Файл: Руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83
Не существует строих правил для использования реверов с высоким или низким рассеиванием. Некоторые инженеры используют реверб с низким рассеиванием на рабочем барабане для более хриплого, «рок-н-ролльного» звучания. Высокое рассиевание применяется для придания вокалу ровности.
Эквалайзер на реверб.
Вы можете эквализировать реверб в нескольких точках прохождения сигнала.
Во-первых, вы можете эквализировать его в точке возврата в микшер (если вы используете каналы для подключения возвратов из ревера). Это обычно лучше, чем использование встроенного в ревербератор эквалайзера. Не потому, что этот эквалайзер лучше, а потому, что на некоторых устройствах вы можете поместить эквалайзер до или после реверба. В идеале, сигнал эквализируется до попадания в реверб. Если это невозможно с вашим ревером, вы можете подключить эквалайзер после мастера посыла вспомогательной шины, на пути к реверу.
Высоко- и низко-частотное время реверберации.
Гораздо лучше установить длительность звучания высоких и низких, чем полностью эквализировать ваш реверб. В наше время многие устройства позволяют регулировать эти параметры. Это не то же самое, что менять громкость конкретных частот. Высоко- и низко-частотное время реверберации – изменяет длительность звучания опредеенных частот. Используя эти регуляторы, можно заставить ревербератор звучать намного натуральнее, чем с помощью любого эквалайзера.
Вне зависимости, пользуетесь вы эквалайзером или устанавливаете длительность звучания частот – имеет большое значение, сколько места реверб занимает в миксе, и, соответственно, маскирует все остальное. Реверб с задранными низкими займет ненормально большое место в миксе.
Рис. 103. реверб с задранными низкими.
… по сравнению с задранными высокими.

84
Рис. 104. реверб с задранными высокими.
Огибающая реверба. (Reverb envelope)
Еще один регулятор реверба – «огибающая». Она показывает, как реверб меняет свою громкость по времени. Нормальный реверб имеет огибающую такую, что громкость постепенно спадает.
Рис. 105. Огибающая (Изменение громкость во времени) нормального реверба.
Инженеры придумали наложить нойсгейт на этот натуральный реверб, который отрубает его «хвост» до того, как реверб мог бы окончательно стихнуть.
Рис. 106.
Огибающая загейтованого реверба
Но проще использовать установки гейта на вашем ревербе – если развернуть огибающую наоборот, то громкость реверба будет возрастать, пока не оборвется внезапно.


85
Рис. 107.
Огибающая обратно загейтованного реверба
Если вы возьмете ленту, проиграете ее задом наперед, добавите нормальный реверб, и запишите полученное на мультитрек, вы получите «преверб» (preverb).
Рис. 108. Преверб.
Этот эффект – самый дьявольский из всех, которые могут быть получены на студии.
Только дьявол мог наложить эффект на что-либо до того, как это случится. К тому же, он использовался в таких жутких фильмах как «Экзорцист» и «Полтергейст». И, конечно же, это любимый эффект Ozzy Osbouгrne.
Одна из основных функции реверба – соединить вместе звуки и заполнить пространство между динамиками.
Рис. 109. реверб заполняет пространство между динамиками.

86
Как и любой звук, реверб можно панорамировать в любую сторону.
Рис. 110. реверб, спанорамированный влево.
Рис. 111. Реверб,
1:00
спанорамированный влево на
Так же как и другие звуки, реверб может быть помещен налево и направо с помощью ручки панорамы. Кроме того, можно установить любую ширину реверба.
Рис. 112. реверб, спанорамированный с 11:00 до 1:00

87
Рис. 113. реверб, спанорамированный с 10:00 до 2:00
Реверб может быть выдвинут вперед с помощью увеличения громкости…
Рис. 114.
Выдвинутый вперед реверб
… а также отодвинут на задний план…
Рис. 115. Реверб, уменьшенный по громкости
… а также приподнят или опущен с помощью эквалайзера.

