Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


          Николай Федорович Бунаков (1837 - 1904). Последователь Ушинского, теоретик и практик начального обучения. Он отбирал приёмы и способы проведения уроков объяснительного чтения, экскурсий. Материалы и выводы он использовал для составления учебников, книг для чтения и методических руководств по начальному обучению. Таким образом были разработаны "Азбука и уроки чтения" и руководство к этой книге, книга для чтения "В школе и дома". Кроме обучения чтению, письму и счёту, ввёл в программу начального обучения сведения о природе, по истории, географии, литературе, уроки светского пения, огородничество и садоводство. Используя свой опыт работы в начальном народном училище в с. Петино Воронежской губернии, Н.Ф Бунаков переработал книгу для чтения "В школе и дома", поправил "Азбуку", составил новую книгу для чтения "Живое слово".

          Последователям К.Д. Ушинского приходилось бороться против рецидивов догматической методики, зубрёжки, формализма, за введение в круг детского чтения лучших произведений художественной литературы и фольклора; против засилия диктовок – "диктантомания", против заучивания правил правописания без ориентировки на чутьё языка, на общее языковое развитие; за развитие мысли на уроках русского языка.

Дореволюционный период развития методики русского языка характеризуется самостоятельностью развития методики начального обучения, прогрессивной направленностью и в плане социальном, и в плане педагогическом (курс на развитие личности учащегося), сохранением основных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, другими прогрессивными деятелями педагогики.

2. Послеоктябрьский период развития методики начального обучения  русскому языку

          В послеоктябрьский период в методике русского языка сохранились достижения, сделанные до 1917 г., но принципиально изменились условия развития школы и, следовательно, методики. Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г. - всеобщим и обязательным. Стали обучать грамоте взрослое население.

          Однако в 20-е годы были допущены и существенные ошибки в развитии школы. В программах нарушалась систематичность изучения родного языка, не уделялось достаточного внимания грамматике, орфографическим умениям. Метод целых слов обучения грамоте, некритически позаимствованный из американской школы, не соответствовал фонетическим особенностям русского языка, не обеспечивал аналитико-синтетической работы, не создавал базы для развития твёрдых навыков правописания.


          20-е годы были временем методических поисков, далеко не всегда приносивших успех. Но именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в МРЯ: созданы учебники А.М. Пешковского "Наш язык", в которых реализуется принцип наблюдений над языком, требовавший высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся; К.Б. БархинымА.В. МиртовымЕ.Е. Соловьёвой разработаны интереснейшие методики по развитию речи учащихся; проведены первые исследования методистов В.М. УшаковаН.С. РождественскогоВ.А. Добромыслова и др. В эти годы вышли "Методика русского языка в трудовой школе" П.О. Афанасьева, "Книга о языке" М.А. Рыбниковой, "Живые звуки" И.Н. Шапошникова.

          В 30-х годах были введены учебники, твёрдые программы, восстановлены в правах объяснительное чтение, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Большое внимание стало уделяться систематическому изучению грамматико-орфографического материала, работе по развитию всесторонней грамотности и культуры речи учащихся. Стала разрабатываться методика урока как основной формы организации учебного труда учащихся и учителя.

          Развитие МРЯ в 40-60-е годы шло по пути углубления и дифференциации. Разрабатываются такие области методики, как методика словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.ИВоскресенская, А.В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н.Н. Щепетова, Е.А. Адамович), методика орфографии (Н.С. Рождественский). Анализируются ошибки по русскому языку, главным образом орфографические, а в 60-е годы – и речевые (это направление основано В.А. Добромысловым).

