Файл: Руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96
Стили)
Симф. «аккорд»
Бочка (Metall)
Струнные
Хайхэт (джаз)
Реверб
Громкие эффекты
Таб. 11. 6 диапазонов уровней громкости с типичными инструментами на каждом.
ДИАПАЗОНЫ УРОВНЕЙ ГРОМКОСТИ
Диапазон уровней громкости 1.
Звуки на этом уровне шокирующе громки. В действительности, довольно редко какой- либо звук помещают на этом уровне. И, как правило, это очень короткие звуки. Если на этом уровне помещается обычный инструмент, то это либо считается ошибкой, либо что- то особенно необычное. Интересный пример звука на этом уровне – часы в “Time” альбома Dark Side Of The Moon (Pink Floyd). Такими громкими могут быть взрывы, крики, и т.п.
Рис. 130. Выделен Уровень громкостей 1.
Диапазон уровней громкости 2.
На этом уровне располагаются вокал и солирующие инструменты в музыке, где вокал и текст должны привлекать наибольшее внимание, такой как big band, middle-of-the-road,
Bob Dylan, Janis Joplin, Mariah Carey, и т.д. Во многих стилях рок-н-ролла вокал помещается гораздо дальше.
Если песня содержит соло величайшего исполнителя, оно также часто помещается на этом уровне. Вы можете также обнаружить на этом уровне «boom» музыки rap и бочку или тома в музыке heavy metall. “Fortissimo” труб в big band и «tutti» симфонического оркестра также часто помещаются на этот уровень.

97
Рис. 131. Выделен Уровень громкостей 2.
Диапазон уровней громкости 3.
Звуки на этом уровне исполняют, как правило, ритмические партии – рабочий барабан, бас, гитары, клавиши. Лидирующий вокал в большинстве стилей рок-н-ролла также помещают на этом уровне. Другие примеры включют в себя бочку в heavy metall, дробный барабан в большинстве танцевальных стилей, томы и тарелки в большинстве стилей музыки. Хай-хэт только случайно может оказаться на этом уровне, хотя в джазе и танцевальных стилях его часто помещают именно здесь. Phil Collins был первым, кто наложил ревер на барабаны на этой громкости.
Рис. 132.
3.
Выделен Уровень громкостей
Диапазон уровней громкости 4.
Звуки этого уровня громкости включают ритмические и аккордовые заполнения, такие как фортепьяно на заднем плане, клавиши или гитара. Барабаны в большинстве видов джаза, middle-of-the-road, легкий рок – также на этом уровне. Когда реверб различают, как отдельный звук – он, как правило, здесь. Также здесь, как правило, помещают бэк-вокал и струнные.

98
Рис. 133. Выделен Уровень громкостей 4.
Диапазон уровней громкости 5.
На этом уровне помещают бочку в jazz и big band. Большинство эффектов и реверб тоже часто помещают сюда, и они могут быть услышаны, если вы прислушаетесь. Бэквокалы тоже иногда помещают на этот уровень. Другие инструменты, помещенные сюда, выполняют лишь функцию заполнения пространства, поскольку их образы не будут чистыми и определенными на такой малой громкости.
Рис. 134. Выделен Уровень громкостей 5.
Диапазон уровней громкости 6.
Звуки, помещенные так далеко являются настолько тихими, что их трудно обнаружить.
Pink Floyd хорошо известен тем, что добавлял шепот и другие сублиминальные звуки в микс. Звуки на этом уровне могут быть очень эффективными и вополнять определенные задачи. Если эти звуки не спозиционированы правильно в миксе, они покажутся нам шумом.


