Файл: ввп егс. Общая характеристика. Использование для судоходства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Искусственные сооружения построены как на мягких грунтах (гидроузлы №1-5 12) , так и на скальных сооружениях (гидроузлы №6,7,8-11,13-19) . Начале трасса проходит по южному ( Онежскому) склону (10 км), где через 7 шлюзов поднимается на высоту 70 м водораздельного участка (22 км), а затем северному (Беломорскому ) склону через 12 шлюзов спускается на 103 км к Белому морю.

Повенчанская лестница шлюзов состоит из малых бьефов, образована подпором р. Повенчанка и частично деривации. Водораздельный бьеф включает группу озер Воло, Катко, Узкие и Вадло, соединенные между собой прокатами путем поднятия уровня озер от 2 до 4 м, сооружением водораздельного канала протяженностью 6 км. Подпитывается водораздельный бьеф зарегулированными озерами Хижозеро и Верхнее Велозеро.

Северный склон канала образован за счет подпора озер Матко, Торос, Выгозеро, Надвоиц, рек Теленки, Нижний Выг и деривационных каналов между шлюзами №12-13 и 14-15.

Подпорными водосливными плотинами уровни в озерах и образованных бьефах подняты до 6 м, созданы благоприятные условия для прохода всех типов судов.

В связи с необходимостью обеспечения условий для перевозок грузов крупнотоннажным флотом, в том числе «река-море» плавания, в 70-х годах осуществлен комплекс мероприятий, как на гидросооружениях, так и на судоходных путях: усилен профиль ряда земляных сооружений, подняты отметки стен камер шлюзов, проведено дноуглубление и спрямление лимитирующих участков. В итоге глубина составила 4 м, и канал был внесен в единую глубоководную систему европейской части страны для транзитного судоходства. Все 19 шлюзов имеют полезные размеры камер 135x14.3 км, общая длина канала составляет 227 км, искусственные участки – около 40 км.

Канал дал мощный толчок экономическому и культурному развитию края. На базе канала построен каскад Выгских ГЭС, энергия которых используется на алюминиевом и целлюлозно-бумажном комбинатах. Значение канал особенно выросло после ввода в эксплуатацию в 1964 г, реконструированного Волго-Балтийского водного пути.

Онежское озеро (9890 км²) является важным звеном Единой глубоководной системы. Озеро принято делить на северную и южную части по линии Петрозаводск – устье р. Водлы. На озере нередко возникают штормовые ветры, высота волны 3-4 м. Небольшие суда в этом случае пользуются обходным Онежским каналом протяженностью 68 км.

На Онежском озере расположены порты Петрозаводск, Медвежьегорск, крупные пристани Шокша, Кондопога, Челмужи, Повенец и др.



Канал имени Москвы.

В 30-е годы в связи с развитием и ростом Москвы встал вопрос о водоснабжении города питьевой водой. Уже в 1931 г. московский водопровод подавал в городскую сеть свыше 50% расхода воды р. Москвы. Остальная часть расхода оставалась на нужды судоходства.

В то же время роль водного транспорта в общем грузообороте Московского транспортного узла в те годы была весьма скромной. Так, в 1931г. на долю железнодорожного транспорта приходилось 96,7 % всего грузооборота и лишь 3,0 % - на долю водного транспорта. В связи с решением правительства о генеральном плане реконструкции Москвы, требовалось огромное количество строительных материалов.

Таким образом, народнохозяйственные предпосылки были таковы, что требовали привлечение нового водного источника, который бы обеспечивал столицу водой, давал бы воду для судоходства и улучшение санитарного состояния р. Москвы и ее притоков. Проблему можно было решить, соединив Москву с Волгой.

Первый проект строительства искусственного водного пути, соединяющего р. Москву с верхней Волгой, появился еще в 1674 г., а первая попытка соединения рек была предпринята в 1825 г. при императоре Николае Ι. Канал с 20 шлюзами строился 20 лет и в 1844 г. был открыт для судоходства, однако с началом строительства Николаевской (Октябрьской) железной дороги водный путь был закрыт, а сооружения уничтожены.

В 30-х годах первоочередной задачей проектировщиков был выбор наиболее целесообразной схемы и трассы нового канала. В форме схематического проекта тогда было разработано три варианта трассы канала ( Старицкий -230 км, Шошинский -122 км и Дмитровский – 128 км).

При проведении технико-экономических расчетов и сравнений всех трех вариантов показали определенное преимущество Дмитриевского варианта, на котором и был остановлен выбор.

Канал строился с 1932 по 1937 гг. Несмотря на огромный объем земляных и бетонных работ, канал имени Москвы был построен всего за 4 года и 8 месяцев. Канал проходит частью в насыпях, а частью - в выемках. Высота дамб в отдельных местах достигает 18 м, а глубина выемок – 22,5 м.

