Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Николай Федорович Бунаков (1837 - 1904). Последователь Ушинского, теоретик и практик начального обучения. Он отбирал приёмы и способы проведения уроков объяснительного чтения, экскурсий. Материалы и выводы он использовал для составления учебников, книг для чтения и методических руководств по начальному обучению. Таким образом были разработаны "Азбука и уроки чтения" и руководство к этой книге, книга для чтения "В школе и дома". Кроме обучения чтению, письму и счёту, ввёл в программу начального обучения сведения о природе, по истории, географии, литературе, уроки светского пения, огородничество и садоводство. Используя свой опыт работы в начальном народном училище в с. Петино Воронежской губернии, Н.Ф Бунаков переработал книгу для чтения "В школе и дома", поправил "Азбуку", составил новую книгу для чтения "Живое слово".
Последователям К.Д. Ушинского приходилось бороться против рецидивов догматической методики, зубрёжки, формализма, за введение в круг детского чтения лучших произведений художественной литературы и фольклора; против засилия диктовок – "диктантомания", против заучивания правил правописания без ориентировки на чутьё языка, на общее языковое развитие; за развитие мысли на уроках русского языка.
Дореволюционный период развития методики русского языка характеризуется самостоятельностью развития методики начального обучения, прогрессивной направленностью и в плане социальном, и в плане педагогическом (курс на развитие личности учащегося), сохранением основных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, другими прогрессивными деятелями педагогики.
2. Послеоктябрьский период развития методики начального обучения русскому языку
В послеоктябрьский период в методике русского языка сохранились достижения, сделанные до 1917 г., но принципиально изменились условия развития школы и, следовательно, методики. Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г. - всеобщим и обязательным. Стали обучать грамоте взрослое население.
Однако в 20-е годы были допущены и существенные ошибки в развитии школы. В программах нарушалась систематичность изучения родного языка, не уделялось достаточного внимания грамматике, орфографическим умениям. Метод целых слов обучения грамоте, некритически позаимствованный из американской школы, не соответствовал фонетическим особенностям русского языка, не обеспечивал аналитико-синтетической работы, не создавал базы для развития твёрдых навыков правописания.
20-е годы были временем методических поисков, далеко не всегда приносивших успех. Но именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в МРЯ: созданы учебники А.М. Пешковского "Наш язык", в которых реализуется принцип наблюдений над языком, требовавший высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся; К.Б. Бархиным, А.В. Миртовым, Е.Е. Соловьёвой разработаны интереснейшие методики по развитию речи учащихся; проведены первые исследования методистов В.М. Ушакова, Н.С. Рождественского, В.А. Добромыслова и др. В эти годы вышли "Методика русского языка в трудовой школе" П.О. Афанасьева, "Книга о языке" М.А. Рыбниковой, "Живые звуки" И.Н. Шапошникова.
В 30-х годах были введены учебники, твёрдые программы, восстановлены в правах объяснительное чтение, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Большое внимание стало уделяться систематическому изучению грамматико-орфографического материала, работе по развитию всесторонней грамотности и культуры речи учащихся. Стала разрабатываться методика урока как основной формы организации учебного труда учащихся и учителя.
Развитие МРЯ в 40-60-е годы шло по пути углубления и дифференциации. Разрабатываются такие области методики, как методика словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская, А.В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н.Н. Щепетова, Е.А. Адамович), методика орфографии (Н.С. Рождественский). Анализируются ошибки по русскому языку, главным образом орфографические, а в 60-е годы – и речевые (это направление основано В.А. Добромысловым).
Появляется несколько общих курсов методики: "Методика преподавания русского языка в начальной школе" Н.П. Каноныкина и Н.А. Щербаковой (последнее, 5-е изд. вышло в 1955 г.), "Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе" А.И. Воскресенской и М.Л. Закожурниковой (3-е изд. – 1958 г.), курсы методики С.П. Редозубова, Н.А. Костина, Н.С. Рождественского, В.А. Кустарёвой и др. В 1965 г. вышел крупный научный труд – "Основы методики начального обучения русскому языку" под ред. Н.С. Рождественского. В 3-м издании "Методики русского языка" А.В. Текучева (1980) был помещен "Именной указатель" методистов русского языка от Буслаева до наших дней с перечнем опубликованных трудов. В 1988 г. вышел первый "Словарь-справочник по методике русского языка", в котором собрана и истолкована терминология. Таким образом, курс методики русского языка приобрел черты системности.
Для развития МРЯ в эти годы характерна ещё одна особенность – огромное внимание к изучению, обобщению и распространению массового опыта учителей. Журнал "Начальная школа" (издаётся с 1933 г.) регулярно печатает статьи учителей; изданы десятки сборников опыта работы учителей ("Библиотека учителя начальных классов", "Творческая лаборатория учителя" и т.п.).
С 1955 г. начали создаваться факультеты педвузов, готовящие учителей начальных классов (наш факультет был основан в 1976 г., у его истоков стоял проф. Г.Н. Приступа).
История методики начального обучения ХХ в. оценивается не однозначно. C одной стороны, в 20-е годы наблюдается исключение грамматики из программ и учебников, отказ от правил в обучении правописанию и резкое падение грамотности детей, низкий уровень культуры речи, нехватка учителей достаточно высокой квалификации, отказ от разноуровневого обучения, т.е., по существу, ориентирование на "усредненного" ученика. Все это – отрицательные показатели.
