ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На первой неделе практики для выяснения уровня развития внимания первоклассников, я провела диагностическую работу «Проставь значки» (Приложение 2). Данная работа заключалась в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков дети поставили тот знак, который задан на образце (галочку, черту, плюс или точку). На выполнение задания учащимся давалось 2 минуты.
Результаты диагностики оценивались в баллах, где: 9-10 баллов – высокий уровень, 5-8 баллов – средний уровень, 0-4 баллов – низкий уровень. Результаты диагностики представлены в Таблице 1 (Приложение 9).
Анализ работ показал, что 17 человек (53%) имеют средний уровень развития внимания, 16 человек (47%) низкий, учащихся, имеющих высокий уровень развития внимания, выявлено не было. Следовательно, данная диагностика показывает, что необходимо проводить систематическую работу по развитию внимания у младших школьников в 1 «Е» классе.
Работа по развитию внимания учащихся 1 «Е» класса производилась в течение всей практики на уроках в виде заданий, упражнений и физкультминуток. Упражнения и задания на развитие внимания подбирались таким образом, что бы учащиеся с помощью них могли выйти на тему урока или закрепить полученные знания. Если упражнение или задание на развитие внимание не удавалось соотнести с темой урока, проводилась физкультминутка, которая так же была направлена на развитие внимания. Так же перед каждым уроком после перемены использовались такие приемы как «Эхо» или «Кто меня слышит», для того что успокоить детей и настроить их на учебную деятельность.
Рассмотрим несколько уроков более подробно. На уроке математики по теме «Числа от 11 до 20» на этапе целеполагания, детям предлагалось выполнить задание, в котором необходимо было вставить пропущенные числа от 1 до 20. Ответ на задание давался устно одним учеником, если ученик называл неверное число, то это сразу вызывало поднятие руки учащихся. Стоит отметить, что даже в таком простом задании дети путались и вставляли не то число. Тем не менее, учащиеся справились с заданием и с помощью него и вспомогательных вопросов вышли на тему урока.
Так же на данном уроке проводилась физкультминутка, в которой необходимо было сконцентрировать свое внимание, на том, что говорит учитель, что способствовало развитию внимания учащихся 1 класса. Более подробно данные фрагменты урока представлены в Приложении 4.
На основном этапе по русскому языку на тему «Гласные звуки» детям предлагалось выполнить упражнение. Учащимся выдавались карточки с «разбросанными» буквами, задача детей заключалась в том, что бы обвести только те буквы, которые обозначают гласный звук. На выполнение упражнения учащимся давалась 1 минута. После выполнения, данное упражнение проверялось всем классом, а затем оценивалось. По результатам проверки выяснилось, что половина класса справилась без ошибок. Большинство ошибок учащиеся совершили из-за того, что не увидели или не заметили букву, что говорит о их невнимательности. (Приложение 5).
На уроке окружающего мира по теме «Путешествие капельки воды» на основном этапе для развития внимания учащимся предлагалось ответь на вопросы с помощью видеоролика. На доске заранее были вывешены вопросы, которые мы с детьми проговорили и выяснили, что ответ на них будет дан в видеоролике. После просмотра проводилась проверка, насколько внимательно дети смотрели видеоматериал и услышали в нем ответы на вопросы (Приложение 6).
На другом уроке по окружающему миру на тему «Наша Родина - Россия», проводилась физкультминутка в виде игры (Маленькие, большие), которая способствует развитию внимания. Условие игры заключалось в том, что учитель говорит громко «маленькие» или «большие». Если звучит, маленькие дети садятся, если большие – встают. В ходе игры учитель путает детей, то есть говорит большие, а сам садится или наоборот. Тем самым дети концентрировали свое внимание на том, что говорит учитель, а так же был использован спектр интересов учащихся. (Приложение 7).
Следующее задание на развитие внимание я использовала на уроке технологии на тему «Весенние цветы». На этапе актуализации знаний детям предлагалось решить филворд, задача данного задания состояла в том, что бы составить слова из букв, а именно названия цветов, таким образом, учащиеся концентрировали свое внимание на буквах. (Приложение 8).
После выполнения упражнения, задания или физкультминутки на развитие внимания проводилась небольшая беседа, у детей спрашивалось, почему они допустили ошибки в упражнении, задании или физкультминутке. На данные вопросы учащиеся отвечали, что при выполнении упражнений и заданий им стоит быть более внимательными. Тем самым учащиеся понимали для чего им необходимо развивать свое внимание.
Кроме упражнений и заданий на развитие внимания, использовались различные приемы по развитию внимания. Например, после того как звенел звонок на урок дети не могли долго успокоиться, и тогда применялись такие примы как «Эхо» и «Кто меня слышит», это способствовало их концентрации внимания на учебной деятельности. Так же на уроках при изучении нового материала, для того что бы сконцентрировать внимание детей на новом понятии или правиле, я поднимала вверх табличку «Внимание», учащиеся понимали, что сейчас необходимо сконцентрировать свое внимание и запомнить информацию.
На каждом уроке использовался наглядный материал в виде картинок, иллюстрации по теме урока. Используя наглядный материал, соблюдались следующие требования: ограничение количества наглядных средств, последовательная демонстрация, хорошая видимость и качественность.
