Файл: Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов организации Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов организации
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
-
Нормативные документы регламентирующие учет доходов и расходов……………………………………………………………………………4 -
Сравнение систем бухгалтерского и налогового учета…………….7 -
Понятие «доход» в бухгалтерском и налоговом учете …………...11 -
Понятие «расход» в бухгалтерском и налоговом учете…………..13 -
Бухгалтерский учет доходов и расходов………………..………….19 -
Отложенные налоговые активы и обязательства………………….25 -
Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов на примере строительного предприятия……………………………………………...31 -
Расчет налога на прибыль на примере предприятия……………...42
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….46
Введение
Одним из главных принципов рыночной экономики является рентабельность предприятия. Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития. В бухгалтерском учете должна отражаться вся прибыль предприятия, ее использование и связанные с ней расчеты.
В Российской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
Данный налог является федеральным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ. Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как общий. Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Согласно Налоговому Кодексу РФ, прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В данной работе рассмотрены вопросы учета расходов и доходов организации, учитываемые для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.
1. Нормативные документы регламентирующие учет доходов и расходов
В настоящее время в основу организации бухгалтерского учета положен принцип соблюдения учетного периода и соответствия расходов организации отчетному периоду и доходам, для извлечения которых они понесены. Данный принцип предполагает распределение полученных доходов и понесенных расходов по отчетным периодам. Таким образом, доходы и расходы в бухгалтерском учете подразделяются на доходы и расходы отчетного периода, участвующие в формировании финансового результата; отложенные доходы и расходы (доходы и расходы будущих периодов).
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими различные аспекты бухгалтерского учета и отчетности, являются:
-
Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011г. (изм. от 04.11.2014г). Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
2. Налоговый кодекс РФ Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в федеральные и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в РФ, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
3. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. Она является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и должно применяться с учетом других нормативных актов по бухгалтерскому учету. Причем под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (ред. от 08.11.2010). Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета (далее - типовой план счетов) и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций) (далее - организации). В настоящей Инструкции приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) (далее - счета) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка) (далее - субсчета), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи. На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее - рабочий план счетов).
5. ПБУ 9/99 Доходы организации и ПБУ 9/10 Расходы организации. Данные положения определяют порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях.
6. ПБУ 6/01 Учет основных средств. Это положение определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организациях.
7. ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов. Положение определяет методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях.
10. ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах в организациях.
11. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности и информации о расчетах по налогу на прибыль организации, а так же определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
И другие Положения по бухгалтерскому учету, которые несут в себе информацию о финансовой деятельности организаций.
2. Сравнение систем бухгалтерского и налогового учета
Сравнение основных положений систем бухгалтерского и налогового учета представлено в таблице 1.
Таблица1.
Сравнение систем бухгалтерского и налогового учета
Объект сравнения | Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
1. Основные этапы | Сбор, регистрация и обобщение информации. | 1 вариант: Обобщение информации. 2 вариант: Сбор, регистрация и обобщение информации. |
2. Охват деятельности предприятия | Все виды операций, происходящих на предприятии в отношении имущества, капитала и обязательств предприятия. | Операции в отношении доходов и расходов. |
3. Основные потребители финансовой отчетности | Инвесторы, кредиторы, конкуренты и другие заинтересованные пользователи. | Фискальные органы государства. |
4. Обязательность ведения учета | Требуется по законодательству о бухгалтерском учете. | Обязателен по НК РФ. |
5. Нормативно-правовая база | ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», федеральные законы, постановления, указы, ПБУ, методические указания, организационно-распорядительная документация. | Налоговый кодекс РФ, ФЗ о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ, законы о налогах субъектов РФ, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах. |
6. Используемые измерители | Денежные, трудовые, натуральные. | Денежные. |
7.Документирование в учете | Обязательное, непрерывное, сплошное. | Обязательное, непрерывное. |
8.Частота отчетности | Квартальная и годовая. Регламентирована стандартами бухгалтерской отчетности. | По налоговым (отчетным) периодам согласно налоговому законодательству. |
9. Виды доходов | Доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. | Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. |
10. Виды расходов | Расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. | Расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. |
11. Методы признания доходов | В момент заключения договора; в момент исполнения договора; в момент получения денег. | Метод начисления и кассовый метод. |
12. Виды амортизации. | Линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). | Линейный метод, нелинейный метод. |
13. Методы оценки запасов | По себестоимости каждой единицы; По средней себестоимости; ФИФО. | По себестоимости каждой единицы; По средней себестоимости; ФИФО |
Также несоответствия в формировании финансового результата в бухгалтерском и налоговом учете проистекает из права налогоплательщика определять доходы и расходы исходя из двух вариантов: по мере оплаты либо по мере отгрузки продукции, товаров, работ и услуг. Учитывая, что в бухгалтерском учете данные формируются с учетом допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления), при применении для целей налогообложения первого варианта (по мере оплаты) у организации возникают сложности с формированием налогооблагаемой базы, особенно в части расходов, принимаемых к вычету.
Ряд противоречий в этих системах также обусловлен отклонением от норм, лимитов и нормативов. Несмотря на то что все фактические затраты, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг, формируют их себестоимость, для целей налогообложения некоторые расходы принимаются в пределах установленных законом ограничений.
Разницы также могут возникать с применением различных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль.
В связи с этим сумма амортизации, которая начислена в бухгалтерском учете, может превышать ту, что рассчитана по правилам налогового учета, и наоборот.
Таким образом, основная проблема, по моему мнению заключается в следующем. Как организации, так и налоговые органы пользуются в целях учета действующим законодательством. Но налоговый кодекс определенно весомей законов бухгалтерского учета. Кроме того, с точки зрения фискальной эффективности, законы не могут использоваться независимо друг от друга, а поэтому должны быть унифицированы.
Все вышеизложенное представляет собой существенные проблемы при функционировании целостной системы учета, для устранения указанных несоответствий необходимо предпринять ряд мер:
-
Внести в налоговое законодательство нормы закона «О бухгалтерском учете» отдельным разделом. Однако, тут могут возникнуть другие проблемы, например: консервативному обществу Росси будет сложно принять новый порядок. Можно поступить и другим образом, отменить ФЗ « О бухгалтерском учете» и по примеру зарубежных стран регулирование бухгалтерского осуществлять через СРО (саморегулируемые организации) бухгалтеров. -
Необходимо ужесточить наказания за уклонение от уплаты налогов. Именно эти меры поддерживают эффективную деятельность СРО за рубежом. Поднятие штрафных санкций и увеличение сроков уголовного наказания, несомненно, приведут к возрастанию порядка в сфере налогообложения на предприятии. -
Для сближения двух систем учета необходимо предусмотреть одинаковые положения учетной политики. Например: