Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

          2. Приёмы анализа и синтеза.

          Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.

          Анализ

  1. Выделение из речи предложений.

  2. Деление предложений на слова.

  3. Выделение из предложений слова для анализа.

  4. Деление слова на слоги, установление их количества.

  5. Выделение нового звука из слога (слова), его изучение,  установление его характеристики: гласный или согласный, твёрдый или мягкий согласный.

  6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

  7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез

  1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).

  2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

  3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.

  4. Чтение предложений и связных текстов.

Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.

При использовании приёмов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.

Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано следующими способами:

1)    выделение из предложения звука-слова ("Слива и груша" – звук [и]);

2)    выделение гласного звука, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированной буквы: ю-ла, я-ма;

3)    приём звукоподражания (Как жужжит пчела? – ж-ж-ж-ж);

4)    выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (соммак);

5)    выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно "длительных" согласных [ш], [с], [ж] (ШураСаша);

6)    выделение глухих согласных  в конце слов (кот, суп);

7)    выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (брат, грач).

          Анализ последовательности звуков в словах, подсчёт их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети будут обу
чаться в последующих классах.

          Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения (привести примеры схем-моделей предложения, слова, слога).

 

          3. Периодизация процесса обучения грамоте (по «Школе России»)

          Процесс обучения грамоте разделяют на два периода:

 

                    подготовительный                 и              основной (букварный)

                         (добукварный)

       

          безбуквенная            буквенная

               ступень                  ступень

 

          На первой ступени, безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой, со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.

          На второй ступени, буквенной, изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э знакомятся значительно позже, т.к. она редко встречается в речи; с йотированными е, ё, ю, я – также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного й с гласным.

          Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объёма  читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыки чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

          Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени (подробно их рассмотрим при изучении этого периода).

 

 

5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности

Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.

Таблицыслогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ,

чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:

1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину  различного прочтения;

3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) прочитать слог и договорить его до полного слова;

5) прочитать последовательно 2 – 3 слога так, чтобы получилось слово;

6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в произнесенных словах, и др.

Столбики словслужат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:

со сïны   ку с т   саïниïта р

Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например: стол – стул, стол – столы, стол – столик, рос – вырос. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.

1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:

–      Сколько слогов в слове?

–      Прочитайте слияния.

–      Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

–       Прочитайте слово целиком.

2. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3. Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4. Выборочное чтение слов:

-        имена людей;

-        клички животных;

-        названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

-        слова, обозначающие один или много предметов;

-        пары слов, противоположных по значению, и т.д.

5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Связныетексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой). 
Текст с первогораза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:

1) чтение по предложениям «цепочкой»,

2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;

3) пересказ прочитанного объемного текста;

4) придумывание названия рассказу;

5) рассказывание по аналогии;

6) чтение текста и работа над выразительностью;

7) ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения;

8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста;

9) чтение текста и лексическая работа.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно провести различные упражнения:

1) ответы на вопросы (беседа);

2) составление предложений;

3) составление связных текстов.

Серии сюжетных картинок используют для составленияпредложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ.

Предметные картинкиимеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так:

– называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;

– называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).

Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях:

–      называют предмет и объясняют его назначение;

–      называют предмет и раскрывают его понятие;

–      наблюдают явления многозначности слов;

– сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают      за синонимами или антонимами.

Группыпредметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как:

– различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?);

– упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?);

– сопоставление слова со звуковой схемой;

–      обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).

Схемы-моделивстречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы:


–      звукового анализа слов с опорой на данную схему;

– звукового анализа слов и составления схемы;

– сопоставления звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей;

– анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

– чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывания» предложений;

– составления предложений по схемам.

Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели.

Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть:

– перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов (нитка – ткани);

– прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;

– замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов;

– составление слов из «рассыпных» букв или слогов;

– составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова.

Лента буквпомещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:

– назвать все буквы;

– назвать гласные (согласные);

– назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука; – назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);

– назвать парные согласные;

– назвать буквы, которые не обозначают звука;

– назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.