Файл: ввп егс. Общая характеристика. Использование для судоходства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В период 1818 – 1852 гг. был прорыт канал длиной 68 км в обход Белого озера. Канал имел большую, чем раньше, ширину и глубину и не имел шлюзов. Для своего времени Мариинская система представляла собой шедевр русской мысли и была удостоена в 1913 г. на Парижской всемирной выставке Большой золотой медали.
Со временем, Мариинская система устарела и стала препятствием для создания Единой глубоководной системы магистральных водных путей европейской части СССР.
Строительство Волго-Балтийского водного пути (ВБВП) началось в 1940г. Из-за Великой Отечественной войны оно было приостановлено, но в 1947 г. развернуто вновь и продолжалось до 1953 г. С 1955 г. работы возобновились и активно велись в период 1961-1963 гг. В октябре 1964 г. водный путь был сдан в постоянную эксплуатацию. Волго-Балтийский водный путь сооружен на месте старой Мариинской системы, траса которого отличается от трассы старого образца тем, что спрямляет ряд излучин рек и вместо обходных каналов проходит по крупным водоемам. Главным составляющими Волго-Балтийского водного пути на всей его многокилометровой трассе является: Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, н. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева.
Волго-Балтийский канал. Трасса общей длиной 368 км начинается от Онежского озера у устья р. Вытегры, где построен гидроузел.
Миновав, еще пять шлюзов, которые (вместе с Вытегорским шлюзом) поднимают суда на высоту 80,2 м, канал выходит на водораздельный участок длиной 262 км, расположенный между Пахомовским и Шекснинским гидроузлами.
Водораздельный бьеф проходит по руслу р. Ковжи, через Белое Озеро и Шекснинское водохранилище. Ниже водохранилища канал выходит через шлюз в р. Шексну, находящуюся в подпоре от Рыбинского водохранилища.
Большая часть канала проходит по водохранилищам и зашлюзованным участкам рек и только 67 км – искусственным руслом. На трассе всего сооружено семь шлюзов (вместо 39 старой Мариинской системы) с минимальными размерами камер 265x17.8 м и глубиной на пороге 4,2 – 5,5 м, что позволяет обеспечить проходные глубины на всей трассе канала в 4,0 м.
На трассе канала расположены порты Белозерск и Вытегра. Через Рыбинское водохранилище канал связан с крупными речными портами Череповец и Рыбинск.
Через Северо-Двинскою шлюзовую систему, соединенную с Волго-Балтийским каналом в районе пос. Топорня, осуществляется связь с бассейнами рек Сухона и Северная Двина.
Онежское озеро.
Онежское озеро является вторым по величине озером в Европе после Ладожского. Площадь водного зеркала озера составляет 9700 км². Наибольшая длина 246 км, а ширина – 91 км. Глубина озера от 10 до 120 м.
Южная половина озера подразделяется на Центральное Онего, Южное Онего и Свирское Онего (Свирская глубина), откуда вытекает р. Свирь.
В северной части Онежского озера расположены залив Большое Онего с губами Кондопожской, Лижмской и Уницкой, Петрозаводская губа, а также залив Малое Онего с распространяющимися на север Заонежским и на северо-запад Повенецким заливами.
Наиболее глубоководной частью северной половины Онежского озера считается залив Большое Онего, где максимальная глубина 100 м, а мелководными являются Повенецкий и Заонежский заливы и Шхерный район (участок между о-вом Большой Клименецкий и материком) с глубинами, не превышающими 35 м.
В Онежское озеро впадает ряд притоков: реки Суна (280 км), Водла (148 км), Андома (156 км), Мегра (93 км).
Река Свирь.
Река Свирь имеет длину 221 км, вытекает из Онежского озера и впадает в Свирскую губу Ладожского озера. Бассейн р. Свири имеет площадь водосбора 21600 км². Речная сеть бассейна довольна, велика, хотя это в основном небольшие реки.
Наиболее значимыми притоками Свири являются: реки Оять (266 км), Паша (282 км).
