Файл: План внеурочной деятельностиобучающихся 19 классов Пояснительная записка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В форме еженедельных занятий.
Курс «В мире художественного слова».
Классные часы, беседы, просмотр кинофильмов с целью знакомства с героическими страницами истории России,
Малоярославца, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина.
Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречи с ветеранами и военнослужащими.
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье – беседы о семье, о родителях и прародителях.
В форме интенсивов.


Экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам края, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко- патриотического содержания, изучение учебных дисциплин.
Экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций.
Участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.
Игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры на местности.
Встречи и беседы с выпускниками своей школы, организация и проведение национально-культурных и семейных праздников.
Выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов.
Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.
Общекультурное. Формирование основ эстетической культуры, воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры
В форме еженедельных занятий.
Курс «Умелые ручки», « Радуга творчества», «Стрит-арт», «Свобода рисования»
Деятельность школьного краеведческого музея. Беседы: «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др.
Обсуждение книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания.
Различные виды творческого деятельности и художественное творчество в системе учреждений дополнительного образования.
Оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка.
В форме интенсивов.
Посещение музеев, театров.
Организация выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Экскурсионно-краеведческая деятельность, реализация культурно-досуговых программ, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением творческих работ.


Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах, и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
Общеинтеллектуальное. Формирование потребности к познанию, обеспечению общего интеллектуального развития, формирование умений и навыков проектной деятельности обучающихся.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные задачи:

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

формирование первоначального опыта практической деятельности;

овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
В форме еженедельных занятий.
Технические и предметные кружки.
Интеллектуальный клуб.
Предметные факультативы.
Предметные научные общества.
Курсы «Занимательный русский язык», «От слова к тексту», «Технический перевод по английскому языку», «Умники и умницы» и др.
В форме интенсивов.
Общественный смотр знаний.
Научно-практические конференции.
Интеллектуальные марафоны.
Недели науки, техники и производства.
Олимпиады по учебным предметам.
Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, знакомство с профессиями.
Выполнение информационных проектов – дайджестов, электронных и бумажных справочников. энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.
Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий – праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.

Социальное. Освоение социальных ролей, опыт социального взаимодействия в открытом социуме, приобщение к демократическим формам жизнедеятельности.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
1   2   3

Основные задачи:
• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование основы культуры межэтнического общения;
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению;
• воспитание ответственности за экологическое состояние малой Родины.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.
В форме еженедельных занятий.
Курс «Познай себя», «Я среди других», «Конфликтология личности».
Участие в классном, школьном самоуправлении.
Социальные пробы, участие в различных организованных социальных акциях.
Тренинги формирования социальных навыков.
В форме интенсивов.

Выполнение социальных проектов.

Участие в общественно полезном труде, экологических десантах, акциях по благоустройству пришкольной территории, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка школьной и доступных территорий от мусора, подкормка птиц.

Дела благотворительности, милосердия, оказания помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе.

Общественно полезная деятельность на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
Оценка эффективности организации внеурочной деятельности

Критерии
Показатели
Приемы и методы изучения
Исполнитель оценки
Анализ общего состояния внеурочной деятельности
Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности
- Охват учащихся программами внеурочной деятельности.
- Сохранность контингента.
- Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности
1. Анализ участия учащихся во внеурочной деятельности.
Классный руководитель, заместитель директора по ВР
Ресурсная обеспеченность процесса функцио- нирования системы внеурочной деятельности
- Обеспеченность кадровыми ресурсами.
- Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами.
- Обеспеченность финансовыми ресурсами.
- Обеспеченность материально- техническими ресурсами
1. Метод экспертной оценки.
2. Методы индивидуальной и групповой оценки.
3. Анкетирование.
4. Педагогическое наблюдение
Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, заместитель директора по ВР
Эффективность внеурочной деятельности
Личность школьника
Самоопределение
- Формирование основ гражданской идентичности личности;
- Формирование картины мира культуры;
- Развитие Я-концепции и самооценки личности.
1. «Беседа о школе»
(Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера).
2. «Кто я?» (М.Кун)
Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог
Смыслообразование
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
1. Методика «Цветик- семицветик».
2. Опросник мотивации «Беседа о школе»
(Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера).
3. Оценка уровня воспитанности ученика (по
Н.П.Капустину)
Классный руководитель, школьный психолог
Нравственно-этическая ориентация
- Формирование единого образа мира при разнообразии культур;
- Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс).
2. Адаптированный вариант теста Н.Е.Щурковой
Классный руководитель. школьный психолог, социальный педагог


- Знание основных моральных норм;
- Формирование моральной самооценки;
- Развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни
«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (3-4 классы).
3. Методика «Репка».
4. Методика
С.М. Петровой «Русские пословицы».
5. Методика «Что мы ценим в людях».
6. Методика Н.Е.Богуславкой
«Закончи предложение»
Детский коллектив
Сформированность детского коллектива
- Благоприятный психологический микроклимат;
- Уровень развития коллективных взаимоотношений;
- Развитость самоуправления;
- Наличие традиций.
1. Социометрия.
2. Индекс групповой сплоченности. Методика
А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив».
3. Методика определения уровня развития самоуправления (по Рожкову)
Классный руководитель, педагог- организатор, заместитель директора по ВР
Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно- полезной деятельности коллектива
- Включенность обучающихся во внеурочную деятельность
Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов»
Классный руководитель
Сформированность коммуникативной культуры учащихся
- Коммуникабельность.
- Взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами
Методика выявления коммуникативных склонностей
(по Р.В.Овчаровой)
Классный руководитель
Профессиональная позиция педагога
Эффективность работы кружка/секции клуба/ объединения
- Посещаемость, сохранность контингента.
- Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход.
- Участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.
1. Анализ данных.
2. посещение внеурочных занятий
Заместитель директора по ВР
Проектирование и
- Наличие рабочей программы и ее
1. Анализ программ.
Заместитель директора

В соответствии с пожеланиями родителей и возможностями педагогов разработаны программы внеурочной деятельности по этим направлениям.
По направлению духовно-нравственной деятельности разработаны программы:
«Я - патриот России» - понятия любви к Родине, флаг, герб, гимн нашей страны, гражданственность и права ребёнка, православные ценности и святыни донской земли изучаются в форме игр-путешествий, экскурсий и т.д.
По направлению социальной деятельности разработаны программы:
«Юный пешеход» - приобщение детей к правилам социальной жизни, безопасному поведению на дорогах.
По направлению общеинтеллектуальной деятельности реализуются кружки:
«Мой друг компьютер», «Юный шахматист», «Занимательная математика» и др. прогнозирование процесса внеурочной деятельности соответствие предъявляемым требованиям.
- Ведение журнала.
- Формирование ученического портфолио.
2. Проверка журналов.
3. Анализ содержания
«портфеля достижений» учащихся. по ВР
Продуктивность внеурочной деятельности
Продуктивность внеурочной деятельности
- Уровень достижения ожидаемых результатов.
- Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности.
- Рост мотивации к активной познавательной деятельности
1. Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности.
2. Анализ содержания
«портфеля достижений» учащихся.
3. Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Метод незаконченного предложения.
6. Методика «Репка»
Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, заместитель директора по ВР
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов
- Удовлетворенность школьников участием во внеурочной деятельности.
1. Тестирование.
2. Беседа.
3. Анкетирование.
4. Цветопись
Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности