ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 843
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§
2.
А
ДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Наряду с административной ответственностью юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена ответственность их должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. При этом совершившие административные
70
Ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от
31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).
2.
А
ДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Наряду с административной ответственностью юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена ответственность их должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. При этом совершившие административные
70
Ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от
31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).
233 правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).
Таким образом, к должностным лицам как субъектам административной ответственности относятся не только лица, занимающие государственные и муниципальные должности, и лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, но и руководители всех прочих организаций, а также другие работники, осуществляющие в них организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции. Крайне важно особо подчеркнуть, что должностными лицами как субъектами административной ответственности являются и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из 414 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 311 статьях (в 75 % статьях Особенной части).
Административные правонарушения должностных лиц – проступки, связанные с их участием в предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности юридических лиц.
Это прежде всего административные правонарушения:
• посягающие на права граждан (из 52 статей, входящих в гл. 5
КоАП РФ, 47 статей предусматривают ответственность должностных лиц);
• в области охраны собственности (из 28 статей, входящих в гл. 7 КоАП РФ, 24 предусматривают ответственность должностных лиц);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 40 статей, входящих в гл. 8 КоАП РФ, 38 предусматривают ответственность должностных лиц);
234
• в промышленности, строительстве и энергетике (из 14 статей, входящих в гл. 9 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);
• в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (из
14 статей, входящих в гл. 10 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);
• в области связи и информации (из 24 статей, входящих в гл. 13 КоАП РФ, 23 предусматривают ответственность должностных лиц);
• в области предпринимательской деятельности (из 26 статей, входящих в гл. 14 КоАП РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);
• в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
(из 27 статей, входящих в гл. 15 КоАП РФ, 26 предусматривают ответственность должностных лиц);
• в таможенной сфере (из 22 статей, входящих в гл. 16 КоАП
РФ, все статьи предусматривают ответственность должностных лиц);
• посягающие на институты государственной власти (из 13 статей, входящих в гл. 17 КоАП РФ, 10 предусматривают ответственность должностных лиц);
• против порядка управления (из 25 статей, входящих в гл. 19
КоАП РФ, 17 предусматривают ответственность должностных лиц);
• в области воинского учета (из 7 статей, входящих в гл. 21
КоАП РФ, 4 предусматривают ответственность должностных лиц).
Законами субъектов Российской Федерации в дополнение к
КоАП РФ установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.
При этом назначение наказания за соответствующее правонарушение организации не освобождает от одновременной административной ответственности за правонарушение и виновное должностное лицо.
235
Среди наказаний должностных лиц, помимо административного штрафа
71
следует назвать конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификацию. Дисквалификация заключается в лишении лица на срок от шести месяцев до трех лет права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, к арбитражным управляющим.
71
Размер административного штрафа для должностных лиц не может превышать 50 минимальных размеров оплаты труда, а при совершении ряда правонарушений – 200 минимальных размеров оплаты труда.