На р. Свири построены два комплексных гидроузла. В районе поселка Свирьстрой в 1933 г. сооружен Нижнесвирский гидроузел. Установленная мощностью ГЭС 109 тыс. кВт. В комплекс гидроузла входит однокамерный шлюз с полезными размерами камеры 265x21.5 м.
Верхнесвирский гидроузел с однокамерным шлюзом таких же размеров и ГЭС с установленной мощностью 160 тыс. кВт построен в районе г. Подпорожье в 1952 г.
Подпор Верхнесвирского гидроузла выклинивается в Онежское озеро.
Таблица 18. Характеристики Верхнесвирского и Нижнесвирского водохранилищ.
Примечание: по Верхнесвирскому водохранилищу в числителе даны величины без Онежского озера, а в знаменателе – с озером.
Ладожское озеро.
Река Нева соединяет Ладожское озеро с Балтийским морем. Длина озера 206 км, а ширина -130 км. Северная глубина 50 м. Площадь водной поверхности (без островов) составляет 17840 км², а площадь островов – 426 км².
Продолжительность навигации на Ладожском озере в среднем 195 дней.
Наиболее важными притоками Ладожского озера являются реки Олонка (87 км), Сясь (260 км), Волхов (224 км), Вуокса (156 км).
Река Нева.
Река Нева вытекает из Ладожского озера в районе г. Петрокрепость и впадает в Невскую губу Финского залива Балтийского моря. Длина реки 74 км, площадь водосбора 282000 км².
Средний уклон водной поверхности р. Невы от истока до устья составляет 7 см/км.
В истоке реки Невы лежит остров Ореховый (на нем находится знаменитая Шлиссельбургская крепость), который делит реки на два рукава, правый из них – судоходный (Кошкинский фарватер). В километре от острова с левого берега в Неву впадает Новоладожский обходной канал.
Ширина русла реки Невы изменяется в переделах: от истока до устья р. Мги ее размеры от 320 до 800 м, от Ивановских порогов до Мыса Святки река сужается до наименьшей величины 250 м, а через километр приобретает наибольшую величину 1050 м. Далее река имеет русло шириной 400-600 м и только в Санкт-Петербурге, в районе Петропавловской крепости, русло увеличивается до 1000 м.
Таблица 19. Характеристика морского пути вокруг Европы и протяженность внутреннего водного пути через Волго-Балт.
Перевозки грузов по Волго-Балтийскому пути составляют 20 млн. тон в год. Это строительные материалы, уголь, руда, удобрения, оборудование, крупногабаритные конструкции, сельскохозяйственная продукция.
Средняя продолжительность навигации на Волго-Балте составляет 180-190 суток.
На судоходной трассе организованно комплексное обслуживание судов, в которое входит: снабжение топливом и маслом, обеспечение лоцманской проводкой, снабжение продовольствием и водой, прием нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых вод, оказание помощи рейдовыми буксирами и другие услуги.
Волго-Донской канал.
Волго-Донской судоходный канал был открыт для судоходства в 1952 г., т.е. практически последним из всех крупнейших воднотранспортных соединений России, но история имеет глубокие корни.
В 1696 г. после взятия русскими войсками Азова Петр Ι решил прорыть канал, который связал бы Волгу с Доном. Канал было решено строить в самой узкой части водораздела между притоками Волги и Дона - Камышинкой и Иловлей. Работы начались в 1697 г., но в 1701г. в связи с войной, которую вела Россия, были прекращены. В дальнейшем Петром Ι была предпринята попытка соединения рек Волги и Дона через р. Оку. Работы были начаты в 1702 г. и велись до 1720 г. Было построено несколько шлюзов размером 43x10 м, но до конца стройка доведена не была.
В последние годы появлялось много проектов соединения Волги и Дона. В 1911 г. профессором Н.П. Пузыревским был представлен новые проект строительства канала.
