Файл: ввп егс. Общая характеристика. Использование для судоходства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то время стране был нужен Волго-Дон. Строительство канала завершило бы соединение портов пяти морей европейской части СССР и обеспечивало бы переброску тяжеловесного технологического промышленного оборудования из одних портов или центров в другие.
Канал открывал бы широкие перспективы для передачи на южные моря судов из северных или внутренних промышленных центров, каких как Ленинград, Архангельск, Горький и наоборот.
Великая Отечественная война помешала осуществить эти планы. Современная история строительства канала начинается с постановления Совета Министров СССР от 28 декабря 1950 г. «О строительстве Волго-Донского судоходного канала и орошении земель в Ростовской и Сталинградской областях».
Постановлением предусматривалось строительство судоходного Волго-Донского канала, соединяющего Волгу с Доном от г. Сталинграда до г. Калача на Дону, длиной 101 км с 13 шлюзами, плотинами, насосными станциями, мостами, пристанями и другими сооружениями, а также гидроузла на Дону в районе станицы Цимлянская с регулирующим водохранилищем полезным объемом 12,6 млрд. мᶾ и электростанции при плотине Цимлянского гидроузла заявленной мощностью 160 тыс. кВт.
Официальное открытие Волго-Донского канала состоялось 27 июля 1952 г.
Питание канала осуществляет донская вода из Цимлянского водохранилища, которая с помощью трех насосных станций подается на водораздельный бьеф, а далее по Волжскому склону идет самотеком в Волгу.
Рельеф местности канала делится на три участка: донской склон с 4 шлюзами, водораздельный бьеф между 9 и 10 шлюзами и Волжский склон с 9 шлюзами. На канале созданы Карповское, Варваровское и Береславское водохранилища общей площадью 84 км².
Главное транспортное предназначение канала, это транзитные перевозки между бассейнами Волги и Дона.
Шлюзы канала имеют меньшие размеры, чем на Волге. Все 13 шлюзов имеют размер 145x17,8 м, а глубина на пороге 4,0 м. Удлинив трассу канала по сравнению с кратчайшим расстоянием между Волгой и Доном, составляющим около 60 км, строители получили возможность пересечь водораздел не там, где он поднимается над Волгой на 130-140 м, а там, где он выше уровня Волги всего на 88 м и выше уровня Дона, подпертого Цимлянским водохранилищем, всего на 44 м.
Река Дон.
Среди рек, впадающих в Черное и Азовское моря, Дон занимает третье место (после Дуная и Днепра) по протяженности – 1870 км, площади водосборного бассейна – 422 тыс. км² и речному стоку – 29,5 км², что составляет 8% годового стока всех рек Черноморско - Азовского бассейна.
Река Дон берет начало на восточных склонах Среднерусской возвышенности на высоте 180 м вблизи г. Новомосковска Тульской области. Пройдя по территории Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей, далее река впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя широкую дельту площадью 340 км². Крупные рукава дельты, которая начинается в 6 км ниже порта Ростов-на-Дону, разделяются на множество мелких рукавов, называемых гирлами и ериками. Дон – равнинная река с медленным течением, на значительном протяжении следующая по восточному склону Среднерусской возвышенности. Среднее падение реки 9,6 см/км.
Бассейн Дона занимает центральную часть южной половины Восточноевропейской (Русской) равнины. Основная часть бассейна – это лесостепная зона. Питают Дон многочисленные притоки – реки и ручьи, большинство их относится к очень малым рекам (протяженностью менее 26 км).
Основное питание реки в бассейне Дона получают от талых вод, что является причиной значительного повышения уровня Дона во время весеннего половодья – на этот период приходится 2/3 его годового стока. Затем следует затяжная межень с малыми расходами и низкими уровнями воды. Четверть годового стока Дона не доходит до устья из-за большого расхода воды на орошение, водоснабжения и другие цели.
Основные притоки Дона протекают по территории Российской Федерации, за исключением 750- километрового украинского участка Северского Донца.
Таблица 20. Характеристика основных притоков Дона
Река | Расположение относительно р.Дон | Расстояние от устья р. Дон, км | Длина реки, км | Площадь водосбора, км² |
Воронеж | Левобережное | 1397 | 342 | 21600 |
Битюг | Левобережное | 1193 | 379 | 8800 |
Хопер | Левобережное | 827 | 979 | 61100 |
Медведица | Левобережное | 798 | 745 | 34700 |
Иловля | Левобережное | 613 | 350 | 9300 |
Чир | Правобережное | 433 | 317 | 10500 |
Северский Донец | Правобережное | 186 | 1053 | 98900 |
Сал | Левобережное | 164 | 798 | 21300 |
Западный Маныч | Левобережное | 99 | 260 | 35400 |
Приток Западный Маныч с системой озер (крупнейшее – Маныч-Гудило площадью 344 км²), протекающий по Кумо -Манычской впадине, условно проводит границу между Европой и Азией. Дон судоходен на протяжении 1604 км от впадения притока Сосна, однако регулярное судоходства берет начало от г. Урыва в 1320 км от устья рукава Старый Дон.
Дон делится на три участка:
1.Участок свободного Дона от истока до устья р. Иловни;
2. Цимлянское водохранилище;
3. Участок Дона от Цимлянского водохранилища до устья.
Участок Дона от г. Калача (511 км от устья) входит в состав Единой глубоководной системы европейского части России.
Цимлянское водохранилище.
Цимлянское водохранилище образовано водоподпорными сооружениями Цимлянского гидроузла, расположенного на Дону близ г. Цимлянка.
