Файл: ввп егс. Общая характеристика. Использование для судоходства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В период 1818 – 1852 гг. был прорыт канал длиной 68 км в обход Белого озера. Канал имел большую, чем раньше, ширину и глубину и не имел шлюзов. Для своего времени Мариинская система представляла собой шедевр русской мысли и была удостоена в 1913 г. на Парижской всемирной выставке Большой золотой медали.

Со временем, Мариинская система устарела и стала препятствием для создания Единой глубоководной системы магистральных водных путей европейской части СССР.

Строительство Волго-Балтийского водного пути (ВБВП) началось в 1940г. Из-за Великой Отечественной войны оно было приостановлено, но в 1947 г. развернуто вновь и продолжалось до 1953 г. С 1955 г. работы возобновились и активно велись в период 1961-1963 гг. В октябре 1964 г. водный путь был сдан в постоянную эксплуатацию. Волго-Балтийский водный путь сооружен на месте старой Мариинской системы, траса которого отличается от трассы старого образца тем, что спрямляет ряд излучин рек и вместо обходных каналов проходит по крупным водоемам. Главным составляющими Волго-Балтийского водного пути на всей его многокилометровой трассе является: Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, н. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева.

Волго-Балтийский канал. Трасса общей длиной 368 км начинается от Онежского озера у устья р. Вытегры, где построен гидроузел.

Миновав, еще пять шлюзов, которые (вместе с Вытегорским шлюзом) поднимают суда на высоту 80,2 м, канал выходит на водораздельный участок длиной 262 км, расположенный между Пахомовским и Шекснинским гидроузлами.

Водораздельный бьеф проходит по руслу р. Ковжи, через Белое Озеро и Шекснинское водохранилище. Ниже водохранилища канал выходит через шлюз в р. Шексну, находящуюся в подпоре от Рыбинского водохранилища.

Большая часть канала проходит по водохранилищам и зашлюзованным участкам рек и только 67 км – искусственным руслом. На трассе всего сооружено семь шлюзов (вместо 39 старой Мариинской системы) с минимальными размерами камер 265x17.8 м и глубиной на пороге 4,2 – 5,5 м, что позволяет обеспечить проходные глубины на всей трассе канала в 4,0 м.

На трассе канала расположены порты Белозерск и Вытегра. Через Рыбинское водохранилище канал связан с крупными речными портами Череповец и Рыбинск.

Через Северо-Двинскою шлюзовую систему, соединенную с Волго-Балтийским каналом в районе пос. Топорня, осуществляется связь с бассейнами рек Сухона и Северная Двина.

Онежское озеро.

Онежское озеро является вторым по величине озером в Европе после Ладожского. Площадь водного зеркала озера составляет 9700 км². Наибольшая длина 246 км, а ширина – 91 км. Глубина озера от 10 до 120 м.


Южная половина озера подразделяется на Центральное Онего, Южное Онего и Свирское Онего (Свирская глубина), откуда вытекает р. Свирь.

В северной части Онежского озера расположены залив Большое Онего с губами Кондопожской, Лижмской и Уницкой, Петрозаводская губа, а также залив Малое Онего с распространяющимися на север Заонежским и на северо-запад Повенецким заливами.

Наиболее глубоководной частью северной половины Онежского озера считается залив Большое Онего, где максимальная глубина 100 м, а мелководными являются Повенецкий и Заонежский заливы и Шхерный район (участок между о-вом Большой Клименецкий и материком) с глубинами, не превышающими 35 м.

В Онежское озеро впадает ряд притоков: реки Суна (280 км), Водла (148 км), Андома (156 км), Мегра (93 км).

Река Свирь.

Река Свирь имеет длину 221 км, вытекает из Онежского озера и впадает в Свирскую губу Ладожского озера. Бассейн р. Свири имеет площадь водосбора 21600 км². Речная сеть бассейна довольна, велика, хотя это в основном небольшие реки.

Наиболее значимыми притоками Свири являются: реки Оять (266 км), Паша (282 км).

На р. Свири построены два комплексных гидроузла. В районе поселка Свирьстрой в 1933 г. сооружен Нижнесвирский гидроузел. Установленная мощностью ГЭС 109 тыс. кВт. В комплекс гидроузла входит однокамерный шлюз с полезными размерами камеры 265x21.5 м.

Верхнесвирский гидроузел с однокамерным шлюзом таких же размеров и ГЭС с установленной мощностью 160 тыс. кВт построен в районе г. Подпорожье в 1952 г.

Подпор Верхнесвирского гидроузла выклинивается в Онежское озеро.

Таблица 18. Характеристики Верхнесвирского и Нижнесвирского водохранилищ.

Показатели

Водохранилище

Верхнесвирское

Нижнесвирское

Вид регулирования стока

Многолетнее

Суточное

Площадь водосбора, км²

64000

67400

Среднемноголетний сток, км²

в том числе сток весеннего половодья

19,31

5,62

20,63

6,32

Отметки уровня воды

НПУ


33,30


17,95

УМО

29,80

15,35

ФПУ (в половодье 0,1%)

33,80

18,09

Навигационной сработки

31,30

16,95

Площадь зеркала воды, км²

При НПУ


230/9930


24,3

При УМО

130

17,9

Объем водохранилища, км²

При НПУ


0,71/260,56


0,190

Полезный

0,44/13,05

0,023

Длина при НПУ, км

96,7

45

Максимальная ширина при НПУ, км

40

15

Наибольшая глубина при НПУ, м

15,8

16,6


Примечание: по Верхнесвирскому водохранилищу в числителе даны величины без Онежского озера, а в знаменателе – с озером.
Ладожское озеро.

Река Нева соединяет Ладожское озеро с Балтийским морем. Длина озера 206 км, а ширина -130 км. Северная глубина 50 м. Площадь водной поверхности (без островов) составляет 17840 км², а площадь островов – 426 км².

Продолжительность навигации на Ладожском озере в среднем 195 дней.

Наиболее важными притоками Ладожского озера являются реки Олонка (87 км), Сясь (260 км), Волхов (224 км), Вуокса (156 км).
Река Нева.

Река Нева вытекает из Ладожского озера в районе г. Петрокрепость и впадает в Невскую губу Финского залива Балтийского моря. Длина реки 74 км, площадь водосбора 282000 км².

Средний уклон водной поверхности р. Невы от истока до устья составляет 7 см/км.

В истоке реки Невы лежит остров Ореховый (на нем находится знаменитая Шлиссельбургская крепость), который делит реки на два рукава, правый из них – судоходный (Кошкинский фарватер). В километре от острова с левого берега в Неву впадает Новоладожский обходной канал.

Ширина русла реки Невы изменяется в переделах: от истока до устья р. Мги ее размеры от 320 до 800 м, от Ивановских порогов до Мыса Святки река сужается до наименьшей величины 250 м, а через километр приобретает наибольшую величину 1050 м. Далее река имеет русло шириной 400-600 м и только в Санкт-Петербурге, в районе Петропавловской крепости, русло увеличивается до 1000 м.

Таблица 19. Характеристика морского пути вокруг Европы и протяженность внутреннего водного пути через Волго-Балт.

Пункты назначения

Расстояние, км

морем

Через Волго-Балт

Санкт-Петербург – Ростов-на-Дону

9740

3678

Ростов-на-Дону – Мурманск

10300

4584

Ростов-на-Дону – Архангельск

11185

3987

Архангельск – Новороссийск

10200

4532

Архангельск - Махачкала

12577

4355



Перевозки грузов по Волго-Балтийскому пути составляют 20 млн. тон в год. Это строительные материалы, уголь, руда, удобрения, оборудование, крупногабаритные конструкции, сельскохозяйственная продукция.

Средняя продолжительность навигации на Волго-Балте составляет 180-190 суток.

На судоходной трассе организованно комплексное обслуживание судов, в которое входит: снабжение топливом и маслом, обеспечение лоцманской проводкой, снабжение продовольствием и водой, прием нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых вод, оказание помощи рейдовыми буксирами и другие услуги.


Волго-Донской канал.

Волго-Донской судоходный канал был открыт для судоходства в 1952 г., т.е. практически последним из всех крупнейших воднотранспортных соединений России, но история имеет глубокие корни.

В 1696 г. после взятия русскими войсками Азова Петр Ι решил прорыть канал, который связал бы Волгу с Доном. Канал было решено строить в самой узкой части водораздела между притоками Волги и Дона - Камышинкой и Иловлей. Работы начались в 1697 г., но в 1701г. в связи с войной, которую вела Россия, были прекращены. В дальнейшем Петром Ι была предпринята попытка соединения рек Волги и Дона через р. Оку. Работы были начаты в 1702 г. и велись до 1720 г. Было построено несколько шлюзов размером 43x10 м, но до конца стройка доведена не была.

В последние годы появлялось много проектов соединения Волги и Дона. В 1911 г. профессором Н.П. Пузыревским был представлен новые проект строительства канала.

В основу проекта Пузыревским брались суда грузоподъемностью 3500 т (100x15 м), глубина канала 3,2 м при ширине по дну 40,8 м, а размеры шлюзов 100x32 м. Питание канала рассматривалось с помощью закачивания воды из Дона. Это проект был последним проектом, составленным до 1917 г.

После Октябрьской революции, несмотря на трудности и разруху, внимание к Волго-Дону не пропало.

В 1920 г. крупным инженером Ф.П. Моргуненковым был представлен схематический проект канала, который содержал ряд новых идей, в плане комплексного использования водных ресурсов не только для судоходства, но и для орошения и энергетики.

С 1927-1928 гг. появлялись новые проекты канала. Протяженность канала составляла 100 км. Предполагалось строительство шлюзов размером 130x18 м при глубине на пороге 3,6 м. Этот проект отличался рядом технических новшеств, но в нем решалась лишь транспортная задача.

В 1934 г. институтом «Гидроэлектропроект» был подготовлен новый комплексный проект строительства Волго-Дона и сопровождался широкими экономическими изысканиями и тщательным обсуждением.

С 1925 г. стало обнаруживаться, что уровень Каспийского моря значительно снижается, в проекте вопросы борьбы со снижением уровня Каспийского моря и вопрос о Волго-Доне были очень тесно связаны. В материалах института «Гидроэлектропроект» предусматривалось, что значительную часть вод Дона направить через Волго-Донский канал в Волгу, а по ней – в Каспий. Но и этот проект не был реализован.