Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Приёмы анализа и синтеза.
Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.
Анализ
-
Выделение из речи предложений. -
Деление предложений на слова. -
Выделение из предложений слова для анализа. -
Деление слова на слоги, установление их количества. -
Выделение нового звука из слога (слова), его изучение, установление его характеристики: гласный или согласный, твёрдый или мягкий согласный. -
Установление места данного звука в звуковой структуре слов. -
Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез
-
Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание). -
Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам. -
Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы. -
Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.
При использовании приёмов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.
Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано следующими способами:
1) выделение из предложения звука-слова ("Слива и груша" – звук [и]);
2) выделение гласного звука, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированной буквы: ю-ла, я-ма;
3) приём звукоподражания (Как жужжит пчела? – ж-ж-ж-ж);
4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);
5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно "длительных" согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша);
6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);
7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (брат, грач).
Анализ последовательности звуков в словах, подсчёт их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети будут обу
чаться в последующих классах.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения (привести примеры схем-моделей предложения, слова, слога).
3. Периодизация процесса обучения грамоте (по «Школе России»)
Процесс обучения грамоте разделяют на два периода:
подготовительный и основной (букварный)
(добукварный)
безбуквенная буквенная
ступень ступень
На первой ступени, безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой, со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.
На второй ступени, буквенной, изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э знакомятся значительно позже, т.к. она редко встречается в речи; с йотированными е, ё, ю, я – также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного й с гласным.
Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объёма читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыки чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени (подробно их рассмотрим при изучении этого периода).
5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности
Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.
Таблицыслогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ,
чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:
1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот;
2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;
3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;
4) прочитать слог и договорить его до полного слова;
5) прочитать последовательно 2 – 3 слога так, чтобы получилось слово;
6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в произнесенных словах, и др.
Столбики словслужат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:
со сïны ку с т саïниïта р
Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например: стол – стул, стол – столы, стол – столик, рос – вырос. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.
1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:
– Сколько слогов в слове?
– Прочитайте слияния.
– Прочитайте первый слог, затем второй (третий).
– Прочитайте слово целиком.
2. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
3. Чтение слов в прямом и обратном порядке.
4. Выборочное чтение слов:
- имена людей;
- клички животных;
- названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);
- слова, обозначающие один или много предметов;
- пары слов, противоположных по значению, и т.д.
5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.
6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.
7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.
Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.
Связныетексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой).
Текст с первогораза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:
1) чтение по предложениям «цепочкой»,
2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;
3) пересказ прочитанного объемного текста;
4) придумывание названия рассказу;
5) рассказывание по аналогии;
6) чтение текста и работа над выразительностью;
7) ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения;
8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста;
9) чтение текста и лексическая работа.
Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно провести различные упражнения:
1) ответы на вопросы (беседа);
2) составление предложений;
3) составление связных текстов.
Серии сюжетных картинок используют для составленияпредложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ.
Предметные картинкиимеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так:
– называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;
– называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).
Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях:
– называют предмет и объясняют его назначение;
– называют предмет и раскрывают его понятие;
– наблюдают явления многозначности слов;
– сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами.
Группыпредметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как:
– различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?);
– упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?);
– сопоставление слова со звуковой схемой;
– обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).
Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы:
– звукового анализа слов с опорой на данную схему;
– звукового анализа слов и составления схемы;
– сопоставления звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей;
– анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;
– чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывания» предложений;
– составления предложений по схемам.
Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели.
Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть:
– перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов (нитка – ткани);
– прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;
– замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов;
– составление слов из «рассыпных» букв или слогов;
– составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова.
Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:
– назвать все буквы;
– назвать гласные (согласные);
– назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука; – назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);
– назвать парные согласные;
– назвать буквы, которые не обозначают звука;
– назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.