиеся);
4) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и оргаизаций;
5) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – уполномоченные работники);
6) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются – председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения – проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Для неработающего населения организуется проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Для обучающихся предусматривается проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для руководителей органов государственной власти организуется повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитьельной власти субъектов Российской Федерации.
Для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников обеспечивается повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в 2 года, в органах местного самоуправления – один раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся один раз в год продолжительностью до суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (дале именуются – формирования) организаций один раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности – один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся один раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в 3 года проводятся тренироки продолжительностью до 8 часов.
Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
4.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
При организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях используют три основных способа:
-
эвакуация населения; -
использование защитных сооружений; -
применение средств индивидуальной защиты.
В планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций названные способы защиты используют как по отдельности, так и в различных сочетаниях.
4.4.1. Варианты проведения эвакуации населения.
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий, выполняемый территориальными и функциональными подсистемами РСЧС по организованному вывозу и выводу населения из зон вероятных или случившихся чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районах их размещения.
В зависимости от наличия данных о вероятности и характере чрезвычайной ситуации, масштаба распространения чрезвычайной ситуации, численности населения, подвергающегося опасности поражения, и срочности проведения эвакуационных мероприятий используют различные варианты эвакуации.
В зависимости от наличия достоверных данных о вероятности возникновения и характера чрезвычайной ситуации используют два варианта эвакуации: заблаговременную и экстренную. Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности чрезвычайной ситуации. Основанием для ее проведения являются прогноз возникновения запроектной аварии на потенциально опасных хозяйственных объектах, стихийного бедствия или военного конфликта. Прогноз должен быть выдан на период от нескольких суток до нескольких десятков минут до возникновения чрезвычайной ситуации. Экстренная эвакуация проводится в случае внезапного возникновения чрезвычайной ситуации.
В зависимости от масштаба распространения чрезвычайной ситуации и численности населения, подвергающегося опасности поражения, используют следующие варианты эвакуации локальную, местную, зональную, общегосударственную.
Локальная эвакуация осуществляется из зон воздействия поражающих факторов, ограниченных отдельными городскими микрорайонами или сельскими населенными пунктами, где численность населения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.