ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
текущим, когда на самообразованием проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания материала.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование».^ Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если проект превращается в реферат.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и пр.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одного предмета), межпредметный.
3. Характер контактов: (среди участников класса, школы, города, региона, страны, международный).
4. Количество участников проекта (групповой, коллективный, личный).
5. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Форма подачи информации предполагает (хотя бы условно) ее возможное дальнейшее тиражирование. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудиовидеоматериалов, компьютерной программы, оригинал макета спецвыпуска журнала, стенда и т.д.
В каждом случае составляется календарный план работы, определяются необходимые источники информации (литература, Интернет, прямое интервьюирование, консультации, видеосъемки и т.д.) и технические средства для выполнения итоговой работы.
Для старшей школы перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это новый вид деятельности для школьников, пока не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школе. Но в старшей школе объем учебного материала, высокие требования к выпускнику и учителю буквально подталкивают педагога к применению проектов.
Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют- информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проема-, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
Учебно-познавательный проект ^ это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.
Главные условия работы над проектом:
- профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких воз можностей развития учащихся в процессе проект. ной деятельности;
- обучение учащихся и овладение ими технологией
проектной деятельности (умение определять
цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать деятельность), способность четко, систематически выполнять спланированную работу;
- стремление учащихся в работе над проектом, определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
- доступность для учащихся информации о ходе проекта.
Этапы проектной деятельности
1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование, актуализации, формулирование гипотезы.
2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
3^ Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.
4. Формирование гипотезы проекта.
5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.'
6. Информационное обеспечение проекта (можно выбрать учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).
Выявление и формулировка общей проблемы.
На заседании цикловой комиссии учителей школы в начале года анализируется проектная деятельность в прошлом году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определяются сроки.
Организация проектной мастерской.
Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:
- подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет - можно начинать с небольшой группой учащихся).
- обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;
- определение круга тем и проблем;
- определение правил работы: текущая отчетность и корректировка работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;
- распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.
В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогами. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.
Исследования. Учащиеся при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителями, анкетирования учащихся, различных исследований, обращения к электронной базе данных и т.д.
Обработка статистических данных, построение диаграмм; составление вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями; озвучивание видеороликов; отбор фотографического материала и составление к нему комментариев; реферирование научной и научно-популярной литературы; обобщение и осмысление материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.
Трансформация тем и проблем.
Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выработанных.
Подготовка к презентации.
Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; подготовка сопровождающих концертных и творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.
Оценка проделанной работы и анализ возможности ее продолжения.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону., 1998.
Борзоеа Л.П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. 2000. №1, 3.
Бугаев А. И. Групповая учебная деяельность учащихся при обучении физике // Физика в школе. 1990. №1:
Вейт М., Самсонов Ю,, Тучкова Т. Как оценить урок? // Сельская школа. 1999. № 4.
Глазкова Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности // Начальная школа. 1999. № 10.
Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор школы. 1994. № 5-6; 1995. № 1.
Данилова А, Г. Как организовать и провести урокисследование//Химия в школе. 1999. Дунчус М. А. Как начать урок? // Начальная школа. 1993. №8.
Исмаилова СИ. Дидактические условия Активизации познавательной деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся 5-6 кл. / Дисс. канд. пед. наук. -Липецк, 2000.
Калмыкова О. Ю., Белянкина Т. В. Из опыта реализации адаптивной системы обучения // Методика преподавания в школе. 2001. № 8.
Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пжбие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. 216 с.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995.176 с.
Конаржевстй Ю.А. Внутришкольныи менеджмент. — М., 1992.
Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.г1989.
Михалькова З.И., Самойлова Г.Р., Хатунцева Я. И. Педагогическая технология: что это такое? — Воронеж, ОблИн-тПКиПРО, 1997.
Муравьев ЕМ., Богоявленская А.Е, Формы организации учебных занятий // Завуч. 1998. № 4.
Приступа Г. Н. О типах, структуре и системе уроков // Начальная школа. 1990. № 11.
Расторгуев В.Н. Диалог и способность к самостоятельному концептуальному обобщению. — Калинин, 1988, -105с.
Селевко Т. В. Современные образовательные технологии. -М..> Народное образование, 1998.
Соколова О. Н. Методика организации урока-зачета. //Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 5.
Сухова Т. С. Из опыта проведения обобщающих уроков // Биология в школе. 1988. № 6.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990..
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., Просвещение, 1988.
Шаталов В.Ф. Психологические контакты.М. "Новая школа", 1992.
Шипулина Л.И. Разноуровневое обучение в "Школе для всех"// Завуч. 1998. № 1.
Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. 2000. №3. Taba H. Curriculum development: Theory and practice. - N.Y., 1962.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование».^ Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если проект превращается в реферат.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и пр.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одного предмета), межпредметный.
3. Характер контактов: (среди участников класса, школы, города, региона, страны, международный).
4. Количество участников проекта (групповой, коллективный, личный).
5. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Форма подачи информации предполагает (хотя бы условно) ее возможное дальнейшее тиражирование. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудиовидеоматериалов, компьютерной программы, оригинал макета спецвыпуска журнала, стенда и т.д.
В каждом случае составляется календарный план работы, определяются необходимые источники информации (литература, Интернет, прямое интервьюирование, консультации, видеосъемки и т.д.) и технические средства для выполнения итоговой работы.
Для старшей школы перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это новый вид деятельности для школьников, пока не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школе. Но в старшей школе объем учебного материала, высокие требования к выпускнику и учителю буквально подталкивают педагога к применению проектов.
Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют- информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проема-, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
Учебно-познавательный проект ^ это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.
Главные условия работы над проектом:
- профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких воз можностей развития учащихся в процессе проект. ной деятельности;
- обучение учащихся и овладение ими технологией
проектной деятельности (умение определять
цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать деятельность), способность четко, систематически выполнять спланированную работу;
- стремление учащихся в работе над проектом, определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
- доступность для учащихся информации о ходе проекта.
Этапы проектной деятельности
1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование, актуализации, формулирование гипотезы.
2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
3^ Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.
4. Формирование гипотезы проекта.
5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.'
6. Информационное обеспечение проекта (можно выбрать учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).
Выявление и формулировка общей проблемы.
На заседании цикловой комиссии учителей школы в начале года анализируется проектная деятельность в прошлом году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определяются сроки.
Организация проектной мастерской.
Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:
- подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет - можно начинать с небольшой группой учащихся).
- обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;
- определение круга тем и проблем;
- определение правил работы: текущая отчетность и корректировка работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;
- распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.
В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогами. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.
Исследования. Учащиеся при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителями, анкетирования учащихся, различных исследований, обращения к электронной базе данных и т.д.
Обработка полученной информации
Обработка статистических данных, построение диаграмм; составление вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями; озвучивание видеороликов; отбор фотографического материала и составление к нему комментариев; реферирование научной и научно-популярной литературы; обобщение и осмысление материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.
Трансформация тем и проблем.
Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выработанных.
Подготовка к презентации.
Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; подготовка сопровождающих концертных и творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.
Оценка проделанной работы и анализ возможности ее продолжения.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону., 1998.
Борзоеа Л.П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. 2000. №1, 3.
Бугаев А. И. Групповая учебная деяельность учащихся при обучении физике // Физика в школе. 1990. №1:
Вейт М., Самсонов Ю,, Тучкова Т. Как оценить урок? // Сельская школа. 1999. № 4.
Глазкова Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности // Начальная школа. 1999. № 10.
Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор школы. 1994. № 5-6; 1995. № 1.
Данилова А, Г. Как организовать и провести урокисследование//Химия в школе. 1999. Дунчус М. А. Как начать урок? // Начальная школа. 1993. №8.
Исмаилова СИ. Дидактические условия Активизации познавательной деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся 5-6 кл. / Дисс. канд. пед. наук. -Липецк, 2000.
Калмыкова О. Ю., Белянкина Т. В. Из опыта реализации адаптивной системы обучения // Методика преподавания в школе. 2001. № 8.
Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пжбие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. 216 с.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995.176 с.
Конаржевстй Ю.А. Внутришкольныи менеджмент. — М., 1992.
Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.г1989.
Михалькова З.И., Самойлова Г.Р., Хатунцева Я. И. Педагогическая технология: что это такое? — Воронеж, ОблИн-тПКиПРО, 1997.
Муравьев ЕМ., Богоявленская А.Е, Формы организации учебных занятий // Завуч. 1998. № 4.
Приступа Г. Н. О типах, структуре и системе уроков // Начальная школа. 1990. № 11.
Расторгуев В.Н. Диалог и способность к самостоятельному концептуальному обобщению. — Калинин, 1988, -105с.
Селевко Т. В. Современные образовательные технологии. -М..> Народное образование, 1998.
Соколова О. Н. Методика организации урока-зачета. //Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 5.
Сухова Т. С. Из опыта проведения обобщающих уроков // Биология в школе. 1988. № 6.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990..
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., Просвещение, 1988.
Шаталов В.Ф. Психологические контакты.М. "Новая школа", 1992.
Шипулина Л.И. Разноуровневое обучение в "Школе для всех"// Завуч. 1998. № 1.
Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. 2000. №3. Taba H. Curriculum development: Theory and practice. - N.Y., 1962.