88
Рис. 116. реверб с задранными высокими
Рис. 117. Реверб с задранными низкими
ГАРМОНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССОРЫ, СДВИГАТЕЛИ ТОНА И ОКТАВЕРЫ (HARMONY
PROCESSORS, PITCH TRANSPOSERS, OCTAVERS)
Гармонический процессор (гармонайзер, сдвигатель тона, октавер) повышает или понижает высоту сигнала на входе. Обычно случается, что когда вы повышаете или понижаете высоту тона, длительность звучания также укорачивается или удлинняется.
Гармонайзер же, напротив, искусственно нарашивает повышенный тон и укорачивает пониженный тон так, что задержки по времени не бывает. Разве что на дешевых устройствах слышны некоторые огрехи в конце звуков.
Когда вы повышаете или понижаете тон сигнала, это влияет на размер пространства, занимаемого им между динамиков . Чем выше сдвигается тон, тем меньше места занимает звук.
Каждый эффект содержит свой собственный мир ощущений, привносимый им в микс. Главное – это узнать, что он может принести именно вам.

89
ГЛАВА 5.
ТРАДИЦИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, СОЗДАВАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ
СТУДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Чтобы создать классный микс, мы должны определить, что мы можем сделать во время сведения, в противоположность тому, что мы можем сделать во время записи.
Рис. 118. Микс как составляющая 11 аспектов.
Во время микширования, есть всего четыре типа иинструментов, с помощью которых создаются все типы миксов в мире: фэйдеры громкости, ручки панорамы, эквалайзеры и эффекты.
Искусство микширования состоит в способе взаимодействия dynamic, создаваемого с помощью студийного оборудования и dynamic, изначально содержащейся в музыкальных произведениях.
Когда мы говорим о dynamic, мы не говорим об общей терминологии, используемой для обозначения динамики громкости, мы не говорим об изменениях в громкости. Мы говорим об изменениях в интенсивности.
ДИНАМИКА В МУЗЫКЕ И ПЕСНЯХ
До того, как мы исследуем динамику, создаваемую техническими устройствами, давайте исследуем динамику, находящуюся в музыке и песнях. Динамика в музыке – это что-то, что вы из нее выносите, извлекаете. Музыка затрагивает нас, пожалуй, в каждой из сторон нашей жизни, как бы мы к этому ни относились. Существует миллионы dynamics, содержащихся в музыке, которые затрагивают нас теоретически, эмоционально, физически, визуально, психологически, физиологически и духовно. Самая распространенная dynamic, которую люди чувствуют в музыке – это «верх» и «низ», на любом уровне: физическом, абстрактном, эмоциональном, психическом. Некоторые люди чувствуют очень сильные эмоции, когда они слышат определенный тип музыки. Это может сделать их счастливыми или грустными. Это может вызвать взрыв смеха или самые искренние слезы.


90
Рис. 119.
Некоторые люди получают от музыки чувства и эмоции
Некоторые люди замечают музыкальную структуру. И часто соотносят эту структуру с архитектурными строениями, такими как здания, мосты и пирамиды.
Рис. 120.
Некоторые люди видят в музыке структурные формы
Именно эти люди замечают работу мозга во время песни. Они видят, что работа нашего разума подобна течению песни. Некоторые даже считают, что песни – это форма мышления. В действительности, существуют группы которые пишут песни, который показывают, как работает их разум. Это объясняет теорию о том, что музыка - это расширение нашей индивидуальности.
Рис. 121.
Некоторые люди видят формы мыслей и разума
Некоторые люди обращаются с музыкой через музыкальную теорию. Они видят ноты в гамме, интервалы и аккордовую структуру. Существует тысячи школ, преподающих невероятному количеству сложных деталей музыкальной теории.

