Файл: Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов организации Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример
В июле отчетного года фирма продала станок. Убыток от продажи как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составил 18 000 руб.
На момент продажи оставшийся срок службы станка составил 12 месяцев. В бухгалтерском учете эта сумма относится на финансовые результаты единовременно. В налоговом учете убыток нужно равномерно включать в расходы в течение оставшегося срока службы основного средства (п. 3 ст. 268 НК РФ).
Таким образом, при продаже основного средства в учете фирмы образовалась вычитаемая временная разница в сумме 18 000 руб. С нее бухгалтер сформировал отложенный налоговый актив:
Дт 09 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 3600 руб. (18 000 руб. * 20%) – отражена сумма отложенного налогового актива.
Начиная с августа отчетного года в налоговом учете бухгалтер ежемесячно включает в состав расходов 1500 руб. (18 000 руб. : 12 мес.). Одновременно уменьшая отложенный налоговый актив:
Дт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 09 – 300 руб. (1500 руб. * 20%) – частично погашен отложенный налоговый актив.
Кредитовый оборот по счету 09 с августа по декабрь отчетного года составил 1500 руб. (300 руб. * 5 мес.).
Разница между оборотом по дебету и кредиту счета 09 равна 2100 руб. (3600 – 1500). Ее бухгалтер указал в форме № 2 по итогам отчетного года.
Если кредитовый оборот по счету 09 превысит дебетовый, то показатель в Отчете о финансовых результатах будет отрицательным. В такой ситуации его нужно вписать в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он будет учитываться со знаком «минус».
Пример
Предприятие рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, а бухгалтерский учет ведет по методу начисления. В сентябре отчетного года предприятие получило от поставщика и списала в производство материалы на сумму 50 000 руб. Материалы оплачены поставщику не были.
Поскольку предприятие не перечислило деньги за материалы, учесть их в расходах при расчете налога на прибыль нельзя. В бухгалтерском же учете материалы списывают в обычном порядке.
В результате в учете предприятия образуется вычитаемая временная разница, по которой нужно создать отложенный налоговый актив:
Дт 09 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 10 000 руб. (50 000 руб. * 20%) – отражена сумма отложенного налогового актива.
Кроме того, в предыдущем году предприятие получило убыток 90 000 руб., который перенесла на отчетный год
, уменьшив налогооблагаемую прибыль.
Поскольку ранее по этому убытку был создан отложенный налоговый актив, в этом году бухгалтер его уменьшает:
Дт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 09 – 18 000 руб. (90 000 руб. * 20%) – погашен отложенный налоговый актив.
Других операций по счету 09 до конца года не было. Таким образом, кредитовый оборот по счету 09 превысил дебетовый на 8000 руб. (18000 – 10 000). Эту цифру бухгалтер записал в форме № 2 за отчетный год в круглых скобках.
Если за отчетный период дебетовые и кредитовые обороты по счету 09 равны, то в Отчете о финансовых результатах можно поставить прочерк.
Налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства
Вторая временная разница - налогооблагаемая. Она появляется, когда прибыль в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Если налогооблагаемую временную разницу умножим на ставку налога, то получим отложенное налоговое обязательство.
Для учета таких обязательств служит счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Если в балансе указывают кредитовое сальдо по этому счету на конец года, то в Отчете о финансовых результатах нужно отразить обороты по нему.
В Форме № 2 показывается оборот по кредиту этого счета за вычетом дебетовых оборотов.
Если кредитовый оборот по счету 77 превысит дебетовый, то показатель строки «Отложенные налоговые активы» будет отрицательным и его нужно вписать в Отчет о финансовых результатах в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он будет учитываться со знаком «минус».
Пример
В марте отчетного года фирма приобрела неисключительные права на антивирусную компьютерную программу. Стоимость прав – 7800 руб. (без НДС). Разработчик программы срок ее использования не ограничил. Поэтому руководитель фирмы распорядился списывать расходы на покупку программы в течение двух лет.
Поскольку исключительных прав на программу у фирмы нет, то бухгалтер учитывает ее стоимость на счете 97 «Расходы будущих периодов». Для этого делается запись:
Дт 97 Кт 60 – 7800 руб. – включена стоимость программы в состав расходов будущих периодов.