В основу проекта Пузыревским брались суда грузоподъемностью 3500 т (100x15 м), глубина канала 3,2 м при ширине по дну 40,8 м, а размеры шлюзов 100x32 м. Питание канала рассматривалось с помощью закачивания воды из Дона. Это проект был последним проектом, составленным до 1917 г.
После Октябрьской революции, несмотря на трудности и разруху, внимание к Волго-Дону не пропало.
В 1920 г. крупным инженером Ф.П. Моргуненковым был представлен схематический проект канала, который содержал ряд новых идей, в плане комплексного использования водных ресурсов не только для судоходства, но и для орошения и энергетики.
С 1927-1928 гг. появлялись новые проекты канала. Протяженность канала составляла 100 км. Предполагалось строительство шлюзов размером 130x18 м при глубине на пороге 3,6 м. Этот проект отличался рядом технических новшеств, но в нем решалась лишь транспортная задача.
В 1934 г. институтом «Гидроэлектропроект» был подготовлен новый комплексный проект строительства Волго-Дона и сопровождался широкими экономическими изысканиями и тщательным обсуждением.
С 1925 г. стало обнаруживаться, что уровень Каспийского моря значительно снижается, в проекте вопросы борьбы со снижением уровня Каспийского моря и вопрос о Волго-Доне были очень тесно связаны. В материалах института «Гидроэлектропроект» предусматривалось, что значительную часть вод Дона направить через Волго-Донский канал в Волгу, а по ней – в Каспий. Но и этот проект не был реализован.
Со временем, Мариинская система устарела и стала препятствием для создания Единой глубоководной системы магистральных водных путей европейской части СССР.
Строительство Волго-Балтийского водного пути (ВБВП) началось в 1940г. Из-за Великой Отечественной войны оно было приостановлено, но в 1947 г. развернуто вновь и продолжалось до 1953 г. С 1955 г. работы возобновились и активно велись в период 1961-1963 гг. В октябре 1964 г. водный путь был сдан в постоянную эксплуатацию. Волго-Балтийский водный путь сооружен на месте старой Мариинской системы, траса которого отличается от трассы старого образца тем, что спрямляет ряд излучин рек и вместо обходных каналов проходит по крупным водоемам. Главным составляющими Волго-Балтийского водного пути на всей его многокилометровой трассе является: Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, н. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева.
Волго-Балтийский канал. Трасса общей длиной 368 км начинается от Онежского озера у устья р. Вытегры, где построен гидроузел.
Миновав, еще пять шлюзов, которые (вместе с Вытегорским шлюзом) поднимают суда на высоту 80,2 м, канал выходит на водораздельный участок длиной 262 км, расположенный между Пахомовским и Шекснинским гидроузлами.
Водораздельный бьеф проходит по руслу р. Ковжи, через Белое Озеро и Шекснинское водохранилище. Ниже водохранилища канал выходит через шлюз в р. Шексну, находящуюся в подпоре от Рыбинского водохранилища.
Большая часть канала проходит по водохранилищам и зашлюзованным участкам рек и только 67 км – искусственным руслом. На трассе всего сооружено семь шлюзов (вместо 39 старой Мариинской системы) с минимальными размерами камер 265x17.8 м и глубиной на пороге 4,2 – 5,5 м, что позволяет обеспечить проходные глубины на всей трассе канала в 4,0 м.
На трассе канала расположены порты Белозерск и Вытегра. Через Рыбинское водохранилище канал связан с крупными речными портами Череповец и Рыбинск.
Через Северо-Двинскою шлюзовую систему, соединенную с Волго-Балтийским каналом в районе пос. Топорня, осуществляется связь с бассейнами рек Сухона и Северная Двина.
Онежское озеро.
Онежское озеро является вторым по величине озером в Европе после Ладожского. Площадь водного зеркала озера составляет 9700 км². Наибольшая длина 246 км, а ширина – 91 км. Глубина озера от 10 до 120 м.
Южная половина озера подразделяется на Центральное Онего, Южное Онего и Свирское Онего (Свирская глубина), откуда вытекает р. Свирь.
В северной части Онежского озера расположены залив Большое Онего с губами Кондопожской, Лижмской и Уницкой, Петрозаводская губа, а также залив Малое Онего с распространяющимися на север Заонежским и на северо-запад Повенецким заливами.
Наиболее глубоководной частью северной половины Онежского озера считается залив Большое Онего, где максимальная глубина 100 м, а мелководными являются Повенецкий и Заонежский заливы и Шхерный район (участок между о-вом Большой Клименецкий и материком) с глубинами, не превышающими 35 м.
В Онежское озеро впадает ряд притоков: реки Суна (280 км), Водла (148 км), Андома (156 км), Мегра (93 км).
Река Свирь.
Река Свирь имеет длину 221 км, вытекает из Онежского озера и впадает в Свирскую губу Ладожского озера. Бассейн р. Свири имеет площадь водосбора 21600 км². Речная сеть бассейна довольна, велика, хотя это в основном небольшие реки.
Наиболее значимыми притоками Свири являются: реки Оять (266 км), Паша (282 км).
На р. Свири построены два комплексных гидроузла. В районе поселка Свирьстрой в 1933 г. сооружен Нижнесвирский гидроузел. Установленная мощностью ГЭС 109 тыс. кВт. В комплекс гидроузла входит однокамерный шлюз с полезными размерами камеры 265x21.5 м.
Верхнесвирский гидроузел с однокамерным шлюзом таких же размеров и ГЭС с установленной мощностью 160 тыс. кВт построен в районе г. Подпорожье в 1952 г.
Подпор Верхнесвирского гидроузла выклинивается в Онежское озеро.
Таблица 18. Характеристики Верхнесвирского и Нижнесвирского водохранилищ.
Показатели | Водохранилище | |
Верхнесвирское | Нижнесвирское | |
Вид регулирования стока | Многолетнее | Суточное |
Площадь водосбора, км² | 64000 | 67400 |
Среднемноголетний сток, км² в том числе сток весеннего половодья | 19,31 5,62 | 20,63 6,32 |
Отметки уровня воды НПУ | 33,30 | 17,95 |
УМО | 29,80 | 15,35 |
ФПУ (в половодье 0,1%) | 33,80 | 18,09 |
Навигационной сработки | 31,30 | 16,95 |
Площадь зеркала воды, км² При НПУ | 230/9930 | 24,3 |
При УМО | 130 | 17,9 |
Объем водохранилища, км² При НПУ | 0,71/260,56 | 0,190 |
Полезный | 0,44/13,05 | 0,023 |
Длина при НПУ, км | 96,7 | 45 |
Максимальная ширина при НПУ, км | 40 | 15 |
Наибольшая глубина при НПУ, м | 15,8 | 16,6 |
Примечание: по Верхнесвирскому водохранилищу в числителе даны величины без Онежского озера, а в знаменателе – с озером.
Ладожское озеро.
Река Нева соединяет Ладожское озеро с Балтийским морем. Длина озера 206 км, а ширина -130 км. Северная глубина 50 м. Площадь водной поверхности (без островов) составляет 17840 км², а площадь островов – 426 км².
Продолжительность навигации на Ладожском озере в среднем 195 дней.
Наиболее важными притоками Ладожского озера являются реки Олонка (87 км), Сясь (260 км), Волхов (224 км), Вуокса (156 км).
Река Нева.
Река Нева вытекает из Ладожского озера в районе г. Петрокрепость и впадает в Невскую губу Финского залива Балтийского моря. Длина реки 74 км, площадь водосбора 282000 км².
Средний уклон водной поверхности р. Невы от истока до устья составляет 7 см/км.
В истоке реки Невы лежит остров Ореховый (на нем находится знаменитая Шлиссельбургская крепость), который делит реки на два рукава, правый из них – судоходный (Кошкинский фарватер). В километре от острова с левого берега в Неву впадает Новоладожский обходной канал.
