ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приемы самоконтроля:
- сверка с образцом (ответом);
- повторное решение задачи, выполнение упражнения;
- проверка полученных результатов;
- использование различных способов вариантов при выполнении задания;
- моделирование;
- примерная оценка искомых результатов;
- проверка на частном случае;
- испытание получаемых результатов по косвенным параметрам,
В основе этой классификации лежит принцип выделения специфики контролирующих действий. При проведении самоконтроля ключевым звеном является сверка с готовым или составленным образцом.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным .всесторонним, регулярным и индивидуальным. Его результаты выражаются в оценке, отражающей степень соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям. Это соответствие может иметь цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценки, именуемой отметкой.
Основные подходы к оценке знаний и умений учащихся:
- по ошибкам;
- по «производительности»;
- комбинированный.
Оценивание знаний и умений учащихся по ошибкам осуществляется в зависимости от количества и характера погрешностей, допущенных ими. Оценки «по производительности» формируются с учетом объема верно выполненной работы. При комбинированном подходе учитываются как ошибки, так и объем выполненной работы.
В практике обучения применяются устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальной проверок.
Устный контроль
- Опрос.
- Устные контрольные работы и т.д.
Письменный контроль
Проведение контролирующих самостоятельных работ, диктантов, контрольных, письменных работ тестов зачетов. Лабораторный контроль позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умения пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических лабораторных работ.
Домашнее задание
Этот этап учебной работы школьников начинается на уроке, выполняется дома и снова возвращается на урок. Выполняемое дома, учебное задание служит связующим звеном между прошедшим и настоящим уроком, но отличается большей самостоятельностью учащихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя.
Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе, она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности.
Проблемы организации домашней учебной работы связаны с преодолением присущих^ей типичных недостатков: перегрузок, однообразия видов деятельности, невыполнения домашних заданий. Чтобы избавиться от , этих недостатков, необходимо совершенствовать методику разработки, постановки и проверки домашних заданий, подготовки учащихся к их выполнению.
По объему задания на дом, равно как и другие учебные нагрузки обучающихся, не должны превышать допустимых нагрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Виды домашних заданий
- устные и письменные;
- связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений;
- репродуктивные, конструктивные и творческие;
- обязательные (в том числе и по выбору, и по желанию);
- общие, дифференцированные и индивидуальные;
- регламентированные (включая и долгосрочные) и без установленного учителем срока выполнения;
-
комбинированные
Формы проверки домашних заданий
1 Фронтальная проверка домашних заданий.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя по заданному теоретическому материалу, устно воспроизводят, комментируют и проверяют промежуточные и конечные результаты.
2. Выполнение классом обучающей самостоятельной работы, содержащей упражнения, аналогичные заданным на дом. Управляя этим процессом, учитель к тому же проверяет у каждого ученика наличие в тетради выполненного домашнего задания.
3. Проверка домашнего задания начинается с вызова одного из учащихся к доске. Ему дается время для подготовки к ответу по той части домашнего задания, которая предлагается учителем. Остальные в это время выполняют упражнения, аналогичные заданным на дом. После чего класс слушает и контролирует ответ вызванного ученика.
4. «Уплотненный опрос».
В ходе него вновь реализуется идея, рассмотренная в предыдущем случае. Но. в отличие от него к доске вызываются одновременно несколько учеников, которые будут затем отвечать поочередно.
5. Внеурочная проверка учителем тетрадей с домашними заданиями.
6. Взаимный контроль выполнения домашних заданий(парный взаимоконтроль, подключение наиболее подготовленных учеников к проверке домашних работ и т. д.).
7. Самопроверка домашних заданийпутем сверки с воспроизведенными в классе образцами:
1) в образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом;
2) в образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, преднамеренно допущены ошибки. В процессе их обнаружения и исправления осуществляется проверка заданного на дом:
8. Косвенный контроль выполнения домашнего задания. Например, с помощью диктантов, тестов, самостоятельных работ, в содержание которых включен материал, идентичный заданному на дом.
Наиболее полную информацию о выполнении письменных работ учитель получает при проверке рабочих тетрадей учащихся. Отсутствие системы в ее организации является одной из причин невыполнения учащимися домашних заданий.
При проверке классные и домашние письменные работы оцениваются, но по усмотрению учителя в журнал могут быть выставлены отметки за наиболее значимые работы. В особых случаях (при проверке трудоемких, индивидуальных, творческих работ)' выставляемую в тетради отметку желательно сопроводить рецензией, подчеркивающей достоинства выполненной работы.
