ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.
-
Непосредственно побуждающие мотивы.
Они могут возникнуть у школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам, которые наиболее часто используются для мотивации, Н. М. Зверева относит: 1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники; 2) показ недостаточности имеющихся знаний; 3) создание проблемной ситуации; 4) использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства; 5) экскурсы в историю; 6) использование сравнений; 7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов; 8) использование игровых ситуаций и др.
Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, nqnonb3yeT свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика; Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.
2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, У учащихся формируется мотив к обучению. В этом случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой познавательной деятельности.
При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.
3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний. Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по решению проблемы, поиска новых аканий и новых способов решения проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует' внимание детей. Решению этих задач способствуют "активные методы и приемы обучения", все больше и больше привлекающие внимание учителей.
"Активные методы" - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, на организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.
К данным приемам обучения на уроке в практике работы современной школы относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты, интригующее анонсирование темы; перенос организационно-психологического момента на доурочное время; актуализация и новизна темы; раскрытие практической значимости темы; эмоциональность подачи; сравнение ианалогия; эффект парадоксальности; познавательные игры, тренинги; использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия.
Структура оргмомента урока изучения нового
1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслитель ной активности учащихся.
2. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
4. Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.).
Структура оргмомента урока проверки знаний.
1. Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.
-
Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале, который будет проверяться или контролироваться. Повторение соответствующих правил, работа с памятками по проверке, самопроверке, взаимопроверке.
Структура оргмомента комбинированного урока
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
3.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е актуализация знаний, практических и умственных умений.
Оргмомент проблемного урока.
Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала. В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.
Актуализация знаний
Этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» ,нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Традиционный урок | Развивающий урок |
Длится 5-7 минут. Основную роль играет учитель. | Новое знание «открывают» дети. Общение с детьми должно быть организовано так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет самореализоваться в этом конкретном уроке. |
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной
темы;"
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема
в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. "Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, - писал Л.С. Выготский1. Важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемно-развивающего типа.
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.
После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Цели урока
В последнее время общая цель образования неоднократно подвергалась изменениям и корректировке. Такое легкомысленное отношение к тому, что обязано точно указывать, каким должен быть результат педагогических действий, - не могло не сказаться и на весьма формальном отношении большинства педагогов к процессу постановки учебных целей.
Цель не только предписывает то, что должно быть и к чему следует неукоснительно стремиться. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует поведение как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. О значении самой цели, о необходимости уметь ставить цель можно говорить много и плодотворно. Остановимся на том, что необходимость целеполагания осознается учителем как неизбежная и, в общем, бесполезная часть работы по планированию урока. И представим материалы, которые убедят учителей в том, что целеполагание - дело весьма необходимое.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):
- образовательные (обучающие),
- развивающие,
- воспитательные.
Иногда выделяется группа практических (или жизненно-практических) целей. Все группы целей взаимосвязаны.