Файл: В начальной общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Методические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе
2.1. Педагогический опыт развития внимания у детей младшего школьного возраста в начальной общеобразовательной школе
Посмотрев и изучив различные статьи учителей начальных классов, можно выделить общие приемы и средства развития внимания младших школьников, которые представлены в разновидностях игр и упражнений. Остановимся на более значимых примерах.

Мы познакомились и проанализировали статью учителя начальных классов Гриценко Татьяны Владимировны из Белгородской области, тема которой «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности», в которой она описывает различные формы и приемы формирования внимания у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности [5].

Татьяна Владимировна в своей статье говорит о том, что в начальных классах необходимо применять разные формы и приемы работы с использованием учебно-дидактической игры для развития произвольного внимания: хорошие результаты дает работа в парах и творческих группах. Ребята обмениваются мнениями, выявляют причинно-следственные связи.

Для развития концентрации внимания Татьяна Владимировна использует основной тип упражнения  корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев на уроках русского языка. Задания для учащихся предлагаются в игровой форме, что повышает их мотивацию и интерес к урокам родного языка. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца. Очень интересными для ребят на уроках русского языка являются «тексты с ошибками». Учащимся предлагается найти в тексте определённое количество ошибок. На уроках математики, на этапе устного счёта предлагается найти ошибки в уже решённых примерах. Таким образом, у детей развивается не только произвольное внимание, но и навыки орфографической зоркости, навыки устного счёта, дети становятся более усидчивыми, сосредоточенными, что приводит к положительной мотивации и успехам в учёбе.


Для увеличения объёма внимания Татьяна Владимировна использует упражнения, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается. Задания данного характера Татьяна Владимировна постоянно применяет на уроках математики, при работе с геометрическим материалом. Так учащиеся зрительно запоминают геометрические фигуры, меньше путают их названия. Данные задания даются детям в игровой форме или форме соревнования, что способствует не только развитию ребёнка, но и переключению внимания, эмоциональной разрядке, отдыху.

Развитие навыка переключения внимания. Татьяна Владимировна предлагает выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв [5].

Представленный опыт работы учителя по развитию внимания младших школьников в урочное время, убедили в том, что систематическая работа по развитию внимания на всех уроках через использование игр, включая организацию перемен и физкультминуток, ведет к развитию произвольного внимания и усидчивости младших школьников. Дети быстрее включаются в работу, предложенную учителем, слушают его внимательно, чтобы ничего не пропустить, у них появляется интерес к учебе и к отдельным учебным предметам. Дети меньше отвлекаются, когда им интересно и меньше отвлекают других, выполняя работу. Работа над развитием внимания положительно отразилась на учебной деятельности учеников. Дети стали более собраны, повысилась активность на уроках, даже у слабых учащихся [5].

Также мы проанализировали статью учителя начальных классов Залевской Татьяны Ивановны из Киреевского района Тульской области, тема которой «Развитие внимания и мышления учащихся младших классов» [9].

В опытной работе по развитию внимания и мышления младших школьников Татьяна Ивановна использовала взаимосвязь различных приемов и методов.

Первый прием, который использует Татьяна Ивановна на уроках  это прием, когда перед началом рассказа на доске пишется его план или используется готовая схема, что организует внимание, облегчает синтез полученных знаний.

Также, в своем опыте Татьяна Ивановна уделяет внимание тому, что особую сложность для учителя представляет повторение и закрепление изученного: нелегко привлечь внимание к тому, что уже знакомо.



Так Татьяна Ивановна представляет несколько основных факторов, способствующих возникновению интереса: определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не «разжевывает» объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое «пространство» для мысли, дает возможность соучастия в познании нового. Безотказное средство пробуждения внимания  это нестандартный вопрос, проблема, загадка.

Так же Татьяна Ивановна предлагает несколько специальных упражнений для внимания:

  • совершить несколько действий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т.д. Это даст привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя, этому же способствует частое обращение к учащимся.

  • Учителю сначала следует высказать вопрос, а потом, несколько помедлив, имя того, кто должен отвечать на него. В результате к ответу подготавливается весь класс.

  • При чтении вслух каждая ошибка читающего должна вызывать поднятие рук.

  • В первых учебниках должны быть упражнения на развитие внимания: неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно исправить.

  • Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или товарища [9].

Дубова Зоя Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Верховажской средней школы», рассказала в процессе беседы о различных методах развития внимания детей, которые она использует на различных уроках. Вопросы беседы представлены в Приложении 3.