Но нельзя не видеть и существенных сдвигов к лучшему. Методика окрепла в научном отношении: определились ее связи c дидактикой и особенно c педагогической психологией. Существенно повысился научно-лингвистический уровень программ и учебников русского языка и литературы, в 60-е и в 80-90-е годы особенно. Несмотря на официaльное единство программ, c 50-х годов и поныне возникают их новые варианты, c конца 50-х годов возникают новые направления: программы и учебники дидактической школы Л.В. Занкова, научной школы Д.Б. Эльконина, эксперименты, основанные на введении понятия фонемы, П.С. Жедек, продолженные В.В. Репкиным. Опираясь на идеи А.М. Пешковского, Т.Г. Рамзаева разрабатывает единую систему изучения всех сторон языка. Она обращает внимание на связь между лексикой, фонетикой, грамматикой, орфографией, развитием и культурой речи, находит оптимальное соотношение теории и практики. Созданные ею в конце 60-х годов учебники "Русский язык" вот уже 30 лет используются в школе. Систему принципов обучения родному языку разработала Л. П. Федоренко.
Достойное место в системе обучения школьников родному языку заняло развитие речи. Все более и более укрепляются в школе позиции теории речевой деятельности, лингвистики текста, теории типов речи и жанров. Владение речью, устной и письменной, признается основной прагматической задачей курса родного языка.
Усиление позиций речи в филологическом образовании школьников явилось одной из причин возрождения риторики в доступных элементах, нередко - под названием "детской риторики" (
Т.А. Ладыженская и ее научная школа).
Новым направлением стaло также исследование речи детей дошкольного и школьного возраста. B этой области крупнейшим исследователем был А.Н. Гвоздев (1892-1959). У него были последователи: М.П. Феофанов, исследовавший синтаксические связи в речи младших школьников в 50-е годы, С.Н. Цейтлин, изучавшая речевые ошибки. B 70-е годы исследовaлась речь шестилетнего ребенка группой "Речь" под руководством Т.А. Ладыженской.
Методике правописания посвящены исследования Н.С. Рождественского (1892-1981). Долгие годы он, как автор учебника "Русский язык", определял традиционное направление в теоретической и практической методике.
Ещё в 60-70-е годы харьковскими психологами В.В. РепкинымиП.С. Жедек была разработана программа и созданы учебники (начиная с букваря), в которых последовательно реализовалась идея обучения орфографии на теоретической основе. Результаты экспериментов показали, что в первых классах к концу учебного года достигалась стопроцентная орфографическая зоркость учащихся, а к 6 классу обеспечивалась орфографическая грамотность значительно более высокая, чем в массовых школах. К сожалению, только сегодня начинают вновь получать распространение идеи, заложенные в экспериментальной методической системе В.В. Репкина и П.С. Жедек.
B области методики чтения и литературы после нескольких десятилeтий недооценки классических произведений наблюдается все усиливающаяся тенденция повышения интереса к классике, особенно в трудах Е.Е. Соловьевой (1869-1945), автора-составителя "Родной речи" в 4 книгах, М.С. Васильевой, М.И. Омороковой и др. B конце 80-х годов созданы хрестоматии "Родная речь" М.В. Головановой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой. B этой книге реализованы принципы и методические установки литературного чтения: покaзано рaзвитие литературы в России, творчество крупнейших поэтов и писателей представлено подборками их произведений, введены литературоведческие понятия и пр., а также произведения некоторых забытых писателей. Заслуживают внимания и экспериментaльные курсы, например курс мировой литературы Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко и их учебники "Глаголъ и добро", которые резко выделяются высоким уровнем трудности, необычной широтой охвата материaла: от мифологии древней Греции до древнеиндийского эпоса. Этот курс вышел под грифом "Kниги -для гуманитарных школ".
B 60-70-е годы произошло теоретическое становление и - частично - практическое внедрение методики в системы внеклассного чтения учащихся. Эту идею выдвинул в начaле века Ц.П. Балталон, но решение проблемы стало возможным значительно позже благодаря работам Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей и других. Н.Н. Светловская выдвинула задачу воспитания, формирования маленького читателя, она разработала программу читательских умений. Предложенная система поддерживалась изданием библиотечек младшего школьника. K сожалению, реaлизация этих смелых замыслов сдерживалась бедностью школьных библиотек (та же трагедия, которая препятствовaла осуществлению идей Балталона).
B методике обучения грамоте к 60-м годам назрел критический взрыв, направленный против официaльной методики - звукового аналитика-синтетического метода в исполнении С.П. Редозубова (так нaзываемый букварь АПН РСФСР). С критикой выступили Д.Б. Эльконин, создавший к концу 60-х годов свой букварь и методику обучения чтению; П.А. Грушников, А.В. Янковская, А.Лемени-Македон и др. Критика ускорила поиск: к концу десятилетия А.Ф. Шанько выступил c обоснованием звукослоговой методики учителя Ильюкевича, в 1969 r. появляется первый, экспериментальный вариант "Букваря" В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, используемый в школе до недавнего времени (также в варианте "Азбуки"). К начaлу 90-х годов появились буквари В.А. Левина и В.В. Репкина, Н.В. Нечаевой, "Московский букварь", "Земский букварь", "Букварь-скороучка" В.Г. Горецкого c соавторами. Все буквари весьма отличаются один от другого, опираются на собственные концепции.
Исторически сложился в русской начaльной школе тесно спаянный цикл филологических предметов, или "Русская словесность". Он объединял все языковые предметы и умения - от элементарной грамоты до литеpатуры и риторики, a иногда включaл в свой состав иностранные языки, театр, музыку, изобразительное искусство и служил своеобразным центром всеобщей культуры.
Отметим основные тенденции, определяющие развитие методики родного языка в начальных классах за последние десять лет.
1. Несомненное и существенное повышение научности и в содержании учебного предмета, и в психологической и лингвистической обоснованности методики.
2. Первые шаги разных уровней образования, нацеленного на индивидуaльные возможности и интересы самого ученика.
3. Допущение в школу различных лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении государственного образовательного стандарта.