Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, рассмотрев роль компьютера и интернета в деятельности детей, можно сказать, что роль социальных сетей в развитии детей и подростков в основном изучается с точки зрения психологии личности и разнообразия. Исследователи пытались определить различные факторы, объясняющие возникновение интернет-зависимости и разнообразное использование социальных сетей.
К негативным последствиям воздействиям интернета на ребенка относят: агрессия у детей, вызванная чрезмерным увлечением жестокими играми; ложные убеждения и неправильные представления о мире. Дети, не страдающие компьютерной зависимостью, представляли себе красочный мир, полный солнечного света, деревьев и людей. В отличие от них, на рисунках детей с компьютерной зависимостью четко прослеживались агрессия, тревога, насилие и страх. На этих рисунках даже было изображено оружие и мертвые люди; проблемы социализации. Дети не ищут друзей в реальном мире, а погружаются в виртуальный мир.
Интернет имеет свои недостатки, но у него есть и много преимуществ.
Психотерапевт Н. Н. Нарицына, говорит, что не научить детей пользоваться компьютером сегодня – все равно что не отправить их в школу. Другие говорят, что лучше приобщать детей к компьютеру гораздо раньше. Лучше начать с компьютерных игр и переходить к обучающим программам, когда они освоят азы. Результаты превзошли все ожидания. Образовательное программное обеспечение следует одному из основных принципов успеха в учебе: обучение должно быть увлекательным.
Выводы по 1 главе
Изучив понятие виды интернет-зависимости, можно сказать, что термин «интернет-зависимость» был впервые использован в 1994 году американским исследователем Айвеном Голдбергом для описания негативного влияния снижения самоконтроля в виртуальной среде на ключевые сферы функционирования человека. В России проблемой интернет-зависимости окончательно занялся А. Е. Войскунский в середине 2000-х годов.
Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся рядом поведенческих проблем, чаще всего связанных с неспособностью своевременно покинуть интернет и постоянным желанием выйти в сеть.
Интернет-зависимость принимает множество форм. Эти формы могут быть взаимосвязаны, и человек может испытывать симптомы двух или более из них. К таким формам относят: интернет-гемблеров, инетернет-геймеров, интернет-трудоголиков, интернет-эротоголиков, а также интернет-покупателей.
Рассмотрев психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью, можно сказать, что американский психолог Кимберли Янг выделяет четыре симптома интернет-зависимости у детей: постоянное, неконтролируемое желание проверить электронную почту; подросток, который ждет допоздна, чтобы выйти в Интернет; жалобы на то, что подросток проводит слишком много времени в Интернете; разочарование, когда подросток понимает, что не может контролировать свое время в Интернете.
Психолог Т. Е. Тагинцева описывает психологические и физические симптомы, которые уже появились у подростков, зависимых от Интернета. К психологическим симптомам относятся: отсутствие силы воли и желания изменить свое поведение; подростки чувствуют себя подавленными, одинокими и бесполезными, если их деятельность не связана с Интернетом; они делают все возможное, чтобы скрыть свое пользование Интернетом от семьи и друзей. К физическим симптомам относятся: сухость глаз; боли в руках, так как руки находятся в напряжении; нарушенный режим дня; нарушение личной гигиены; появление боли в спине и позвоночнике; появление головных болей.
В результате интернет-зависимость может ухудшить качество жизни ребенка. В то же время, чувство расстройства и раздражения в Интернете может привести к психологической нестабильности. Следует также отметить, что впоследствии у детей развивается апатия по отношению к окружающим.
Рассмотрев роль компьютера и интернета в деятельности детей, можно сказать, что роль социальных сетей в развитии детей и подростков в основном изучается с точки зрения психологии личности и разнообразия. Исследователи пытались определить различные факторы, объясняющие возникновение интернет-зависимости и разнообразное использование социальных сетей.
К негативным последствиям воздействиям интернета на ребенка относят: агрессия у детей, вызванная чрезмерным увлечением жестокими играми; ложные убеждения и неправильные представления о мире. Дети, не страдающие компьютерной зависимостью, представляли себе красочный мир, полный солнечного света, деревьев и людей. В отличие от них, на рисунках детей с компьютерной зависимостью четко прослеживались агрессия, тревога, насилие и страх. На этих рисунках даже было изображено оружие и мертвые люди; проблемы социализации. Дети не ищут друзей в реальном мире, а погружаются в виртуальный мир.
Интернет имеет свои недостатки, но у него есть и много преимуществ, например, повышение внимательности. Благодаря использованию электронной почты и поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы; рост IQ человека. Новые технологии развивают ум не хуже, чем головоломки или изучение новых языков.
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РЕБЕНКА
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования
Цель исследования – выявить уровень влияние интернет-зависимости на ребенка.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация программы по профилактике интернет-зависимости в условиях общеобразовательного учреждения способствует снижению уровня сформированности интернет-зависимости у детей.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 респондентов (учеников 1–2 классов) в возрасте от 6 до 9 лет. В состав выборки входят 10 девочек и 10 мальчиков, учащихся в «МБОУ СОШ №2» посёлка Чернянка.
Для достижения целей исследования были использованы следующие методики:
-
Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот (Приложение 1). -
Тест Такера на выявление игровой зависимости (Приложение 2). -
Шкала Чена (Приложение 3).
Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Авторы разработали свою методику на основе общих подходов к зависимостям и собственного опыта диагностики и лечения интернет-зависимости. В частности, авторы использовали диагностические критерии интернет-зависимости, разработанные И. Голдберга, М. Орзак, описанные выше.
Авторы справедливо указывают на ограничения этих диагностических методов, которые ориентированы на социальный контекст США и являются дихотомическими в плане ответов (да-нет) и диагностических оценок (зависимость-независимость), что снижает валидность методов.
Авторы поставили перед собой задачу выявить не только сформировавшиеся зависимости (зависимость второй стадии), но и ранние зависимости (первая стадия) и сформировавшиеся зависимости (предзависимость, привязанность).
На этой основе они разработали скрининговый метод диагностики интернет-зависимости. На этот метод был подан патент.
Опросник состоит из 11 утверждений о функционировании эмоционального состояния человека по отношению к компьютеру и Интернету.
Каждое утверждение имеет четыре уровня согласия. Возможные ответы «никогда», «редко», «часто» и «очень часто» оцениваются в 1, 2, 3 и 4 балла соответственно. Максимальная оценка, которую можно получить по шкале данного метода, составляет 44 балла.
Все утверждения учитываются в прямых значениях. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.
Если сумма баллов меньше 16, то риск интернет-зависимости равен нулю.
-
от 16 до 22 баллов – это степень зависимости от интернет-эротики, «привязанность», «уровень привязанности». Коррекционные меры более эффективны. -
от 23 до 37 баллов – степень первичной зависимости. Необходимы реабилитационные меры. -
38 баллов и более – вторая степень зависимости. Необходимы лечебные меры.
Результаты теста позволяют косвенно выявить «группы риска» компьютерных зависимых и реализовать эффективные профилактические программы, направленные на предотвращение психических и поведенческих расстройств.
Использование данного метода помогает в скрининге и диагностике компьютерной зависимости, оценивая эмоциональное состояние человека, силу воли, самоконтроль, физическое и психологическое состояние.
Тест Такера для экспресс-диагностики игромании, модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних И.А Коныгиной. Тест Такера может быть использован как у взрослых, так и у подростков. Его можно использовать в качестве скринингового инструмента для выявления групп, предрасположенных к игровой зависимости. При заполнении опросника следует учитывать, что информативными являются данные только за последний год.
Сведения о валидизации и стандартизации отсутствуют.
Обработка: «никогда» – 0 «иногда» – 1 «чаще всего» – 2 «почти всегда» – 3. Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются.
Интерпретация: 0 – отсутствие негативных последствий компьютерных игр; 3-7 – уровень игры в компьютерные игры может вызвать негативные последствия.
Чем выше результат теста, тем больше зависимость и тем серьезнее может быть проблема. Если человек получил высокий результат и находится в группе риска по игровой зависимости, не стоит игнорировать этот факт. Важно помнить, что любой тест, включая тест Такера, является лишь предварительным инструментом для определения наличия у человека игровой зависимости и не предназначен для диагностических целей.
Шкала интернет-зависимости Чена – шкала CIAS. Диагностические критерии шкалы интернет-зависимости Чена наиболее близки к шести известным диагностическим пунктам для всех зависимостей, R. Brown, 1993; M. Griffiths, 1996 (самооценка, нарушение настроения, повышенная толерантность, симптомы абстиненции,