Ширина русла реки Невы изменяется в переделах: от истока до устья р. Мги ее размеры от 320 до 800 м, от Ивановских порогов до Мыса Святки река сужается до наименьшей величины 250 м, а через километр приобретает наибольшую величину 1050 м. Далее река имеет русло шириной 400-600 м и только в Санкт-Петербурге, в районе Петропавловской крепости, русло увеличивается до 1000 м.
Таблица 19. Характеристика морского пути вокруг Европы и протяженность внутреннего водного пути через Волго-Балт.
Пункты назначения | Расстояние, км | |
морем | Через Волго-Балт | |
Санкт-Петербург – Ростов-на-Дону | 9740 | 3678 |
Ростов-на-Дону – Мурманск | 10300 | 4584 |
Ростов-на-Дону – Архангельск | 11185 | 3987 |
Архангельск – Новороссийск | 10200 | 4532 |
Архангельск - Махачкала | 12577 | 4355 |
Перевозки грузов по Волго-Балтийскому пути составляют 20 млн. тон в год. Это строительные материалы, уголь, руда, удобрения, оборудование, крупногабаритные конструкции, сельскохозяйственная продукция.
Средняя продолжительность навигации на Волго-Балте составляет 180-190 суток.
На судоходной трассе организованно комплексное обслуживание судов, в которое входит: снабжение топливом и маслом, обеспечение лоцманской проводкой, снабжение продовольствием и водой, прием нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых вод, оказание помощи рейдовыми буксирами и другие услуги.
Волго-Донской канал.
Волго-Донской судоходный канал был открыт для судоходства в 1952 г., т.е. практически последним из всех крупнейших воднотранспортных соединений России, но история имеет глубокие корни.
В 1696 г. после взятия русскими войсками Азова Петр Ι решил прорыть канал, который связал бы Волгу с Доном. Канал было решено строить в самой узкой части водораздела между притоками Волги и Дона - Камышинкой и Иловлей. Работы начались в 1697 г., но в 1701г. в связи с войной, которую вела Россия, были прекращены. В дальнейшем Петром Ι была предпринята попытка соединения рек Волги и Дона через р. Оку. Работы были начаты в 1702 г. и велись до 1720 г. Было построено несколько шлюзов размером 43x10 м, но до конца стройка доведена не была.
В последние годы появлялось много проектов соединения Волги и Дона. В 1911 г. профессором Н.П. Пузыревским был представлен новые проект строительства канала.
В основу проекта Пузыревским брались суда грузоподъемностью 3500 т (100x15 м), глубина канала 3,2 м при ширине по дну 40,8 м, а размеры шлюзов 100x32 м. Питание канала рассматривалось с помощью закачивания воды из Дона. Это проект был последним проектом, составленным до 1917 г.
После Октябрьской революции, несмотря на трудности и разруху, внимание к Волго-Дону не пропало.
В 1920 г. крупным инженером Ф.П. Моргуненковым был представлен схематический проект канала, который содержал ряд новых идей, в плане комплексного использования водных ресурсов не только для судоходства, но и для орошения и энергетики.
С 1927-1928 гг. появлялись новые проекты канала. Протяженность канала составляла 100 км. Предполагалось строительство шлюзов размером 130x18 м при глубине на пороге 3,6 м. Этот проект отличался рядом технических новшеств, но в нем решалась лишь транспортная задача.
В 1934 г. институтом «Гидроэлектропроект» был подготовлен новый комплексный проект строительства Волго-Дона и сопровождался широкими экономическими изысканиями и тщательным обсуждением.
С 1925 г. стало обнаруживаться, что уровень Каспийского моря значительно снижается, в проекте вопросы борьбы со снижением уровня Каспийского моря и вопрос о Волго-Доне были очень тесно связаны. В материалах института «Гидроэлектропроект» предусматривалось, что значительную часть вод Дона направить через Волго-Донский канал в Волгу, а по ней – в Каспий. Но и этот проект не был реализован.