          Появляется несколько общих курсов методики: "Методика преподавания русского языка в начальной школе" Н.П. Каноныкина и Н.А. Щербаковой (последнее, 5-е изд. вышло в 1955 г.), "Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе" А.И. Воскресенской и М.Л. Закожурниковой (3-е изд. – 1958 г.), курсы методики С.П. Редозубова, Н.А. Костина, Н.С. Рождественского, В.А. Кустарёвой и др.  В 1965 г. вышел крупный научный труд – "Основы методики начального обучения русскому языку" под ред. Н.С. Рождественского. В 3-м издании "Методики русского языка" А.В. Текучева (1980) был помещен "Именной указатель" методистов русского языка от Буслаева до наших дней с перечнем опубликованных трудов. В 1988 г. вышел первый "Словарь-справочник по методике русского языка", в котором собрана и истолкована терминология. Таким образом, курс методики русского языка приобрел черты системности.



          Для развития МРЯ в эти годы характерна ещё одна особенность – огромное внимание к изучению, обобщению и распространению массового опыта учителей. Журнал "Начальная школа" (издаётся с 1933 г.) регулярно печатает статьи учителей; изданы десятки сборников опыта работы учителей ("Библиотека учителя начальных классов", "Творческая лаборатория учителя" и т.п.).

          С 1955 г. начали создаваться факультеты педвузов, готовящие учителей начальных классов (наш факультет был основан в 1976 г., у его истоков стоял проф. Г.Н. Приступа).

          История методики начального обучения ХХ в. оценивается не­ однозначно. C одной стороны, в 20-е годы наблюдается исключение грамматики из программ и учебников, отказ от правил в обучении правописанию и резкое падение грамотно­сти детей, низкий уро­вень культуры речи, нехватка учителей достаточно высокой ква­лификации, отказ от разноуровневого обучения, т.е., по сущест­ву, ориентирование на "усредненного" ученика. Все это – отрицательные показатели.

Но нельзя не видеть и существенных сдвигов к лучшему. Мето­дика окрепла в научном отношении: определились ее связи c ди­дактикой и особенно c педагогической психологией. Существенно повысился научно-лингвистический уровень программ и учебни­ков русского языка и литературы, в 60-е и в 80-90-е годы особен­но. Несмотря на официaльное единство программ, c 50-х годов и поныне возникают их новые варианты, c конца 50-х годов возни­кают новые направления: программы и учебники дидактической школы Л.В. Занкова, научной школы Д.Б.  Эльконина, экспери­менты, основанные на введении понятия фонемы, П.С. Жедек, продолженные В.В. Репкиным. Опираясь на идеи А.М. Пеш­ковского, Т.Г. Рамзаева разрабатывает единую систему изучения всех сторон языка. Она обращает внимание на связь между лекси­кой, фонетикой, грамматикой, орфографией, развитием и культу­рой речи, находит оптимальное соотношение теории и практики. Созданные ею в конце 60-х годов учебники "Русский язык" вот уже 30 лет используются в школе. Систему принципов обучения родному языку разработала Л. П. Федоренко.

Достойное место в системе обучения школьников родному языку заняло развитие речи. Все более и более укреп­ляются в школе позиции теории речевой деятельности, лингвис­тики текста, теории типов речи и жанров. Владение речью, уст­ной и письменной, признается основной прагматической зада­чей курса родного языка.

Усиление позиций речи в филологическом образовании школьников явилось одной из причин возрождения риторики в доступных элементах, нередко - под названием "детской ритори­ки" (
Т.А. Ладыженская и ее научная школа).

Новым направлением стaло также исследование речи детей дошкольного и школьного возраста. B этой области крупнейшим исследователем был А.Н. Гвоздев (1892-1959). У него были последователи: М.П. Феофанов, исследовавший синтаксиче­ские связи в речи младших школьников в 50-е годы, С.Н. Цейт­лин, изучавшая речевые ошибки. B 70-е годы исследовaлась речь шестилетнего ребенка группой "Речь" под руководством Т.А. Ла­дыженской.

Методике правописания посвящены исследования Н.С. Рож­дественского (1892-1981). Долгие годы он, как автор учебника "Русский язык", определял традиционное направление в теоретической и практи­ческой методике.