99
Рис. 135. Выделен Уровень громкостей 6.
Мы перечислили инструменты, которые могут быть найдены на каждом уровне громкости.
Как бы то ни было, я поместил их здесь только для того, чтобы выделить и объяснить шкалу из шести уровней громкостей. Реальные уровни громкостей очень зависят от музыкального стиля, песни и музыкантов.
ВОКАЛ
Давайте рассмотрим различные примеры размещения вокала на разных уровнях громкости. В зависимости от музыкального стиля, песни, а также от того, насколько исполнитель любит свой голос, солирующий вокал обячно располагается со 2-го по 4-ый уровень (хотя хоровое пение может на ходиться на 1-ом).
Диапазон уровней громкости 2.
Мы располагаем вокал на 2-ом уровне в опере и музыке middle-of-the-road, как у Barry
Manilow и Frank Sinatra. Иногда в музыке folk, big band, country также помещают вокал на этот уровень. Кроме музыкального стиля, детали песни также влияют на уровень расположения вокала. Если слова – это главное в песне (Bob Dylan), или исполнитель – феноменальный (Janis Joplin, Steve Winwood, Al Jarreau, Bobby McFerrin), тогда вокал также помещается впереди. Также, чем плотнее арранжировка, тем ниже помещается вокал, так чтобы детали арранжировки не были им замаскированы. Слишком громкий вокал может сделать звучание остального микса скучным.
Рис. 136. Вокал на Уровне громкостей 2.

100
Диапазон уровней громкости 3.
Чаще всего вокал микшируют на уровне 3. Достаточно далеко, но и достаточно громко, чтобы разобрать слова. Вокал на этом уровне недостаточно громок, чтобы скрыть за собой остальной микс.
Рис. 137. Вокал на Уровне громкостей 3.
Диапазон уровней громкости 4.
Вокал на этом уровне расположен так далеко, что с трудом различаются слова. Большая часть рок-н-ролла, особенно альтернативного (Smashing Pumpkins, Pearl Jam), располагают свои вокалы на этом уровне. Pink Floyd также часто располагал вокал на уровне 4. Слова (или вокальные звуки) Enya расположены, скорее всего, на уровне 5.
Возможно, основной причиной расположения вокала на этом уровне, помимо музыкального стиля, является то, что он лучше смешивается с музыкой, не затеняя мелодию и ритм песни. Я также встречал и таких клиентов, которые заявляли, что чем больше слушатель прислушивается к словам песни, тем больше у него возникает понимания. Возможно, это и правда, если вы вообще поймете слова. В конце концов, если текст, в действительности, плох (не заводит вас), вы вряд ли будете выставлять его вперед.
Рис. 138. Вокал на Уровне громкостей 4.
РАБОЧИЙ (ДРОБНЫЙ) БАРАБАН (SNARE)
Так же, как и для вокала, громкость рабочего барабана устанавливается в зависимости от музыкального стиля, песни и вкусов членов группы. Громкость рабочего барабана,


101 варьируясь от уровня 2 к 5, прогрессирует из года в год. Скорее всего, рок-н-ролл дал первоначальный толчок к увеличению его громкости, а танцевальная музыка диско 60-х добавила еще.
Диапазон уровней громкости 2.
В различных формах рока (Led Zeppelin, Bruce Springsteen) дробный барабан размещают далеко впереди. Но не пытайтесь наложить много ревера на такой громко звучащий барабан. Часто громко звучащий барабан с большим количеством ревера располагают гроаздо дальше в миксе. Обычно дробный барабан делают громким только тогда, когда он звучит хорошо и сложно (виртуозно). Громкий барабан, звучащий слишком монотонно - просто действует нам на нервы. Конечно, найдутся и такие, которым это нравится! Итак, дробный барабан помещается на этом уровне, если темп песни – медленный, оставляя место для остального микса. Так как барабан – громкий, он занимает много места в миксе.
Рис. 139.
2.
Дробный барабан на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 3.
Этот уровень обычен для рок-н-ролла. Дробный барабан располагается на этом уровне и во многих других стилях: heavy metall, blues и даже country.
Рис. 140. Дробный барабан на Уровне громкостей 3.
Диапазон уровней громкости 4.

