Файл: Отчет по преддипломной практике 43. 02. 10 Туризм Студент Долгова Я. В.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты детско-юношеского спортивного туризма в России
1.1. Понятия молодежный туризм, их основные цели, задачи и особенности организации
1.2. Молодежный спортивный туризм как инструмент воспитания здорового молодого поколения
1.3. История развития молодежного спортивного туризма в России перспективы развития
Глава 2. Анализ региональных особенностей молодежного туризма в Астраханской области
2.2. Анализ развития молодежного туризма Астраханского региона
2.3. Основные выводы и перспективы развития молодежного спортивного туризма в Астраханской области.
2.2. Анализ развития молодежного туризма Астраханского региона
В Астраханской области в направлении молодежного спортивного туризма функционируют творческие объединения, центры детей и молодежи, дома детей и молодежи, а так действуют секции на базе общеобразовательных учреждений. Все они подчиняются одному отделу по туризму и краеведению по Астраханской области. По состоянию на 2011 г. на территории Астраханской области зарегистрированы следующие организации молодежные спортивного туристического направления:
✔ творческое объединение «Спортивный туризм»
✔ творческое объединение «Туристы-краеведы»
✔ творческое объединение «Туристы-горники»
✔ творческое объединение «Юный турист»
✔ творческое объединение «Спортивное ориентирование»
✔ творческое объединение «Прометей»
✔ творческое объединение «Горный туризм»
✔ ФСО (Федерация спортивного ориентирования)
✔ ЦЭВДиМ (Центр эстетического воспитания детей и молодежи)
✔ АТСК «Сигма» (Астраханский туристско-спортивный клуб «Сигма»)
✔ ДДТ «Успех» (Детский дом творчества «Успех»)
✔ ФААО (Федерация альпинизма по Астраханской области)
✔ ОРЦДП (Областной реабилитационный центр для детей и подростков)
✔ АВПЦ «Ривмар» (Астраханский водно-парусный центр «Ривмар»)
✔ Подростково - молодежный центр по комплексному туризму "Снежный Барс"
✔ Астраханский яхт-клуб
Вследствие увеличения числа педагогов-совместителей численность обучающихся в отделе в 2020-2022 учебном году по сравнению с предыдущим годом значительно выросла и составила 714 человек в I полугодии, на конец учебного года - 738 чел (Рис. 5). Из них мальчиков 388 чел. (53%), девочек 350 чел. (47%). Примерно равное соотношение мальчиков и девочек в творческих объединениях объясняется одинаковой у детей обоих полов потребностью в занятиях туристско-краеведческой деятельностью.
Контингент обучающихся согласно классификации по возрастным группам может быть представлен в виде таблицы (Таблица 2). Такое соотношение обусловлено спецификой образовательных программ туристско-краеведческой направленности, рассчитанной преимущественно на подростковый и выше возраст
Таблица 2
Соотношение численности по ступеням обучения возрастных групп
Ступени | I ступень (студены) | II ступень (25-30 лет) | III ступень (30-35 лет) |
Кол-во обучающихся в 2020-2023 учебном году | 23,2% | 35,1% | 24,6% |
Таблица 4
Образовательные программы 2020-2023 гг. в отделе внутреннего туризма и краеведения по АО
Направленность | II ступень (студенты) | II ступень (25-30 лет) | III ступень (30-35 лет) |
| Спортивный туризм | | Юный турист |
| Мой родной край | | Мой родной край |
Физкультурно-спортивная | | Спортивный туризм | Спортивный туризм |
| | | Спортивное ориентирование |
Эколого-биологическая | Юный эколог | Юный эколог | Юный эколог |
Культурологическая | | | Музей воспитывает юных |
У многих педагогов назрела необходимость специализации обучения, в связи с чем в следующем учебном году будут модифицированы на основе типовых программы «Юные туристы-спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма».
В отделе туризма и краеведения используются различные технологии обучения, реализующиеся через систему учебных занятий, которые весьма разнообразны по форме: лекции, беседы, семинары, тренировки, учебные игры, соревнования, экскурсии и походы, практические занятия, конференции, олимпиады и конкурсы.
В течение года методистами отслеживалась посещаемость обучающимися учебных занятий. В I полугодии были посещены 27 занятий 11 педагогов, во II полугодии – 42 занятий 18 педагогов. Занятия посещались как в Центре, так и на базах. Работа педагогов-совместителей, отслеживалась также на соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму.
С целью совершенствования профессионального мастерства педагогов, обмена опытом между педагогами одного профиля, оказания методической помощи педагогам, а также с целью контроля за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков обучающихся, за состоянием образовательно-воспитательного процесса педагогами отдела было проведено 4 открытых и контрольных занятия:
«Формы горного рельефа» (Каримова Э.Г.)
«Формы изображения рельефа на спортивной карте» (Саитова К.В.)
«Отработка навыков ориентирования по виду эстафета» (Громов Г.В.)
«Сердце города – Кремль» (Караваева Н.Л.)
Разнообразию содержания методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития, формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.
С точки зрения развития молодежного спортивного туризма действующие в отделе программы можно разделить на две группы:
1. Программы туристско-спортивного содержания. В результате обучения по таким программам, как «Туристы-горники», «Спортивный туризм», «Спортивное ориентирование» «Юный турист» подростки выполняют требования массовых туристских и спортивных разрядов. В этих программах на первое место выступает, не только общая физическая подготовка, но и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка.
2. Образовательные программы, использующие оздоровительные возможности туризма, туристские навыки как вспомогательный элемент для достижения их основной цели, не связанной с активными занятиями спортивно-оздоровительным туризмом. К таковым относится программа «Туристы-краеведы».
Кроме планомерно проводимой диагностики учебных достижений, выявление результатов образовательного процесса происходит и через систему зачетных мероприятий. Формы таких мероприятий различны: соревнования, походы, слеты, зачетные занятия, викторины, олимпиады, конкурсы и др. При отслеживании результативности освоения образовательных программ учитывается участие обучающихся во внутрицентровских, городских, областных и всероссийских мероприятиях.
За период 2020-2022 гг. был проведен расширенный комплекс мероприятий по молодежному (среди студентов) спортивному туризму.
Проведены традиционные 4-хдневные областные соревнования по технике пешеходного туризма, посвященные Всемирному Дню туризма. В соревнованиях приняли участие команды (6 команд, 48 участников) Красноярского, Харабалинского, Приволжского районов, г. Знаменска и г. Астрахани (ДДТ «Успех», ЦЭВДиМ). Соревнования проходили по видам: контрольно-туристский маршрут, туристская полоса препятствий, ориентирование, туристские навыки и быт, туристская песня.
За 2020-2023 гг. отделом внутреннего туризма и краеведения проводилась целенаправленная работа по оказанию инструктивно-методической, практической, консультативной помощи педагогам Центра, организаторам туристско-краеведческой работы образовательных учреждений города и области по вопросам туризма и краеведения. В частности, по вопросам организации и проведения массовых мероприятий по туризму, спортивному ориентированию, краеведению, организации исследовательской деятельности, музейного дела.
Всего за 2020-2023 гг. прошло 8 заседания областного методического объединения туристско-краеведческого направления, в которых приняло участие 73 человека: педагоги, как из образовательных учреждений города, так и районов области (Красноярского, Енотаевского, Лиманского, Приволжского, Наримановского, Камызякского, Харабалинского, Камызякского).
Тематика заседаний была подчинена решению поставленной цели и определенных членами методического объединения задач. Согласно плану работы были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:
✔ Информационные ресурсы как средство координации туристско-краеведческой деятельности в регионе;
✔ Формирования единого образовательного пространства в рамках региональной программы "Мое родное Понизовье;
✔ Областной конкурс ТКД "Отечество": секция "Родословие", «Земляки». Итоги и перспективы;
✔ Организация районных конкурсов исследовательских краеведческих работ (в рамках ТКД "Отечество");
✔ Нормативно-правовая база организации туристской деятельности учащихся;
✔ Организация и проведение летнего передвижного лагеря «Пилигрим» (Камызякский район);
✔ Из опыта организации туристско-краеведческой работы в школе;
✔ О возрождении традиций военно-патриотического воспитания подрастающего поколения;
✔ Организация летнего палаточного лагеря: от разработки программы до реализации;
✔ Планирование туристско-краеведческой работы в летний период.
Работа областного методического объединения туристско-краеведческого направления осуществлялась через такие формы методической работы, как круглые столы, консультации.
Таким образом, по результатам анализа показателей молодежного спортивного туризма по Астраханской области автором сделаны следующие выводы:
1. Молодежный спортивный туризм астраханской области находится на этапе становления. В 2020 г. наблюдалось значительное снижение количества обучающихся (368 чел.), в 2021 году наметилась тенденция роста (738 чел.) детей и подростков занимающихся спортивным туризмом.
2. Состав преподавательского состава очень ограничен, что оказывает влияние и на размер групп. В области нет специализированных направлений обучения именно инструкторов спортивного туризма. В основном преподаватели школ совмещают основную деятельность с факультативной (ведение спортивно-туристических кружков и секций).
3. На территории Астраханской области официально зарегистрировано порядка 25 молодежных спортивных организаций, но практически единицы имеют собственное отдельное оборудованное помещение для проведения занятий и тренировок, поэтому не могут принять в свои ряды расширенный поток детей и подростков желающих заняться спортивным туризмом.
4. За период 2020-2023 гг. по Астраханской области были проведены соревнования и слеты по разнообразным направлениям спортивного туризма для молодежи, а именно:
● спортивное ориентирование,
● спелеотуризм,
● пешеходный туризм,
● горный туризм,
● водный туризм.
По сравнению с предыдущими годами (2017-2019 гг.) программа соревнований значительно расширилась, и теперь охватывает почти все направления.