Файл: Классификация уроков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В личностно ориентированной педагогике от учителя требуется умение задавать себе вопросы: зачем, как и для кого, он проводит урок, какой смысл вкладывает в объяснение, убеждение, пример, поощрение, какие смыслы зарождаются при этом в сознании ученика т.д.

В частности, на уроках гуманитарного цикла главный воспитательный смысл состоит в обращении к нравственности убеждающей аргументации источника информации, как одному из аспектов соответствующего принципа педагогической синергетики. На уроках естественно-математического цикла - к нравственным аспектам принципов открытости, дополнительности, становления. На уроках физкультуры он состоит в обращении к задаткам цивилизованного понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению к другимлюдям. Но эти задатки остаются невостребованными.

Изначально в человеческом сознании заложены потребности в использовании физической силы, как для сохранения жизни, так и для защиты слабых. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми. Основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция цивилизации - приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, приучает человека к гуманным, т.е. сообразным понятию "человек" отношениям к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих.

Цивилизованность, как и все обозначенные другими синергетическими принципами нравственные качества, может быть воспитана, если учителю удается поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания учащихся. В связи с этим понятие "методика", как набор жестких предписаний, требующих точного "ритуального" исполнения, уступает место понятию "технология", как более целостному и мягкому набору ориентиров и условий, допускающих творчество учителя и ученика.

Все цели: образовательные, воспитательные, развивающие - тесно взаимосвязаны друг с другом.

В зависимости от того, какой парадигмы придерживается учитель, меняются местами и цели уроков. На каждом уроке реализуются все три цели: образовательная, развивающая, воспитательная, причем комплексно. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели.


В традиционном обучении приоритетную роль играют обучающие цели, в развивающем - развивающие мышление, в личностно ориентированном - развивающие ценностно-смысловую сферу сознания личности. При постановке целей урока необходимо не только пройти все этапы продумывания, отбора и конкретизации, но и выделить ведущую цель.

К проблеме целеполагания следует также отнести необходимость фиксации целей в планах уроков.


Задачи урока



Сформулировать образовательную задачу урока - значит определить его главную идею и раскрывающие ее средства: основные события, явления, которые должны быть прочно усвоены учениками. Определить образовательные задачи урока - значит установить, чему учить на уроке, т.е. какие знания дать учащимся и какие способы и приемы мышления, какие учебные действия формировать у них, за счет чего и каким образом.
Образовательные задачи урока состоят:

- в приобретении учащимися определенного круга научных знаний, умений и навыков;

- в формировании тех способов и приемов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.

Каждый урок предполагает формирование умений и развитие навыков, которые также находят отражение в задачах.
Формируемые общеучебные умения.

Учебно-информационные: работа с устными, письменными текстами, поиск, обработка и предоставление компьютерной информации, подготовка сообщений, рефератов, конспектов и т.д.

Учебно-логические: анализ и синтез, описание объекта исследования, доказательство и опровержение, разработка гипотезы, определение предмета изучения и т.д.
Задачи развития умений на уроке:

- готовить сообщения по нескольким источникам;

- определить собственное отношение к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения;

- делать выводы на основе анализа документов, материалов учебных пособий;

- способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи,. сравнивать, конструировать вопросы, составлять план, делать выводы;

- развивать умение учащихся работать в разноуровневых группах;

- развить навыки анализа собственных поступков;

- развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу;

- развивать мотивацию и -самосовершенствование личности, формирование разумных потребностей;

- проверить и оценить усвоение материала, изученного на предшествующих занятиях;

- осуществлять контроль знаний, умений, навыков;

- ознакомить с основными формами и особенностями...

- дать представление...

- сформировать представление (некоторые умения)...

- ознакомить с научными подходами ...


- познакомить с методами (сущностью, различными представлениями, особенностями)...

- познакомить с причинами ...

- разъяснять основные подходы ...

- расширить и углубить знания...

- охарактеризовать особенности...

- сформировать знания (умения анализировать различные подходы)...

- систематизировать знания...

  • закрепить знания (умения анализировать диполярные взгляды и высказывать собственную позицию). .


Задачи развития навыков на уроке:

- приступить к формированию навыков работы в группе;

- работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей;

- формировать навык построения доказательных рассуждений;

  • закреплять навыки работы со статистическими материалами и т.д.


Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)...

- способствовать становлению умения оценивать...

- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа;

- продолжать формирование навыков работы с документами, а также умений анализировать данные с разных точек зрения, аргументировать выдвинутые тезисы и взгляды;

- раскрыть особенности...

- описать причины...

- выяснить основные отличия (источники явлений, противоречия и т.д.)...

- помочь учащимся увидеть результаты своего труда;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и т.п.

Выстраивая развивающие задачи, учитель опирается на перечень обязательных умений, определенных программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности дает материал урока для их развития, формирования того или иного нового умения на определенном уровне сложности.

Данные задачи направлены не только на развитие интересов, но и способностей. Развитие учащихся протекает непрерывно. Поэтому для учителя большую значимость имеют не вопросы о том, развиваются ли ученики в процессе обучения, а наиболее эффективные пути и средства осуществления развивающих функций

обучения:

- развивать элементы воображения в процессе реконструкции уровня научных достижений, культурной среды эпохи, в которой произошло открытие закона, разработка принципа и т.д.;

- развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме...;


- развивать осмысленное запоминание исторических дат при использовании мнемотехники (наглядных средств, опорных сигналов, конспектов и т.п.);

- развивать основы творческой деятельности в процессе конструирования модели события, факта, правила и т.п.;

- развивать критическое мышление при анализе и

оценке.,.;

- развивать умения вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения;

- развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведения итогов, актуализации знаний)


Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы, творчества, развитие организаторских качеств.

Контроль и оценка знаний
Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала, как и любой другой полноценной деятельности, состоит из ориентировочной (оргмомент, постановка цели, актуализация), исполнительной (сообщение новых знаний, усвоение, применение) и контролирующей частей.

В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «учитель - ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.

Различают три типа контроля:

- внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;

- взаимный контроль учащихся;

- самоконтроль.

Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.