ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 845
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
224 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП
РФ и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов
Федерации.
К таким обстоятельствам относятся:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей
4.6 КоАП РФ;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Кодекс
РФ об административных правонарушениях устанавливает, что при совершении лицом двух или более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства
Российской
Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При
225 длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения.
Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о его назначении.
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.
Дайте
определение
понятию
административная
ответственность?
Какие
источники
административной
ответственности вы знаете?
2. Что является основанием возникновения административной
ответственности?
3.
Перечислите
и
раскройте
основные
принципы
административной ответственности.
4.
Перечислите
и
раскройте
меры
наказания
административной ответственности.
5. Какие правила наложения административного наказания вы
знаете?
226
Т
ЕМА
2.
О
СОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
§
1.
А
ДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Еще в конце 50 - начале 60-х гг. в СССР в качестве меры административной ответственности к предприятиям, учреждениям и организациям широко применялись штрафы. Однако с 1962 г. наложение штрафов в административном порядке на учреждения, предприятия и организации было отменено
66
, а штрафы должны были налагаться лишь на их должностных лиц. Между тем на практике предприятия и организации все равно продолжали нередко штрафоваться в административном порядке, причем наложение таких штрафов предусматривалось продолжающими действовать в те годы нормативными актами
67
. Кроме того, административные взыскания, налагаемые на юридических лиц, не ограничивались лишь штрафом, были предусмотрены и применялись такие взыскания, как лишение специального права, конфискация конкретного имущества и ликвидация предприятия. В последующие годы существование административной ответственности юридических лиц также признавалось на законодательном уровне
68
В связи с переходом страны на экономические методы управления в 90-х годах институт административной ответственности юридических лиц получил новый мощный
66
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. № 35 «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».
67
Например, на юридических лиц налагались административные штрафы за нарушение обязанностей по участию в дорожном строительстве. //
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 апреля 1959 г «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог».
68
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1981 г.
«О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» предусматривалось, что вступление в силу этих Основ не затрагивало действующих актов законодательства по вопросам административной ответственности юридических лиц.
227 импульс.
Это обусловило законодательное закрепление административной ответственности юридических лиц в ряде законодательных актов того периода. Однако поскольку действовавшим тогда КоАП РСФСР вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались, применение к ним мер административной ответственности не имело массового характера.
Кодексом РФ об административных правонарушениях институт административной ответственности юридических лиц не только полностью признан, но и получил мощное развитие.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, указанных в статьях раздела II (Особенной части) этого Кодекса или законов субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РФ установлено значительное количество административных правонарушений, ответственность за совершение которых возлагается на юридических лиц. Так, из 414 статей КоАП РФ, определяющих составы административных правонарушений, в 222 статьях (что составляет 54 % всех статей Особенной части КоАП
РФ) говорится об ответственности юридических лиц.
К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью. Это административные правонарушения:
• в области охраны собственности (из 28 статей, входящих в гл.7 КоАП РФ, 23 статьи предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 40 статей, входящих в гл. 8 КоАП РФ, 35 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в промышленности, строительстве и энергетике (из 14 статей, входящих в гл. 9 КоАП РФ, 13 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (из
14 статей, входящих в гл. 10 главу КоАП РФ, 13 предусматривают ответственность юридических лиц);
228
• в области связи и информации (из 24 статей, входящих в гл.
13 КоАП РФ, 20 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области предпринимательской деятельности (из 26 статей, входящих в гл.14 КоАП РФ, 19 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
(из 27 статей, входящих в гл. 15 КоАП РФ, 15 предусматривают ответственность юридических лиц);
• в таможенной сфере (из 22 статей, входящих в гл. 16 КоАП
РФ, все статьи предусматривают ответственность юридических лиц).
Из 194 статей, содержащихся в указанных главах КоАП РФ,
160 статьями (что составляет 82 %) установлена ответственность юридических лиц.
При этом достаточно велики санкции, предусматриваемые в отношении юридических лиц. Так, административный штраф за нарушения законодательства об исключительной экономической зоне Российской Федерации; антимонопольного, таможенного, валютного законодательства; законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, назначаемый юридическим лицам, может достигать величины, в пять тысяч раз превышающей минимальный размер оплаты труда; за другие правонарушения юридических лиц – одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Административный штраф, исчисляемый исходя из стоимости предмета административного правонарушения или суммы неуплаченных налогов, сборов, незаконной валютной операции, может достигать трехкратного размера соответствующей величины.
В подобных случаях суммы административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, нередко вообще составляют баснословные размеры.
Помимо штрафных санкций за ряд правонарушений юридических лиц в качестве дополнительного административного наказания предусмотрена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Например,
229 производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14 КоАП РФ) может повлечь назначение юридическим лицам административного штрафа в размере до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Нарушение правил добычи, промысла водных биологических ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование и промысел водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ) может повлечь назначение юридическим лицам административного штрафа в трехкратном размере стоимости водных биологических ресурсов с конфискацией судна и иных орудий совершения этого административного правонарушения.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля или с сокрытием от него различными способами (ст. 16.1
КоАП РФ) может повлечь назначение юридическим лицам административного штрафа в размере до трехкратной стоимости перемещенных товаров с их конфискацией, а также конфискацию товаров и транспортных средств, явившихся орудиями совершения этого правонарушения. Подобных примеров еще немало.
Законами субъектов Российской Федерации в дополнение к
КоАП РФ уже в настоящее время установлено значительное число административных правонарушений юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов. Учитывая положение Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами, и исходя из наличия многих региональных особенностей в деятельности хозяйствующих субъектов, становится очевидным, что законодательство субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях
230 будет развиваться преимущественно путем увеличения количества составов правонарушений именно организаций и их должностных лиц.
В ст. 2.10 КоАП РФ сформулированы основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности.
В частности, определено, что, если в статьях разделов I, III, IV и V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В этих случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
231
Остановимся на понятии вины юридического лица, вопрос о которой однозначно не решен и остается предметом дискуссий как в теории права, так и в правоприменительной практике.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение
– это виновное деяние как физического, так и юридического лица.
Что касается вины физического лица, то она отражает психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. У юридического лица психического отношения к противоправному деянию и его последствиям быть не может.
Проблема вины юридического лица в различных доктринальных, нормативных и официальных концепциях разрешается по-разному. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ранее действовавшем Таможенном кодексе Российской
Федерации был закреплен иной принцип административной ответственности юридических лиц – ответственности без вины
69
При этом к юридическим лицам по сути дела применялись меры административной ответственности при отсутствии состава административного правонарушения, что не способствовало обеспечению законности при осуществлении соответствующей правоприменительной практики.
Принципиально иной подход закреплен в Налоговом кодексе
Российской Федерации, согласно которому вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, действия (бездействия)
69
Ст. 231 Таможенного кодекса Российской Федерации (принят 18 июня
1993 г. № 5221-1, утратил силу с 1 января 2004 года ввиду принятия нового
Таможенного кодекса Российской Федерации - Федеральный закон от 28 мая
2003 г. № 61-ФЗ).
232 которых обусловили совершение данного налогового правонарушения
70
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. И здесь вина юридического лица фактически связывается с виновными деяниями его должностных лиц. Без этого, видимо, не обойтись, ибо у самого по себе юридического лица психического отношения к противоправному деянию и его последствиям быть не может.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17