В конце практики я провела аналогичную диагностику учащихся «Расставь значки». Результаты повторной диагностики представлены в Таблице 1 Приложение 9. Анализ повторной диагностики показал, что 3 учащихся (9%) имеют высокий уровень развития внимания, 20 учащихся (62%) средний уровень, 29% низкий уровень. Проанализировав и сравнив результаты первичной и вторичной диагностики, я отметила, что шестеро учащихся улучшили свой результат и подняли свой уровень до среднего или высокого. Тем самым, мы можем сказать, что используемые психолого-педагогические условия способствуют развитию и концентрации внимания младших школьников и их стоит использовать на уроках в начальной школе для развития внимания учащихся.
Таким образом, в ходе реализации опытно-практической работы в 1 «Е» классе, на этапе включения психолого-педагогических условий развития внимания в учебной деятельности, детям предлагались письменные и устные задания и упражнения, представлялся наглядный материал, использовались различные приемы учителем, а также работа с различными видами деятельности. Данные психолого-педагогические условия использовались на уроках на протяжении всей практики каждый день, которые способствовали концентрации и постепенному развитию внимания учащихся. Развитие внимания с помощью психолого-педагогических условий подтверждает проведенная диагностика в начале и в конце практики, результаты, которой показали, что 5 учащихся в 1 «Е» классе улучшили свой результат.
В методической части выпускной квалификационной работы мы рассматривали и анализировали опыт работы учителей начальных классов на уроках по развитию внимания младших школьников. Проанализировав опыт учителей начальных классов, можно сделать вывод, что развитие внимания у младших школьников на самом деле является актуальной проблемой и для её успешной реализации существуют психолого-педагогический условия. В ходе анализа было выявлено, что многие преподаватели используют различные приемы и средства для развития внимания, но основными являются: игры и упражнения. Для развития концентрации используются наглядные материалы и упражнения, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Стоит отметить, что учителя строили урок, опираясь на интересы младших школьников, а так же включали различные виды деятельности и разнообразные задания.
Опытно-практическая работа показала, что на этапе первичной диагностики учащиеся 1 класса показали только средний и низкий уровень развития внимания. Вследствие, чего на протяжении всей практики использовались психолого-педагогические условия, после которых повторная диагностика показала улучшенные результаты. В ходе реализации опытно-практической работы, применялись такие психолого-педагогические условия как: использование различных прием и средств, упражнений на развитие внимания, использование наглядного материала, а так же при подготовке к урокам учитывался спектр интересов младших школьников, темп урока и включение различных заданий, что и привело к улучшению результатов диагностики.
Заключение
Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось раскрыть психолого-педагогические условия развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе.
Для достижения данной цели мы поставили такие задачи как: рассмотреть особенности внимания детей младшего школьного возраста, изучить приёмы и средства развития внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе, проанализировать педагогический опыт развития внимания у младших школьников на уроках с помощью психолого-педагогический условий, реализовать опытно-практическую работу по развитию внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе.
Для решения первой задачи был проведен анализ психологической литературы, который позволил выявить наиболее значимые характеристики внимания, а именно: концентрация, устойчивость, распределение, объем, переключение. На данные характеристики учитель должен опираться при использовании психолого-педагогических условий для развития внимания младших школьников на уроке.
Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания. У них значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все самое яркое, неожиданное, новое и само по себе интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий. Дети могут отвлечься и упустить существенные детали в учебном материале, именно по этому детям младшего школьного возраста трудно сосредоточить свое внимание на однообразной и неинтересной для них работе. Поэтому это вынуждает использовать на уроках различные приемы, средства и игры.
Изучая различные статьи по теме приемы и средства для развития внимания младших школьников на уроках, мы решали вторую задачу. Анализируя статьи, мы выяснили, что большое влияние на развитие процессов внимания оказывает учебная деятельность, а именно использование приемов и средств, которые необходимо организовывать в соответствии с особенностями младшего школьного возраста и психолого-педагогическими условиями развития внимания. Среди средств развития внимания детей на уроках выделяют такие как: игры, упражнения и иллюстрации, так как данные средства позволяют заинтересовать детей и вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Из всего выше сказанного можно сказать, что для успешного развития внимания у младших школьников на уроках необходимы психолого-педагогические условия, к которым мы можем отнести проведение различных упражнений и игр, использование на уроках наглядного учебного материала и различных приемов, расширение спектра интересов младшего школьника и правильная организация учебного процесса.
Реализуя опытно-практическую часть нашей выпускной квалификационной работы, была проведена диагностика по уровню развития внимания младших школьников в 1 классе, результаты показали, что учащиеся имеют средний и низкий уровень развития внимания.
Основываясь на результатах, полученных в ходе проведения диагностической работы, мы начали работу по развитию внимания учащихся 1 класса с помощью психолого-педагогических условий, способствующих совершенствованию свойств внимания.
Проведя опытно-практическую часть нашей выпускной квалификационной работы, а затем повторную идентичную диагностику, мы можем отметить, что у 5 учащихся произошла положительная динамика развития внимания. Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что психолого-педагогические условия способствуют развитию внимания младших школьников на уроке.
Таким образом, намеченная нами цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы и источников
1. Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. № 1643 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. – 2014, октябрь. – № 373. – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (Дата обращения: 15.12.2019).