Файл: Скоростносиловая подготовка юных футболистов в возрасте 1517 лет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К дополнительным средствам можно отнести следующее:

1.Упражнения на природе. Бег по пересеченной местности, скалолазание.

2. Работа с упругими аксессуарами: такими как мяч, обруч.

3. Взаимодействие с другим человеком. Бег или ходьба с человеком на плечах [14, с.50].

Упражнения, выполняемые для увеличения мышечной силы, подбираются каждому подростку индивидуально и зависят от целей увеличения силы. Упражнения для развития силы, исполняемые с максимальной быстротой, являются средствами развития скорости.

Так для максимального развития скоростных характеристик в комплексе можно применить следующие типы упражнений:

- На развитие скорости реакции;

- Развитие скорости на определенных отрезках;

- Развитие взрывной силы подростка [6, с.56].

Развивая специфические скоростно-силовые качества надо обратить внимание на упражнения, выполняемые с сопротивлением, которые позволяют нагрузить мышцы, участвующие при футбольной двигательной активности, но практически не используемые в повседневной жизни .

Поэтому принято выделять фундаментальные методы развития скорости у спортсменов: классические упражнения, соревнования и эстафеты, игры.

Быстрота реакции на движущийся объект зависит в первую очередь от быстроты опознавания мяча в поле зрения спортсмена. Мяч обычно возникает перед спортсменом внезапно и продолжает стремительное движение, футболисту необходимо зафиксировать мяч, проследить за ним.

Именно эта часть реакции занимает чаще всего больше половины времени сложной двигательной реакции. Чтобы сократить эту составную часть, используют два варианта:

Первый вариант состоит в том, чтобы постоянно удерживать фокус зрения на мяче, не упускать его из виду, тем самым сокращая время на нахождение и опознавание мяча, также полезно уметь предугадывать всевозможные перемещения мяча по полю.

Второй вариант — это увеличение нагрузки и скорости окружающей остановки, для стимуляции развития быстроты у спортсмена [15, с.32].

Упражнения, выполняемые с усилением спортивным снарядом, обычно замедляют скорость выполнения упражнений. Для увеличения скорости и облегчения переносимости высокой скорости можно снизить тяжесть снаряда. Если же упражнения выполняются без отягощений, то для снижения нагрузки при повышенной скорости можно использовать следующее:

а) снизить нагрузку на юного спортсмена за счёт уменьшения массы его тела (выполнение упражнений с дополнительными опорами, с помощью тренера);


б) использовать окружающую среду в качестве сопутствующего фактора (бег по направлению ветра);

в) создать условия, позволяющие телу двигаться по инерции (бег по наклонной);

г) использовать силы окружающей среды и дополнительные приспособления, направленные в сторону перемещения [12, с.102].

Подводя итог сказанному выше, необходимо указать, что развитие скоростно-силовых качеств у футболистов 15-17 лет важно начинать с упражнений на работу с сопротивлением, которые в итоге позволяют тренировать основные мышцы спортсмена и поддерживают динамические качества спортсмена.

Глава 2. Организация и методика исследования скоростно-силовых способностей футболистов 15-17 лет


2.1. Организация исследования

Развитие представлений о скоростно-силовых качествах спортсменов невозможно без проведения экспериментальной работы среди молодых футболистов.

Экспериментальное исследование скоростно-силовых способностей футболистов 15-17 лет осуществлялось на базе МОУ «Золотецкая ООШ»

Экспериментальная деятельность проводилась в три этапа - эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента на этом этапе работы было исследование сформированности скоростно-силовых качеств футболистов.

Педагогическое исследование в контексте скоростно-силовой подготовки разделено на два этапа:

1. Первый этап характеризовался анализ научной и методической литературы и сбор данных. Формирование групп испытуемых футболистов. Педагогический эксперимент – выявление активности юных футболистов скоростно-силовой подготовки спортсменов.

2. На втором этапе проводилось тестирование спортсменов на скоростно-силовые способности и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента.

В данной связи, так для выполнения поставленных задач в курсовой работе были организованы две группы из футболистов по 10 человек в каждой. Две группы: экспериментальная и контрольная. В каждой групп проводились занятия 3 раза в неделю по 100 минут.

Тренировочные занятия проводились тренером и его помощником и студентом-практикантом в рамках учебных занятий программы для контрольной группы и специально разработанной программы для экспериментальной группы.



Все упражнения и также их комплексы включались в основную часть урока. В течение учебного года тестирование скоростно-силовой подготовленности молодых людей проводилось дважды. Оно проводилось в одних и тех же условиях после предварительной разминки. Результаты фиксировались и были обработаны методом математической статистики1.

После проведения диагностики были определены методы и приемы повышения уровня скоростно-силовой подготовки спортсменов; был разработан комплекс мероприятий по повышению уровня скоростно-силовой подготовки футболистов.
2.2. Методы и методика исследования

Важно подчеркнуть, что для решения поставленных задач в рамках курсовой работы были применены следующие методы:

- Метод теоретического анализа и анализ научной литературы;

- Тестирование;

- Педагогический эксперимент;

- Математическо-статистическая обработка полученного материала и данных.

В практической части анализировалась научно-методическая литература, в которой изучалась скоростно-силовая подготовка футболистов 15-17 лет. Изучались материалы ведущих специалистов в области развития скоростно-силовой подготовки юных футболистов.

Педагогическое тестирование, которое проводилось два раза в течение учебного года сентябрь и март. Контрольные упражнения или тесты применялись в строгом соответствии с учебной программой.

Были проведены среди футболистов следующие тесты:

- Бег юношей на 30 м;

- Ведение мяча на 30 м.