Зоя Васильевна отметила, что произвольное внимание является основой для успешного обучения младших школьников. Для детей данного возраста важно учиться управлять своим вниманием, уметь сосредоточить его на предлагаемом задании, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой и т.д. По словам учителя, учащиеся 3 класса, с которыми она работает в данный момент, вначале своего обучения в школе в большей степени проявляли непроизвольное внимание – достаточно легко отвлекались, испытывали затруднения в восприятии материала, так как не могли сосредоточиться на нем и т.д. На сегодняшний день Зоя Васильевна видит значительные изменения в развитии внимания детей: их внимание стало более устойчивым, им легче сосредоточиться на задании, деятельности и они гораздо меньше отвлекаются. Все это позволяет им успешно осваивать учебный материал.


Каждый урок русского языка Зоя Васильевна начинает с минутки чистописания, которая не только развивает и корректирует каллиграфические навыки, но и развивает внимание у детей. В основе таких минуток лежит приём нахождения среди спрятанных букв определённой буквы для чистописания. Минутки чистописания с такими заданиями позволяют развивать произвольную память, учат концентрировать внимание на определённом предмете.

Для развития произвольности и концентрации развития на уроках русского языка Зоя Васильевна использует упражнение «Путаница». В данном упражнении необходимо найти замаскированные изображения и записать слова существительные.

Уроки математики Зоя Васильевна начинает с арифметического диктанта, который помогает развитию устойчивости и концентрации внимания. Учитель зачитывает арифметические задачи, а задача учеников решить данные примеры в уме и после записать результат в тетрадь. Например:

а) Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4...Запишите результат.

б) Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2..., а теперь прибавьте 7... Запишите результат.

Для развития распределения и переключения внимания Зоя Васильевна предлагает упражнения, которые помогают не только развитию внимания, но и лучшему запоминанию таблицы умножения. Например, упражнение «Ладонь-кулак» Руки учеников находятся на столе, поочередно одну руку разжимают, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблицы умножения.

По словам учителя, динамику развития внимания учащихся ее класса она замечает в процессе наблюдения за работой детей ежедневно, поскольку выполняя то или иное задание, можно увидеть, уменьшается ли количество ошибок в работах детей, отвлекаются ли они, могут ли сосредоточиться, внимательно ли слушают учителя и т.д. Наблюдение проводится ежедневно. Кроме того, при необходимости учитель прибегает к помощи школьного психолога, которая осуществляет групповую и индивидуальную диагностику уровня и особенностей развития внимания младших школьников.

Зоя Васильевна отметила, что развивать внимание может не только учитель, но и родители. В связи с этим периодически она проводит индивидуальные беседы с родителями и консультации на данную тему.


В ходе реализации опытно-практической работы в МАОУ «Центр образования № 42», нам удалось посетить несколько уроков учителя начальных классов Шаровой Елены Владимировны. Посмотрев уроки, мы отметили несколько приемов, которые использует учитель для развития и концентрации внимания учащихся.

В начале урока, после того как прозвенел звонок, Елена Владимировна использует такой приём как «Кто меня слышит», данный прием помогает учителю сконцентрировать внимание учащихся на дальнейшую учебную деятельность, после активной перемены. При изучении нового материала на этапе открытия новых знаний учитель применяет прием  знак «Внимание». Данный знак учитель применяет при объяснении нового материала, понятия или правила для того, что бы сконцентрировать внимание учащихся на важном моменте. Так же в ходе урока, мы отметили, что при чтении вслух или при выполнении упражнения на доске каждая ошибка учащихся вызывала поднятие руки, тем самым развивая внимание учащихся. Так же на уроке Елена Владимировна в виде физкультминуток применяла различные игры такие как «Запрещенное движение», «Маленькие, большие», которые способствовали развитию внимания учащихся.

Проанализировав опыт учителей начальных классов, можно сделать вывод, что развитие внимания у младших школьников на самом деле является актуальной проблемой и для её успешной реализации существуют психолого-педагогический условия. В ходе анализа было выявлено, что многие преподаватели используют различные приемы и средства для развития внимания, но основными являются: игры и упражнения. Для развития концентрации используются наглядные материалы и упражнения, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Для увеличения объёма внимания используют упражнения, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. А для развития устойчивости и концентрации внимания учитель использует арифметические задачи на уроках
2.2. Опытно-практическая работа по развитию внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе
Опытно-практическая работа по реализации психолого-педагогических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе была реализована в МОУ «Центр образования № 42» город Вологда под руководством учителя 1 «Е» класса Шаровой Елены Владимировны.