В ходе проверки письменных работ учитель имеет возможность собрать и проанализировать сведения о затруднениях и ошибках учащихся, причинах их появления, чтобы наметить пути их устранения. В этой связи уместно использовать поэлементный анализ каждого из проверяемых заданий.
Своевременный сбор, систематизация и анализ подобных сведений о работе каждого ученика помогают вскрыть не только состояние, но и динамику усвоения учащимися программного материала. А без этой информации невозможно эффективно управлять процессом обучения.
Постановка задания на дом возможна на разных этапах урока. Оно предлагается и в его начале, и перед закреплением изученного, но нередко и в конце урока. Последнее означает, что концовка урока может быть связана с постановкой домашнего задания и не только с нею.
Некоторые способы проверки домашней работы
Проверка по образцу.Класс разбивается на группы, в каждой из которых не более 6 человек. Группы приблизительно равные по силам. Каждая группа выбирает себе старшего. Внутри ее организуется проверка домашних заданий у слабоуспевающих учеников. Проверяется также объективность выставления ими себе оценки. Перед уроком каждая группа выделяет по 1 человеку для ответа. Предварительно ученикам дается задание. Урок же, как правило, начинается с проверки этого задания.
Отвечающий у доски объясняет решение или перечисляет тот теоретический материал, которым он пользовался. Учащиеся проверяют свою работу по решенному образцу на доске. Затем кто-то из класса комментирует ответ. Все проверяют, чтобы не было ошибок. Разбираются различные способы решения. После этого каждому задается вопрос. Данная работа может продолжаться около 10 минут.
Опрос по теории. Чаще теоретический материал учитель дает блоками, а на следующем уроке может быть проведен письменный опрос. На него может быть отведено 15 минут. Повторив в начале урока фронтально теоретический материал без доказательств и решив 1-2 задачи у доски, проводится письменный опрос. В опрос может входить одна из задач по данному перед этим образцу и доказательство теоремы. Но обозначения на чертеже учитель дает другие, отличные от данных в тетради или учебнике. Те, кто не справился с этой работой или получил оценку «3», а хочет иметь более высокую оценку, на ближайшей за эти уроком консультации пересдают материал.
Консультации до уроков. От урока к уроку домашние задания усложняются. Учитель проводит консультации до уроков. Здесь же ученики могут найти ответы на свои вопросы, заданные накануне, поработать с методическими материалами в уголке «Спрашивайте - отвечаем», где помещены различные варианты решений и ответов.
Письменная проверочная работа. Некоторые уроки можно начинать с письменной проверочной работы, в которую обязательно включается одна из задач, которая накануне вызвала наибольшие затруднения.
Диктант.Проводится перед объяснением нового материала. При этом двое желающих учеников пишут диктант на переносных досках. По окончании диктанта ученики сдают работы, а затем проверяют правильность
ответа по записям на переносных досках. Важный момент в этой работе - возможность обсудить вопросы, которые вызвали затруднения, или особенно важные для понимания нового материала.
Защита домашних работ. На первом уроке новой темы назначается дата защиты. Определяются группы учеников для защиты, в каждой из которых назначается ответственный. Отдельно выделяется группа арбитров. Учащиеся готовят оценочные листы. У каждого первый лист рабочей тетради начинается таблицей, которую он заполняет сам.
См. в тетради | Дата урока | Домашнее задание | Самооценка |
| | | |
Оценки могут выставляться за комментарий ответа одноклассника из другой группы, за заданный вопрос отвечающим и итоговую оценку.
Критерии качества знаний, показатели эффективности умений, методы обучения, целостные технологии и многие другие проблемные вопросы, на которые хотели бы получить ответы учителя, работающие с этим пособием, не вошли во вторую главу. Нарушая классическую строгость привычного представления главных компонентов урока, мы вынесли их рассмотрение в следующие главы, посвященные уроку в той или иной образовательной парадигме.
Метод проектов
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов возник еще в 20-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывали с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строите обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая и знакомая для ребенка.
Проект - буквально брошенный вперед, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п. Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: "замысел - реализация -рефлексия".
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде:
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале одного предмета) или межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, география, история, иностранный язык, информатика). Проект может выполняться в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы' в творческих мастерских и клубах.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и