ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 844
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" - выдавая лицензии).
Кроме того, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими органами по управлению государственным имуществом и находящимися в их ведении государственными учреждениями по наделению последних необходимым имуществом.
Административное и уголовное право.
Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава административного правонарушения и преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В отличие от преступлений, являющихся общественно- опасными деяниями, предусмотренными Уголовным кодексом РФ, административное правонарушение представляет противоправное виновное деяние физического или юридического лица, посягающее на установленные общеобязательные правила поведения, установленные как федеральными государственными органами, так и органами государственной власти субъектов РФ. (Например, установление законодательством г. Москвы фиксированного штрафа за безбилетный проезд;
Правила пользования
Метрополитеном).
Некоторые административные наказания, предусмотренные КоАП
РФ, во многом напоминают уголовные (например, административный арест, штраф). Однако применение уголовных и административных наказаний имеет существенное различие. Так, уголовное назначается только судом, в то время, как административное может назначаться различными органами исполнительной власти и их должностными лицами (например, сотрудниками ГИБДД) во внесудебном порядке.
Уголовное осуждение порождает особое правовое последствие – судимость, в то время как административные санкции таких последствий не порождают.
В связи с изменением общественных условий может изменяться правовая оценка отдельных видов правонарушений.
Так, деяния, ранее признаваемые административными проступками, могут быть включены в Уголовный кодекс в качестве преступлений, и, наоборот, деяния, относившиеся к числу преступлений, могут быть переведены законодателем в число
12 административных правонарушений, например, самовольная добыча янтаря (ст. 7.5 КоАП) и др.
Административное и трудовое право.
Их взаимосвязь обусловлена, во-первых, сходством предмета регулирования
(в трудовом праве – организационно- управленческие отношения в сфере труда; в административном праве – отношения в сфере государственного управления) и, во- вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).
Государственно-управленческая деятельность
Российской
Федерации, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении, т.е. есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять.
Так, например, строятся отношения между
Президентом РФ и Правительством, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, например, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организации труда и управлению производством.
Нормами ТП во многом регулируется порядок прохождения государственной гражданской, военной и правоохранительной службы. Наибольшую сложность представляет отграничение административного и трудового права в данной сфере
1
Государственный служащий может быть субъектом и трудовых, и государственно-управленческих отношений.
Так, например, государственные служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения
(предприятия) наделены правом давать обязательные указания работнику в процессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в
1
СЗ РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215
13 подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками – государственными служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутриколлективные и носят характер производственного, а не административного управления.
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что представляет собой управление обществом? Какое
место занимает государственное управление в системе
общественного (социального) управления?
2. Дайте определение предмета административного права.
Какие
основные
отношения
составляют
предмет
административного права?
3. Какой метод правового регулирования чаще всего
используется в административном праве и почему?
4. Перечислите основные функции административного права.
5. Какое место занимает административное право в системе
отраслей права России? Сравните административное право с
одной из отраслью по вашему желанию.
14
Т
ЕМА
2.
П
РИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах.
Принципы права – это исходные идеи, положения, которые составляют основу возникновения, развития и функционирования права.
Подпринципами административного права понимаются
руководящие идеи, основные начала, базовые положения,
определяющие порядок и содержание организации и
деятельности исполнительной власти и ее органов.
Значение принципов многогранно: а) принципы выражают сущность административного права, его характерные черты; б) принципы представляют систему юридических норм общего характера, служащую основой административно-правового законодательства; в) нарушение норм-принципов может быть основанием к отмене принятых решений.
Принципы условно подразделяются на:
- основные, которые обнаруживают себя во всех основных вопросах организации и деятельности исполнительной власти (например, принцип законности - ст. 15 Конституции РФ). Основные принципы обязательно закрепляются в качестве таковых в
Конституции РФ и Федеральных конституционных законах.
Поэтому они называются правовыми принципами.
- частные, которые обнаруживают себя лишь в процессе создания органов исполнительной власти или при определении направления и деятельности данного органа. (Например, принцип "внутренней организации органов", исключающей дублирование отдельных структурных подразделений: например, МВД РФ состоит из 17 департаментов, каждый из которых решает строго определенную задачу.)
Среди основных принципов АП следует выделить следующие:
Принцип законности. (ст. 15 Конституции РФ)Под законностью понимается неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и
15 негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.
Принцип федерализма отражает федеративное устройство
России (ст. 5 Конституции РФ). Данный принцип обуславливает обязательное создание федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и создание во всех субъектах территориальных федеральных органов исполнительной власти, образующие единую систему органов исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
Принцип ответственности за вину. (ст. 45, 49, 51 Конституции
РФ). Всоответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в томслучае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является непременным основанием любого вида юридической ответственности (ч. 1 ст. 49). При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры административной ответственности (ст. 1.5 КоАП РФ).
Принцип единства системы государственной власти,
разграничения
предметов
ведения
между
Российской
Федерации и субъектами Российской Федерации. Власть в
Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ
России. В соответствии со ст. 5 Россия признается федеративным
государством.
Поэтому государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения; автономной области, автономных округов. Таким образом:
16 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти входящих в нее субъектов.
В Конституции РФ разграничение предметов ведения закреплено ст. 71 – 73. В ст. 71 указаны вопросы, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации; ст. 72 определены предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. В ст. 73 отмечено, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий
Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Принцип единства распространяется на все ветви государственной власти в РФ.
Принцип разделения единой государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную государственную
власть (ст. 10 Конституции РФ). Государственная власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, и каждый из них выполняет свои задачи и функции.
Соответственно выделяют три основные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых осуществляется соответствующей ветвью власти самостоятельно.
Каждая ветвь единой государственной власти, осуществляющий одну их трех функций, взаимодействует с другими государственными органами. Исполнительная власть реализуется государственными служащими на государственных должностях, учреждаемых для непосредственного обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и т.д.
Анализируя принцип разделения государственной власти, следует помнить и о независимости каждой из ветвей государственной власти. Конституция РФ закрепляет, что органы исполнительной власти, а также органы законодательной и судебной властей относительно самостоятельны. Это означает, что органы власти России и ее субъектов не должны подменять или дублировать деятельность друг друга.
17
В тоже время самостоятельность исполнительной власти не исключает ее подотчетности в известных пределах представительным органам власти. Так, Федеральное Собрание утверждает бюджет и контролирует его исполнение.
Государственная дума вправе выразить недоверие Правительству
(ст. 101, 103, 106 Конституции РФ).
Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. В соответствии с этим принципом каждый субъект вправе осуществлять свои права и свободы, не нарушая прав и законных интересов других лиц (статья 17 п. 3 Конституции
РФ).
Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19
Конституции РФ). Этот принцип закреплен также воВсеобщей декларации прав человека
2
, международных пактах и конвенциях о правах человека
3
, в конституционных законах большинства стран мира. Указанные правовые акты провозглашают равенство всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
2
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи
ООН 10 декабря 1948 г.). "Библиотечка Российской газеты". Выпуск №22-23. 1999 г.
3
См.: Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
"Библиотечка Российской газеты". Выпуск №22-23. 1999 г.
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,
19 декабря 1966 г.). Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17 (1831).
Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. "Российская юстиция". 1995. №4. Стр. 49.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта
1992 г.). Бюллетень международных договоров. Июль 1998 г. №7.
18
Принцип обеспечения прав и свобод человека и
гражданина. Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина закреплен в Конституции РФ и означает, во-первых, что честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями; во-вторых, обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип находит свое выражение: а) в неприкосновенности личности, жилища, частной жизни,
переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных
сообщений. Ограничение этих прав возможно лишь в соответствии с законом (ст. 20 – 25 Конституции РФ; ст. 8 и 9 Закона об оперативно-розыскной деятельности).
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, допускается на основании судебного решения; б) в недопустимости действий, посягающих на честь,
достоинство, жизнь и здоровье граждан. Не допускаются при освидетельствовании, получении образцов для сравнительного исследования, личного досмотра действия, унижающие честь и достоинство участвующих в них лиц или опасные для их здоровья.
Нельзя производить в отношении кого бы то ни было без его добровольного согласия медицинские, научные и иные опыты.
Запрещается домогаться показаний привлекаемого к административной ответственности и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Если в результате незаконного привлечения к административной ответственности невиновному причинен ущерб, то этот ущерб в случае вынесения оправдательного решения по делу или прекращения дела по ребиалитирующим основаниям подлежит возмещению за счет государства в полном объеме, независимо от вины работников органа дознания, следователя, прокурора и суда
(см. ст. 1069, 1070, 1100 ГК РФ
4
).
4
См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. //
СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410.
19
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определений административно-правовому принципу.
2. Перечислите основные принципы административного права.
3. Раскройте принцип законности.
4. Раскройте принцип разделения властей.
5. Раскройте принцип федерализма.
20
Т
ЕМА
3.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
.