В налоговом учете стоимость программы можно списать в расходы единовременно (ст. 264 НК РФ).
Из-за расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом возникла налогооблагаемая временная разница, по которой нужно сформировать отложенное налоговое обязательство:
Дт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 77 – 1560 руб. (7800 руб. * 20%) – отражена сумма отложенного налогового обязательства.
Начиная с марта отчетного года бухгалтер ежемесячно списывает в бухгалтерском учете часть стоимости программы:
Дт 26 (44) Кт 97 – 325 руб. (7800 руб. : 2 года : 12 мес.) – списана часть расходов будущих периодов.
При этом бухгалтер уменьшает сформированное ранее отложенное налоговое обязательство проводкой:
Дт 77 Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 65 руб. (325 руб. * 20%) – частично погашено отложенное налоговое обязательство.
Дебетовый оборот по счету 77 с марта по декабрь отчетного года составит 650 руб. (65 руб. * 10 мес.). Разница между оборотом по кредиту и дебету счета 77 составит 910 руб. (1560 – 650).
Эта сумма указана в форме № 2 за отчетный год в круглых скобках.
7. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов на примере строительного предприятия
Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов на примере строительного предприятия, для этого нам необходимо:
-
раскрыть особенности налогового и бухгалтерского учета доходов и расходов по договорам строительного подряда -
привести пример бухгалтерских записей для отражения выручки способом «по мере готовности» -
рассмотрим основные вопросы, связанные с определением перечня прямых расходов.
Строительство, как и любая отрасль, имеет свою специфику, которая должна учитываться финансово-экономической службой предприятия. Помимо материалоемкости, трудоемкости и рисков, строительство отличается длительным производственным циклом, которым во многом обусловлены и финансово-экономические потоки строительной организации.
Таким образом, для успешного решения поставленных задач необходимо понимать особенности бухгалтерского и налогового учета.
Особенности учета по долгосрочным договорам строительного подряда.
В соответствии с п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 06.04.2015), организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от продукции (работ, услуг) с длительным циклом изготовления одним из двух способов:
-
по мере готовности продукции (работы, услуги); -
по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Однако Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н (в ред. от 06.04.2015), не предоставляет такого выбора. Для строительных подрядчиков и субподрядчиков, выполняющих работы по долгосрочным (более одного отчетного года) договорам и договорам, сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы, применим только один способ учета доходов и расходов — по мере готовности.
В ПБУ 9/99 содержатся общие нормы бухгалтерского учета доходов, в ПБУ 2/2008 — специальные нормы для договоров строительного подряда, поэтому в нашем случае приоритет имеет ПБУ 2/2008.
Действие ПБУ 2/2008 распространяется также на лиц, оказывающих услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и другие услуги, неразрывно связанные со строящимся объектом, и на лиц, выполняющих работы по восстановлению или ликвидации (разборке) зданий, сооружений, судов, в случае работы по договорам с указанным сроком.
При применении способа «по мере готовности» по долгосрочным договорам строительного подряда выручка отражается в бухгалтерском учете независимо от того, сдана работа заказчику или нет. Она отражается в тех периодах, в которых произведены соответствующие расходы, независимо от подписания заказчиком документов, подтверждающих приемку работ.
Если сумма выручки не может быть достоверно определена, но имеется вероятность возмещения расходов, выручка признается равной сумме понесенных расходов. До сдачи работ заказчику выручка по договору, признанная способом «по мере готовности», учитывается в бухгалтерском учете как отдельный актив — не предъявленная к оплате начисленная выручка (счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»), которая списывается на дебиторскую задолженность (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») по мере выставления счетов заказчику.
Расходы, вероятность возмещения которых отсутствует, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка в бухгалтерском учете в этом случае не начисляется.
По выполненным этапам работ, сданным заказчику в периоде осуществления расходов, выручка отражается в обычном порядке, в корреспонденции со счетом 62.
Рассмотрим пример бухгалтерских записей для отражения выручки способом «по мере готовности».
Пример 1
Начисление выручки по выполненным работам, не принятым заказчиком:
Дебет счета 46 Кредит счета 90 субсчет 90-1 «Выручка» — начислена выручка по выполненным работам, не сданным заказчику. Выручка начисляется без НДС.