Не исключена возможность прорыва или повреждения ограждающих дамб, так как канал имеет большую протяженность. Поэтому канал разделен на участки с помощью аварийных ворот. Первые ворота размещены в конце Икшинского водохранилища, вторые отделяют Пяловское водохранилище от Клязьминского, третьи – Клязьминское водохранилище от Химкинского, четвертые – Химкинское водохранилище от канала. Пятые аварийно-спасательные ворота построены при входе в верхний подходной канал к шлюзу №7. Закрывая их, можно в случае
необходимости отделить шлюзовую лестницу, опускающуюся к Москве, от Химкинского водохранилища.

Канал является уникальным гидротехническим сооружением комплексного назначения. Трасса канала берет начало от правого берега Волги от Иваньковского водохранилища и на протяжении 73 км идет по северному (Волжскому) склону, постепенно поднимаясь через 5 шлюзов на высоту 38 м к водораздельному бьефу.

Водораздельный бьеф канала длиной 51 км расположен между 6 (у пос. Икша) и 7 (вблизи Северного речного вокзала) шлюзами.

На этом участке создано пять водохранилищ – Пестовское, Икшинское, Пяловское, Химкинское и Клязминское– общей площадью зеркала воды 60,8 км² и объемом 348,7 млн. мᶾ.

После водораздельного бьефа трасса канала проходит по южному (Московскому) склону длиной 4 км, опускаясь при помощи двух двухкамерных шлюзов к месту соединения с р. Москвой.

Габариты канала (ширина по зеркалу 85 м и по дну 46 м, проектная глубина 5,5 м) и размеры камер шлюзов (290x30 м и 5,5 м) позволяют проходить по нему всем типам и размерам судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях страны.

Главное транспортное значение канала, это обеспечение завоза грузов в столицу. На трассе имеются пристани Большая Волга и Дмитров.

Грузопоток, проходящий по каналу ,частично завершается в Северном порту, а частично направляется на Москву-реку в Западный и Южный порты столицы.

Канал имеет и важное водохозяйственное значение. В водохозяйственной системе канала насчитывается более 10 водохранилищ. Самые крупные из них являются Иваньковское и водохранилища водораздельного бьефа.

Волжская вода из Иваньковского водохранилища перекачивается насосами. Пройдя 75 – километровый путь и поднявшись на высоту 38 м, она заполняет чаши пяти водохранилищ водораздельного бьефа. В дальнейшем водный ресурс водораздельного бьефа используется для следующих целей:

1. Водоснабжение г. Москвы и пригородов – 40 м²/с;

2. Санитарное обеспечение водой рек Москвы – 30 мᶾ/с, Яузы – 5 мᶾ/с, Учи и Клязьмы – 5 мᶾ/с;

3. Обеспечение глубин в судоходной части бьефа;

4. Выработка электроэнергии;

5. Создание условий для отдыха.

На р. Москве в пределах города в состав канала входят еще два гидроузла и образованные ими водохранилища: Карамышевское и Перервинское. Имея малый полезный объем, эти водохранилища можно назвать подпертыми бьефами р. Москвы.


Для эффективного обеспечения и нормальной эксплуатации канал оборудован специальной сигнализацией и связью, что обеспечивает движение судов как днем, так и ночью.

Волго-Балтийский водный путь и канал.

Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) начинается в устье р. Невы, проходит по Ладожскому озеру, р. Свири, Онежскому озеру, непосредственно по Волго-Балтийскому каналу и соединяется с Рыбинским водохранилищем на р. Волге. На протяжении трассы от Санкт-Петербурга до Череповца (859 км) обеспечиваются габариты, достаточные для пропуска всех видов речных судов и судов класса «река-море».

История соединения бассейнов рек Волги и Невы уходит к началу 18 века.

В 1703 г. по указу Петра Ι на месте бывшего волока между реками Тверцой и Цной в районе Вышнего Волочка началось строительство канала длиной 13,3 км, положившего начало соединению бассейнов рек. Волги и Невы.

Вышневолоцкий водный путь (Волга - Тверца - водораздел- Цна – Мста – озеро Ильмень – Волхов – Ладожское озеро – Нева) стал пропускать суда в 1708г.

Учитывая, что при движении по бурному Ладожскому озеру гибло много людей, по указу Петра Ι в 1718 г. началось строительство обходного Ладожского канала длиной 111 км, которое завершилось в 1731 г.

Ладожский канал в то время был крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе. На концевых участках канала в Новой Ладоге и Шлиссельбурге были сооружены двойные шлюзы. Шлюзы были построены на реках Шальдыхе, Валии, Лаве и Назьи, впадающих в Ладожское озеро на трассе канала.

В связи с недостаточной пропускной способностью Вишневолоцкой системы в 1799 г. приступили к сооружению Мариинской системы, строительство которой было завершено в 1810 г.

Мариинский водный путь (Волга – Шексна - Белое озеро – Ковжа - водораздельный канал – Вытерга – Онежское озеро – Свирь – Ладожское озеро – Нева) в 1808 г. уже пропустил первые суда с осадкой 98 см. Система явилась важной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с важными районами страны.

Впоследствии Мариинская система стала предшественницей Волго-Балтийского водного пути. Система трижды перестраивалась, габариты ее сооружений, и пути каждый раз увеличивались.