102
В музыке Big band, easy rock, new age, rock 50-х и 60-х – дробный барабан размещают так далеко. В большинстве баллад онт также расположен здесь, хотя есть баллады с массивно звучащим дробным на уровне 2. В hip hop также дробный расположен здесь, из- за его быстрого темпа и сложной арранжировки.
Рис. 141.
4.
Дробный барабан на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 5.
В музыке Big band дробный барабан иногда размещают здесь.
Рис. 142. Дробный барабан на Уровне громкостей 5.
Некоторые основные правила (которые надо нарушить): чем лучше звучит дробный барабан, тем громче он размещается в миксе. Чем ниже темп, тем громче барабан. Чем сложнее арранжировка – тем тише барабан.
БОЧКА (KICK DRUM)
И снова, музыкальный стиль оказывает наибольшее влияние на величину громкости.
Бочка располагается на уровнях с 2 по 5. Ее громкость также исторически возрастала со временем, будучи первоначально подавленной из-за того, что считалась «дьявольским стуком». Конечно же, рок-н-ролл дал первый толчок к увеличению громкости. Heavy metall добавил, а rap и hip hop сделали бочку окончательно громкой. Итак, мы можем обнаружить экстремально громкую бочку во всех видах современной музыки. Даже Peter
Gabriel использовал rap boom в альбоме «Us».

103
Диапазон уровней громкости 1.
Редкий случай, когда бочку делают настолько громкой. Тем не менее, если мы считаем
808 rap boom – бочкой, то мы обнаружим ее на этом уровне.
Рис. 143. Бочка на Уровне громкостей 1.
Диапазон уровней громкости 2.
На этом уровне располагают rap boom, как первичный ритм музыки hip hop и house. Бочка в heavy metall тоже иногда находится на этом уровне, хотя чаще просто увеличивают громкость до этого уровня в периодические моменты песни. Иногда даже баллады имеют бочку настолько громкой, и инженеры знают, как сделать бочку громкой в blues и reggae.
Находясь на этом уровне, нужно постоянно принимать во внимание, что такой громкий низкочастотный звук занимает очень много места в миксе. Таким образом, нужно постоянно расчитывать занимаемый бочкой обьем, и решать, действительно ли она должна быть такой заметной.
Рис. 144.
2.
Бочка на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 3.
Это обычный уровень громкости для бочки для большинства музыкальных стилей, особенно рок, джаз, блюз и кантри.


104
Рис. 145. Бочка на Уровне громкостей 3.
Диапазон уровней громкости 4.
Jazz и new age, так же, как и большинство баллад, обычно имеют бочку на этом уровне.
Интересно, что много вещей Jimmi Hendrix было смикшировано с бочкой на уровне 4, так что вы с трудом можете ее услышать. И это обычное явление во многих песнях и стилях
60-х.
Рис. 146.
4.
Бочка на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 5.
В музыке big band обычно бочка сделана настолько тихо.

105
Рис. 147. Бочка на Уровне громкостей 5.
Так же, как и громкость дробного барабана, громкость бочки основана на стиле музыки.
Как бы то ни было, сама песня, и, в-особенности, инструменты – также влияют на выбор громкости звучания. Живой и виртуозный ритм бочки обычно делаю погромче. Чем медленнее темп, тем громче удар. Чем сложнее арранжировка, тем тише удар.
БАСГИТАРА
Басгитара обычно занимает уровни с 1-го по 4-й. Так как она занимает много места в миксе, ее обычно стараются расположить подальше, чтобы она не маскировала слишком сильно другие инструменты.
В связи с эволюцией музыки рок и диско, громкость баса также возрастала со временем. Музыка rap создала революцию, не только окончательно подняв уровень басов в миксах, но и изменив обрудование, на котором мы слушаем музыку. Когда вы зайдете в магазин проигрывателей, вы обнаружите там такие вещи как Mega Bass и Boom
Box. Даже обычные стереопроигрыватели теперь могут воспроизводить больше низких частот, чем обычно.
Диапазон уровней громкости 1.
Довольно редко встречается ситуация, когда бас настолько громок, разве что в музыке rap и hip hop. Обычно громкость баса увеличивается до этого уровня только в определенные моменты песни.
Рис. 148. Бас на Уровне громкостей 1.