91
Рис. 122.
Некоторые люди видят музыкальную теорию
Большинство из нас реагируют физически, например, топают ногами, стучат костяшками паьцев, качают головой и танцуют. Танцевальные школы соотносят движения с музыкой.
Shake, rattle and roll. Физически, музыка может заставить нас чувствовать себя хорошо – с ног до головы.
Рис. 123. Некоторые люди двигаются, когда слышат музыку.
Не только музыка действует на нас физически – существует даже музыкальная терапия, основанная на излечивающих вибрациях. Только представьте – вы располагаете инструменты в миксе в различных частях вашего тела – где вы поместите рабочий барабан? А как насчет гитар и струнной секции? Поместите тубу в ваш живот или ситар в груди. И как насчет реверба вашего мозга? Вполне возможно, что некоторые песни, проигранные в некоторых частях нашего тела могут излечивать болезни.
Рис. 124. Где в вашем теле вы разместите звуки микса?

92
Некоторые люди видят абстрактные разноцветные образы. Walt Disney видел летающих слонов.
Рис. 125.
Некоторые люди с помощью музыки воспринимают образы
Взгляните на MTV и вы увидите совершенно иной мир визуальных образов. Некоторые видят пузырьки.
Рис. 126.
Некоторые видят пузырьки
Есть также такие, кто ощущают духовный оттенок. Мир религиозной музыки – прекрасный пример этому. Музыка также используется для прямого контакта с богом. И т.д.
Рис. 127. Некоторые видят в музыке духовность.
Теперь вы видите, что музыка может пробуждать в людях широкий спектр dynamics. Они зависят от того, что это за человек и какова его жизнь – но все они имеют место быть.
Звукозаписывающий инженер должен знать об этом и быть к этому чувствительным.


93
Задача инженера – создавать musical dynamics, которые воссоздают и улучшают магию, содержащуюся в музыке.
ВОЗДЕЙСТВИЕ, СОЗДАВАЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕМ
Итак, что же мы можем создать с помощью студийного оборудования? Существуют четыре типа инструментов, с помощью которых создаются все воздействия: фэйдеры громкости, ручки панорамы, эквалайзеры и эффекты. Чтобы понять все многообразие воздействий, создаваемое этими четырьмя инструментами, я разобью все из них на три уровня, по мере увеличения интенсивности. Уровень 3 – самый интенсивный.
Уровень 1 – Индивидуальное размещение и относительные параметры.
Это разница в индивидуальных параметрах установок каждого вида оборудования.
Установка параметров громкости, эквалайзера (EQ), панорамы и эффектов в определенные значения создает довольно незначительный эмоциональный эффект.
Например, делая вокал громче или тише, правее или левее, эквализируя его более натурально или необычно, добавляя эффекты или нет – все это будет влиять на звучание вокала вцелом в песне.
Уровень 2. – Образцы размещения.
Это комбинация параметров для всех звуков микса. Это воздействие создает больше различий, чем на Уровне 1. Например, микс будет звучать совершенно разным образом: а) если вы установите небольшое различие в громкости между самым громким и самым тихим звуком, б) чем если такое различие будет большим. Кроме того, несимметричная панорама, «яркая» эквализация микса в целом, эффекты, используемые чаще всего в определенных музыкальных стилях – все это создает эффективное воздействие.
Уровень 3. – Изменения параметров.
Это все изменения парметров во время звучания микса, когда вы меняете громкость, панораму, эквализацию и эффекты во время записи микса на стереодеку (stereo deck).
Это наиболее иинтенсивный из всех трех уровней, и наиболее критичный и небезопасный для песни, фокусирующий на себе внимание. Этот уровень воздействия может использоваться, если только он соответствует песне и группа позволила вам его использовать.
В определенных музыкальных стилях, миксу следует быть невидимым,
«распределенным». Например, если вы можете услышать микширование в музыке bigband, acoustic jazz, bluegrass – это наводит на мысль. Микс должен позволять проходить музыке сквозь него.
Как бы то ни было, в других музыкальных стилях микширование в действительности воздействует на музыкальные компоненты песни. Микс становится частью песни. Pink Floyd, конечно же, интенсивно использует это в своих квадрофонических (quadriphonic) концертах. Rap, hip hop, techno – также обычно используют микс, как будто он является неотьемлимым инструментом. Теперь давайте взглянем на наши четыре инструмента – громкость, панораму, эквалайзер, эффекты – и посмотрим на три уровня воздействия для каждого из них.


