Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он состоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точками и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног» или «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в животике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.
На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и туловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а становятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки), обозначающие руки или кружки-ладошки. Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.
Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п.
На следующем этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.
Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).
В дальнейшем, по мере развития рисунка в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.
Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Например, изображение человека все еще схематично, но это уже не «головоног». Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован.
Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения, 10-12 лет. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру, этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа.
Тем не менее постепенно, по мере развития изобразительных навыков и в процессе обучения, детский рисунок приобретает вид пластического изображения, при котором отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.
Хорошо известно, что далеко не все дети (несмотря на достаточно развитое восприятие и пространственное мышление) оказываются способными к намеренному построению изображения. Реализация графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями, так как требует и контроля над собственными действиями.
Как справедливо отмечает Л. Белопольский, незначительное, на первый взгляд взрослого человека, изменение расположения фигуры (например, ее поворот на 45 градусов) делает ее копирования крайне тяжелым для детей одного возраста и не влияет на ответы детей другого возраста.
В возрасте 2-х лет ребенок может успешно воспроизвести вертикальную линию; 3-летней малыш может скопировать круг и прямой крест, имея перед собой образец; в 4 года – прямоугольник; в 5 лет – квадрат, треугольник, крест и схематическую фигурку, которая вполне похожа на человека; дети старшего возраста постепенно обнаруживают способность воспроизводить все более сложные комбинации фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры.
По сравнению с задачей рисования, копирование в меньшей мере использует творческие способности ребенка, но ставит жесткие требования к навыкам контроля деятельности. Итак, мы должны обращать внимание на необходимость характеристики основных стадий изобразительного искусства детей.
Младший школьный возраст – период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету; повышенная восприимчивость; впечатлительность; наивно-игровое отношение к тому, с чем они сталкиваются.
У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают: конкретные предметы; лица; факты; цвета; события.
Младший школьный возраст характеризуется активным проявлением в изобразительности воображения и моторных функций. Как подчеркивает Л. Белопольский, к возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система сенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графо-моторных движений и в формировании соответствующих навыков.
Однако, для первоклассников, которые не имеют достаточных знаний, умений и навыков в объеме, в пропорции, в композиции и цветовых различиях изображения, изобразительная деятельность характеризуется условностью, знаковостью: «Маленький художник намного больше символист, чем натуралист». Пространственные и объемные изображения дети рисуют без перспективы, а цвет используют «открытый» и «едкий», не обращая внимания на цветовые оттенки и соотношение. Меняется и мотивация: «В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом возрасте – познавательный компонент». [c.359]
Во время работы по представлению или по памяти ребенок легко меняет замысел или оставляет работу незаконченной. Неустойчивое внимание, неумение целенаправленно наблюдать и сосредотачиваться приводит детей к быстрой усталости и возбуждению. Поэтому базовые знания по композиции, цвета, пространства и объема для детей неинтересны. Как утверждает С. Коновец, «их внимание привлекает» действенность «различных предметов, явлений и объектов природного окружения, которые захватывают различные жизненные события, особенно нереального, сказочного или фантастического направления. Они стремятся узнать, каким может быть ее применения в реальных или воображаемых условиях». Такая «действенность» дает возможность обогатить творческие возможности ребенка в процессе вырезания, лепки, конструирования и др. Дети 2-го класса в работах начинают использовать форму, цвет, объем, все больше обращают внимание на расположение изображаемых предметов на бумажном листе. «Они все осознанно располагают близкие предметы ниже, а дальние - выше, не забывая о разнице в их размерах (дальше - меньше, ближе - больше). Примерно в 3-м классе можно наблюдать своеобразную перестройку в детской изобразительной деятельности - переход от схематично-описательных рисунков к правдоподобным изображениям предметов с приближением к их реальному виду». Определенная динамика ощущается в 4-х классах в овладении цвета. «Они способны отличать технические приемы работы акварелью и гуашью и использовать в собственном изобразительном искусстве широкие возможности различных сочетаний цветов».
Как показывает практика, многие вопросы в области творчества возникает не столько из-за отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распределить свои способности. Считается, что все дело в «умении рисовать», но важнее - правильное отношение к творческой деятельности. Часто решения этих проблем лежит в психологической плоскости. Тогда для развития художественных способностей ребенка нужно гармоничное сочетание способов творческого выражения детей с последовательным процессом приобретения знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. А это и является основной задачей педагога.
1.3. Приемы и методы развития изобразительной деятельности детей
Успех воспитанияи обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., то используют различные техники методы развития изобразительной деятельности.
Наиболее успешно овладение языком изобразительного искусства происходит тогда, когда «чувства» линии, цвета, формы, композиции тренируются на абстрактном материале. Как показали работы с подростками, такое чувство у них не формируется в процессе работы с целостными объектами. Когда им было дано задание изобразить тремя вертикальными линиями «семью» (папа, мама, ребенок), «учитель и ученики», «начальник и подчиненный», то большинство из них показали полное отсутствие такой способности.
В изобразительном искусстве характеристика линий должна стать объектом специального внимания и творческого поиска выразительности.
Для того чтобы сформировать способность видеть линейную фактуру разного рода объектов, необходимо упражнение на изображение линий, абстрагированных от конкретного предмета. Только в этом случае наиболее успешно может происходить анализ самой специфики линии, сформироваться «чувство языка» линий. Аналогичные упражнения можно делать и на компьютерной графике.
Данное упражнение направлено на передачу фактуры разных материалов через линии. Учеников просят провести стеклянную, деревянную, чугунную, шелковую, шерстяную, пуховую и др. линии. Как показывает практика, такое задание выполняется сначала единицами. Если же дать установку на усиление внимания на специфическую особенность линии каждого материального объекта, то сформируется автоматически способность к точности и тонкости восприятия фактуры линии в каждом предмете и успешное абстрагированное изображение их.
На простых линиях разных размеров попросить изобразить ближние и дальние планы. Например, столбы, уходящие к горизонту, научить рисовать линии схода на простых примерах.
Язык форм. Освоение языка форм также необходимо начинать с анализа простых геометрических и пластических форм, абстрагированных от конкретики. Каждая из форм - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ассоциируются не только с «основой» бесконечного количества конкретных вещей, но и несут определенную эмоциональную нагрузку.
Достаточно провести простой эксперимент и спросить, какой фигурой можно обозначить доброту, покладистость, подвижность, мы увидим, что большинство ответов связывают эти качества с кругом. С квадратом ассоциируются такие качества, как твердость, устойчивость, уверенность, а с треугольником — острота, переменчивость, целеустремленность.
Для проникновение в специфику образного содержания формы можно проводить упражнения.
Использование изменения положения или самой формы для передачи образа. Это задание творческого типа. Например, подросток изобразил «рискованного» человека в виде квадрата, стоящего на одном из своих углов, а «оптимиста» — в виде треугольника, также стоящего на одном из углов, с обращенной вверх стороной.
Так же можно проводить тесты для оценки уровня развития ребенка. Например понятие, «дом», начала определяется по своему функциональному назначению, а затем дается задание представить зрительно разные типы домов (укрытий), которые когда-то воспринимались и приходят на память, и зарисовать их. Обычно всплывают в памяти и шаблонно зарисовываются одноэтажные домики или виллы и замки.