106
Диапазон уровней громкости 2.
Такой громкий бас можно встретить в музыке реггей и блюз. Поскольку бас является несущей составляющей блюзовой песни, то он помогает заполнять плотную арранжировку, обычно присущую этому стилю. Когда басист играет сольный кусок, громкость баса также выносится на передний план. Это часто встречается в джазе, где басгитара обычно безладовая. Primus и Stanley Clark – хорошие примеры игры на этом уровне.
Рис. 149.
2.
Бас на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 3.
Это наиболее традиционное место для басгитары в большинстве музыкальных стилей: не слишком громко, чтобы занимать много места, но достаточно громко, чтобы быть услышанной.
Рис. 150.
3.
Бас на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 4.
Во множестве песен рок-н-ролла басгитара находится именно здесь, так же, как и в музыке big band. В действительности, если вы используете аккустический бас – его место, чаще всего, здесь.


107
Рис. 151.
4.
Бас на Уровне громкостей
Найдется немного инструментов, столь же громких, как басгитара, к тому же вам нужно что-то, что заполняло бы пространство между динамиками. Так что, если у вас много инструментов, и басгитара слишком громкая, то она будет их маскировать.
ТОМА
Тома могут занимать всю шкалу громкостей – с 1-го уровня по 6-й. Где конкретно – как обычно, определяется стилем музыки, деталями песни, инженером и исполнителями.
Яркость звучания томов в миксе сильно зависит от того, насколько они замаскированы остальными инсрументами.
Диапазон уровней громкости 2.
Тома иногда помещаются на этот громки уровень, из-за того, что их звучание отрывисто.
Если звук звучит коротко, его громкость можно увеличить: звук исчезнет до того, как вы сможете это почувствовать. А так как тома не звучат остро, то их громкость можно увеличить больше, чем вы можете себе представить. Хотя тенденция такова, что, чем больше они звучат в песне, тем дальше они располагаются в миксе.
Рис. 152.
2.
Тома на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 3.
Это смое обычное место расположения томов в большинстве музыкальных стилей.
Присутствуют, но не настолько громко, чтобы сбить ритм или бит всей песни.

108
Рис. 153.
3.
Тома на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 4.
Тома обычно не слишком громки в большинтсве музыкальных стилей - где-то на уровне 4.
В результате появляется проблема проникновения звука тарелок в микрофоны томов.
Когда это случается, звук тарелок, отраженный от мембран томов, начинает раздражать.
Я думаю, что инженеры именно поэтому не делают тома звучащими громко, поскольку во время сбивок это делает звук тарелок ужасающим, особенно если тома нужно сильно эквализировать для увеличения яркости звучания. При этом они не слишком сильно рвут ритм песни.
Рис. 154.
4.
Тома на Уровне громкостей
Диапазоны уровней громкости 5 и 6.
Я не понимаю инженеров, которые микшируют тома на этих уровнях – любо они не любят сбивки, либо не любят выделять тома, либо вообще о них забыли.
ХАЙХЭТ
Уровень громкости хайхэта зависит от музыкального стиля, от деталей песни, и обычно располагается на уровнях 2 – 5.
Диапазон уровней громкости 2.
Хайхэт наиболее громко звучит в музыке heavy metall и R&B. В hip hop и jazz хайхэт также часто помещается здесь.

109
Рис. 155.
2.
Хайхэт на Уровне громкостей
Диапазоны уровней громкости 3 и 4.
Громкость хайхэта обычно колеблется на этих двух уровнях во многи музыкальных стилях, особенно в рок-н-ролле.
Рис. 156.
4.
Хайхэт на Уровне громкостей
Диапазон уровней громкости 5.
Хотя хайхэт не занимает много места в миксе, он хорошо прорывается сквозь него. Не только из-за своего острого звучания, но и из-за диапазона частот, который мало пересекается с другими инструментами. То есть, даже будучи расположенным далеко в миксе, он слышен прекрасно.