Гидроузел введен в действие в 1952 г. и имеет в составе ГЭС установленной мощностью 204 тыс. кВт и два однокамерных шлюза с полезными размерами камер 145x17,8 м, такими же, как у шлюзов Волго-Донского судоходного канала.
Таблица 21. Характеристики Цимлянского водохранилища.
Параметры | При НПУ | При УМО |
Отметка уровня воды, м | 36,00 | 31,00 |
Площадь зеркала воды, км² | 2702 | 1885 |
Объем, кмᶾ | 23,86 | 12,32 |
Длина, км. | 360 | - |
Максимальная ширина, км | 38 | - |
Максимальная глубина, м | 35 | 30 |
Подпор от Цимлянского водохранилища по Дону распространяется до г. Лиски (1240 км).
Участок Дона от Цимлянского гидроузла до устья называют Нижним Доном. На этом участке Дон относится к типу рек с малоустойчивым руслом и протекает в широкой долине с обширной поймой.
Ниже Цимлянского гидроузла у устья р. Северский Донец в 1920 г. был построен Кочетовский транспортный гидроузел с левобережным однокамерным шлюзом 100x17 м и разборчатой судоходной плотиной.
В половодье судоходство осуществляется через разобранную плотину, поворотные фермы которой в этот период уложены на флютбете.
После ввода в эксплуатацию Цимлянского водохранилища и зарегулирования им стока Нижнего Дона работа Кочетовского гидроузла не требовалась, и суда во время навигации проходили через порог разобранной плотины.
В последующие годы в связи с ростом гарантированных габаритов пути и снижения попусков из Цимлянского водохранилища потребовался ввод в эксплуатацию Кочетовского гидроузла. Подпор от гидроузла, распространяющийся на 35 км, улучшает условия судоходства на ряде лимитирующих перекатов, а также создает необходимые глубины в устьевой части Северского Донца.
В 1969 г. Кочетовский гидроузел вновь стал эксплуатироваться, и к этому времени на гидроузле были проведены работы по увеличению длины камер шлюзов до 145 м.
Таблица 22. Характеристика гидроузлов.
Участок реки | Протяженность, км | Глубина, см | Ширина, м | Радиус закругления, м |
Калач-Кочетовский гидроузел | 327 | 400 | 50-120 | 500-1000 |
Кочетовский гидроузел- г. Азов | 165 | 360 | 80 | 300 |
В 1975 г. на Нижнем Дону был построен Николаевский гидроузел, а в 1982 г. – Константиновский, имеющие шлюзы с полезными размерами камер, как и шлюзы Цимлянского гидроузла. Все гидроузлы на Нижнем Дону – низконапорные, воднотранспортного и рыбохозяйственного назначения.
Нижний Дон имеет очень важное транспортное значение и характеризуется большим объемом перевозок, как в местном, так и в транзитном сообщении. На реке расположены порты Калач, Волгодонск, Усть-Донецк, Ростов и Азов. Общий объем переработанных грузов в этих портах в 2000 г. составил 5636,6 тыс. т.
Практическая часть.
Участок реки Волги Волгоград-Астрахань.
Этот участок мы будем проходить на речном двухпалубном пассажирском теплоходе проекта 305. Его габариты: длина – 77,91; ширина – 15,2; высота от основной линии – 12,25, осадка – 1,65.
Особенности плавания и затруднительные для судоходства места: От Волгоградского гидроузла до Астрахани протекает по Прикаспийской низменности, большая часть которой находится ниже уровня моря. Русло реки извилистое, неустойчивое, большое число рукавов и проток, затруднительных для судоходства перекатов . Так же этот участок подвержен частым изменениям положения судового хода. Это объясняется гидрологическим режимом реки, находящейся практически в своем естественном незарегулированном состоянии, и в связи с этим постоянными переформированиями русла реки.
Самый крупный рукав – р. Ахтуба, на отдельных участках она судоходна.
От ледового покрова р. Волга свободна в районе Волгограда в среднем 220-230 суток, в районе Астрахани – 260 суток. В отдельные годы зимнего ледостава на нижнем участке не бывает совсем.
При высоких весенних половодьях уровень воды в районе г. Волгограда повышается на 8-9 м, в районе г. Астрахани на 5-5,5 м. Продолжительность половодья 1,5-2 месяца, с середины апреля до июня. Спад половодья 1,5- 2 месяца, с середины апреля до мая. Как правило, спад половдья происходит довольно резко, в течение 10-12 дней и лишь в отдельные многоводные годы длится до 20 суток и более. Интенсивность спада определяется величиной сбросов воды через Волгоградский гидроузел, достигающих весной 28-30 тыс. мᶾ/с.
Наиболее сложными по условиям плавания являются воложка Коршевитая и перекаты Саралевские, на которых габариты судового хода близки к гарантированным.
На акваториях Волгоградского и Астраханского портов плавание затруднено из-за интенсивного движения судов, а в темное время суток, кроме того, из-за большого скопления посторонних источников света на берегу.
Навигационное оборудование: На участке реки Волга от Волгоградского гидроузла до Астрахани на период весеннего половодья часть кромочных плавучих знаков снимается. Конкретные сведения об этом даются на соответствующих листах атласа ЕГС (том 7).
Шлюзование судов: cудоходные сооружения Волгоградского гидроузла состоят из одной пары двухступенчатых двухкамерных параллельных шлюзов. В нижнем бьефе гидроузла суточные колебания уровней в меженный период достигают 2 м. Скорости течения воды в районе Волгограда изменяются от 3,5 до 6 км/час, а на нижнем участке (от селения Копановка до г. Астрахани) – от 1,8 до 4 км/час.