94
Рис. 128. Пирамида инструментов и воздействий. (и основная мысль этой главы)
Начнем с громкости.
СЕКЦИЯ А
Воздействие громкостью
Вы можете создавать музыкальное и эмоциональное воздействие, помещая каждый инструмент с различным уровнем громкости в миксе. Простое увеличение и уменьшение громкости звука влияет на то, как он воспринимается. Как бы то ни было, вы создаете гораздо более интенсивное воздействие, когда все ручки громкости создают некий образец, основанный на их коллективном размещении. Например, если все регуляторы расположены «близко», так, что разница между самым громким звуком и самым тихим – небольшая, то при этом микс звучит совершенно иначе, чем если регуляторы громкости расположены так, что такая разница – большая. А когда вы меняете уровень громкости во время микса, то это создает настолько большое воздействие на слушателя, что может полностью завладеть его вниманием. Это может быть кстати, если соответствует музыке или песне.
Теперь разберем более детально каждый из трех уровней воздействия, создаваемого громкостью.
ПОЛОЖЕНИЯ ФЭЙДЕРА ГРОМКОСТИ
Воздействие 1- го Уровеня. – Индивидуальное значение громкости и относительные установки.

95
Вы можете создавать широкий спектр музыкальных и эмоциональных воздействий в зависимости от того, как установлены фейдеры на консоли микшера. Первый и основной уровень воздействия основан на том, как вы установите уровень каждого звука относительно остальных в миксе. Например, если вы сделаете вокал звучащим громко, на переднем плане, то микс в целом будет звучать иначе, чем если бы вокал был сделан тише.
Музыкальное воздействие, создаваемое громкостью, гораздо более сложное, чем могут себе представить большинство людей. Многие думают, что звуки должны быть выровнены по громкости. В действительности же, обычно мы не хотим, чтобы инструменты звучали одинаково громко. Мы обычно хотим, чтобы один инструмент звучал громче, другой тише, какой-то – на переднем плане, какой-то – на заднем, какой-то
– между ними.
Каждый инструмент традиционно имеет свой собственный уровень громкости, основанный на музыкальном стиле и деталях песни. Во многих музыкальных стилях этот уровень установлен достаточно строго. Например, уровни громкости для bigband, jazz, и даже country очень строги. С другой стороны, установка уровней громкости в rap и hip hop достаточно свободна (хотя, конечно же, некоторые артисты этих жанров имеют свои собственные идеи насчет того, как выставлять громкость).
Давайте теперь посмотрим на эти традиционные уровни громкости для каждого инструмента. Начнем со шкалы громкостей, согласно которой устанавливается громкость инструментов.
Если громкость измеряется в децибеллах, в соответствии со звуковым давлением, тогда каждый звук может быть выставлен на любом из 140 различных уровней. Для того, чтобы было легче оперировать с таким широким диапазоном громкостей, я разделил его на 6 подуровней: 1 – самый громкий, 6 – самый тихий.
1 2 3 4 5 6
Звук будильника
Лидер-вокал
Основной ритм
Ритмическая
«подкладка»
Эффекты
Шепот
Взрывы
Инструмент-соло
Лидер-вокал
Заполнения
Бочка (джаз)
Разговоры
Крики
Звук удара
Тома
Ударные (джаз)
Шумы
Шумы
«аккорд» духовых
Дробник (танц.
Бэквокалы
Бэквокалы
Удвоение