- Бросок мяча из-за головы.

- Прыжки в длину с места.

Первый тест бег юношей на 30 м (табл. 2).

Для подведения итогов и оценки бега юных футболистов. Тест проводился на футбольном поле. Для повышения мотивация в беге участвовало по 2 человека. Результат определялся с точностью до 1 секунды.

Таблица 2 – Бег юношей на 30 м



Упражнения

Дозировка

Методические указания

1

Бег с ускорением по диагонали с поворотами

6-7 раз

Большое расстояние чтоб спортсмены не сбили друг друга

2

Бег по линиям штрафной голкипера

6-7 раз

Змейкой из угла штрафной площади

3

«Пятнашки в парах»

3х15 секунд

Отдых 40 сек

4

«Пятнашки» двигаясь лицом друг к другу

3х20 секунд

Поперек поля. Отдых 30 секунд

5

Эстафета с челночным бегом к линиям площади поля

30-40-х2







Второй тест - Ведение мяча на 30 м (табл. 3).

Таблица 3 – Ведение мяча на 30 м



Упражнения

Дозировка

Методические указания

1

С набивными мячами. Спортсмен сидя продольно на

скамейке, мяч зажат стопами. 1-2 поднять ноги в «угол»

6-7 раз

Медленно проводится «чеканка» мяча

2

Упражнения в парах. Стоя напротив друг друга передача мяча.

15х2 раз

Расстояние между спортсменами 1 м.

3

Передача мяча в парах на месте двумя ногами поочередно

12 минут

Отдых 15 секунд.


Для проведения проводится на футбольной поле. В забегах участвуют по два человека. Время определено до 0.1 секунды. Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний, не считая остановки за финишной линией. Само упражнение считается оконченным, когда футболист пересекает линию финиша.

Третий тест. Бросок мяча из-за головы (табл. 4).

Таблица 4 - Бросок мяча из-за головы



Упражнения

Дозировка

Методические указания

1

Спортсмен залезает на гимнастическую стенку и перейдя на следующий пролет




Упражнения выполняются поточно. 8 пролетов по нечетным вверх, а по четным вниз.

2

Перетягивания канатов

3 минуты

С заменой «водящего»

3

«Пятнашки» в приседе по парам

30 секунд

Отдых 20 секунд

4

1-2 – переката назад. Коснуться носками

пола за головой. 3-4 – исходное положение



9 раз

Повторять по 2 раза

5

«Борьба за мяч». Круг футболистов из 8 человек двоя в центре пытаются отобрать мяч. Чья передача отобрана вступает в центр

8 минут







Футболист, стоя у линии, бросает мяч двумя руками из-за головы как можно дальше. Для большей результативности перед юношей следует поставить цель: начертить линию, куда надо добросить мяч. Качество броска: соблюдение направления при броске (вперед, вниз, вверх). Тест используется для определения скоростно-силового качества как предпосылки для силы нападающего удара. При тестировании обозначается линия отсчета, на которую нельзя наступать в момент выполнения броска. Комплекс упражнений для развития выносливости на уроках по футболу.

Пятый тест. Прыжки в длину с места.

Для оценивания скоростно-силовых качеств юношей измеряется длина пряжка футболиста с места. Ученик принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен. Измерение проводится по перпендикулярной прямой.

Наиболее частыми ошибками у юных спортсменов стали: заступ за линию, отталкивание с подскоком, отталкивание ногами равномерно.

Педагогический эксперимент.

Для подтверждения гипотезы был проведен педагогический эксперимент, основная цель которого заключалась в исследовании динамики показателей скоростно-силовых качеств подготовки спортсменов 15-17 лет. Педагогический эксперимент был проведен с сентября 2022 по март 2023 г. Тренировочный процесс в экспериментальной и контрольной группе был осуществлен по общему плану. Нагрузки в группах одинаковые. В контрольной группе на занятиях физической культурой упражнения для развития скоростно-силовых способностей юных футболистов выполнялись в соответствии с программой. В экспериментальной группе на занятиях физической культурой дополнительно использовались предложенные нами специальные упражнения, направленные на развитие скорости и силы юношей.

Занятия по скоростно-силовой подготовке юношей проводились преимущественно с использованием различных сопротивлений и отягощений с использованием интервального метода для построения специального фундамента и поддержание его уровня с реализацией круговой тренировки. При интервальном методе выполнялось 4-6 упражнений до заметного падения скорости. Пауза отдыха между повторениями задавалась тренером (30-120 сек). Всего проводилось 3-4 серии с интервалом отдыха между ними 3-4 мин. После пробега на 30-метровом отрезке футболисты использовали нормальные и затрудненные формы отработки технической стороны игровой деятельности отдельного футболиста («слаломное» ведение мяча; удары после вращения и поворота, впадении и т. д.), отработка комбинаций в быстром темпе, направляемая и свободная игра. Группа 20 футболистов (16 полевых и 4 вратаря), 4 станции. Совершенствование ударов в ворота. 4 полевых игрока и 2 вратаря, 20 минут. Два игрока находятся перед штрафной площадкой, один вратарь в воротах. Два полевых игрока и вратарь находятся за линией ворот и набрасывают мячи двум игрокам, находящимся в поле для выполнения ударов. Смена через каждые 5 минут. По истечении времени только полевые игроки переходят на следующую станцию, вратари остаются на этой станции. Совершенствование ударов по мячу головой в парах (4 человека). 10 минут. Затем 10 минут игра в квадрате 20х20 трое против одного в одно касание. Смена «входящего» игрока через каждые 2 минуты.