ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 841
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
216 законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Целью этого вида административного наказания является предупреждение и пресечение действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, охраны общественного порядка, защиты здоровья, нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и иных лиц.
Административное выдворение может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимися на территории Российской Федерации только на законных основаниях. К лицам, не имеющим статуса законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации и пересекших Государственную границу Российской Федерации с территории иностранного государства без установленных для въезда документов, применяется административное выдворение как мера пресечения правонарушений. При этом иностранного гражданина, законно находящегося на территории Российской
Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет как физическое лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание
(проживание) в Российской Федерации.
Административное выдворение в рамках положений ч. 3 ст. 3.2
КоАП РФ может быть установлено только на федеральном уровне и может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.
Административное выдворение за пределы Российской
Федерации назначается только судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.
217
Ст. 32.9 КоАП РФ закрепляет подведомственность исполнения постановлений об административном выдворении за пределы
Российской Федерации. Приведение в исполнение постановления возложено на органы и войска Пограничной службы ФСБ России, которые исполняют постановления при совершении иностранным лицом или лицом без гражданства административных правонарушений, таких как нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ), либо органы внутренних дел, в случае нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в
Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ); нарушение правил привлечения и использования в
Российской
Федерации иностранной рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ); за нарушения иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ); за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ч.
2 ст. 18.10 КоАП РФ).
В соответствии с положениями ст. 32.10 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы
Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства возможно двумя способами: либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации
(т.е. добровольно), либо путем официальной передачи такого лица представителю властей иностранного государства, на территорию которого это лицо выдворяется
(т.е. принудительно).
Административное выдворение в принудительном порядке применяется в том случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства уклоняются от выезда из Российской Федерации.
Ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, международной организации либо ее
218 представительства, физического или юридического лица. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы
Российской Федерации должно быть процессуально оформлено.
Часть 4 ст. 23.10 КоАП РФ предусматривает составление двустороннего или одностороннего акта об административном выдворении, который приобщается к постановлению об административном выдворении. До исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда могут содержаться в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или пограничной службы либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, о чем прямо указано и в КоАП РФ
(ч. 5 ст. 32.10), и в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 34).
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым было применено административное выдворение, въезд в
Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года со дня административного выдворения в принудительном порядке.
Кодекс об административных правонарушениях 2001 г. в ст.
3.11 впервые вводит новое административное наказание –
дисквалификация.
Дисквалификация как вид административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление в иных случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
219
Дисквалификация установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ.
Например, указанная мера административного наказания устанавливается за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ); неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.
14.22 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст. 14.25 КоАП
РФ). Однако по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание.
Дисквалификация как мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:
– лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность стоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом, внесении в его трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;
– лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Это означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности, т.е. запрет занимать определенные должности, связанные с выполнением организационно-распоря-дительных или административно- хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются: руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредители (учредитель) юридического лица,
220 руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица; иное лицо, действующее на основание доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления; лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии
(ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация носит относительно-определенный характер, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в качестве основного наказания.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью.
Постановление о дисквалификации выносится судьей на срок от шести месяцев до трех лет и в рамках положений ст. 32.11 КоАП
РФ подлежит немедленному исполнению, т.е. должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным
221 лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
64
Федеральным законом от 9 мая 2005 65
введена статья 3.12
Административное приостановление деятельности. Этот вид административного наказания заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего
Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что
64
Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. //
СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3323.
65
СЗ РФ. 2005. № 19. Ст. 1752.
222 устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
По сравнению с КоАП РСФСР 1984 г. основные виды наказаний в Кодексе 2001 г. сохранены (предупреждение, лишение специального права), уточнены некоторые наименования наказаний
(административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), значительно расширен круг наказаний, применяемых в судебном порядке. Такой вид административных наказаний, как исправительные работы, был исключен, введен новый вид административного наказания – дисквалификация, в КоАП РФ впервые фиксируются виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
§
4.
О
БЩИЕ ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
При назначении административного наказания всегда должны применяться два основных критерия: а) объективный – заключается в том, что наказание назначается в соответствии с КоАП РФ. При этом должны быть учтены особенности совершенного правонарушения – причиненный им вред имущественного и неимущественного свойства, общественная опасность; б) субъективный – предполагает оценку личных особенностей правонарушителя, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершенное правонарушение.
Оценивая указанные обстоятельства судья, орган или должностное лицо, участвующие в производстве по делу, обязаны исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом (ч. 1, 2 ст. 49 Конституции Российской Федерации, ст. 1.4, 1.5
КоАП РФ), который означает неотвратимость применения карательных санкций ко всем гражданам, совершившим правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола,
223 расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. При назначении наказаний должно приниматься во внимание наличие субъективных и объективных признаков, указанных в КоАП РФ или УК РФ.
При оценке личности правонарушителя учитываются гуманитарные особенности лица: его отношение к факту совершенного правонарушения, причиненного им вреда. В целях более объективной квалификации правонарушения должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания граждан (родных и близких правонарушителя, его сотрудников и др.), подтверждающие или опровергающие их.
При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны, позволяющие идентифицировать признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
При оценке имущественного положения правонарушителя должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным правонарушением.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 4.2 КоАП РФ), включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю. По смыслу КоАП РФ такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания.
К смягчающим обстоятельствам Кодекс относит:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;