Ещё в 60-70-е годы харьковскими психологами В.В. РепкинымиП.СЖедек была разработана программа и созданы учебники (начиная с букваря), в которых последовательно реализовалась идея обучения орфографии на теоретической основе. Результаты экспериментов показали, что в первых классах к концу учебного года достигалась стопроцентная орфографическая зоркость учащихся, а к 6 классу обеспечивалась орфографическая грамотность значительно более высокая, чем в массовых школах. К сожалению, только сегодня начинают вновь получать распространение идеи, заложенные в экспериментальной методической системе В.В. Репкина и П.С. Жедек.

B области методики чтения и литературы после нескольких де­сятилeтий недооценки классических произведений наблюдается все усиливающаяся тенденция повышения интереса к классике, особен­но в трудах Е.Е. Соловьевой (1869-1945), автора-составителя "Род­ной речи" в 4 книгах, М.С. Васильевой, М.И. Омороковой и др. B конце 80-х годов созданы хрестоматии "Родная речь" М.В. Голо­вановой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой. B этой книге реали­зованы принципы и методические установки литературного чтения: покaзано рaзвитие литературы в России, творчество крупнейших поэтов и писателей представлено подборками их произведений, введены литературоведческие понятия и пр., а также произве­дения некоторых забытых писателей. Заслуживают внимания и экспериментaльные курсы, например курс мировой литературы Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко и их учебники "Глаголъ и добро", которые резко выделяются высоким уровнем трудности, необычной широтой охвата материaла: от мифологии древней Греции до древнеиндийского эпоса. Этот курс вышел под грифом "Kниги -для гуманитарных школ".


B 60-70-е годы произошло теоретическое становление и - час­тично - практическое внедрение методики в системы внеклассно­го чтения учащихся. Эту идею выдвинул в начaле века Ц.П. Бал­талон, но решение проблемы стало возможным значительно поз­же благодаря работам Н.Н. СветловскойО.В. Джежелей и других. Н.Н. Светловская выдвинула задачу воспитания, формирования маленького читателя, она разработала программу читательских умений. Предложенная систе­ма поддерживалась изданием библиотечек младшего школьника. K сожалению, реaлизация этих смелых замыслов сдерживалась бедностью школьных библиотек (та же трагедия, которая препят­ствовaла осуществлению идей Балталона).

B методике обучения грамоте к 60-м годам назрел критический взрыв, направленный против официaльной методики - звукового аналитика-синтетического метода в исполнении С.П. Редозубова (так нaзываемый букварь АПН РСФСР). С критикой выступили Д.Б. Эльконин, создавший к концу 60-х годов свой букварь и ме­тодику обучения чтению; П.А. Грушников, А.В. Янковская, А.Ле­мени-Македон и др. Критика ускорила поиск: к концу десятиле­тия А.Ф. Шанько выступил c обоснованием звукослоговой мето­дики учителя Ильюкевича, в 1969 r. появляется первый, экспери­ментальный вариант "Букваря" В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, используемый в школе до недавнего времени (также в варианте "Азбуки"). К начaлу 90-х годов появились буквари В.А. Левина и В.В. Репкина, Н.В. Нечаевой, "Московский букварь", "Земский букварь", "Букварь-скороучка" В.Г. Горецкого c соавторами. Все буквари весьма отличаются один от другого, опираются на собственные концепции.

Исторически сложился в русской начaльной школе тесно спаян­ный цикл филологических предметов, или "Русская словесность". Он объединял все языковые предметы и умения - от элементарной грамоты до литеpатуры и риторики, a иногда включaл в свой со­став иностранные языки, театр, музыку, изобразительное искусство и служил своеобразным центром всеобщей культуры.

Отметим основные тенденции, определяющие развитие методики род­ного языка в начальных классах за последние десять лет.

1. Несомненное и существенное повышение научности и в со­держании учебного предмета, и в психологической и лингвисти­ческой обоснованности методики.

2. Первые шаги разных уровней образования, нацеленного на индивидуaльные возможности и интересы самого ученика.

3. Допущение в школу различных лингвометодических кон­цепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении государственного образова­тельного стандарта.