Файл: Руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
Рис. 57. Кривая, показывающая резонансные частоты.
Исходя из сказанного, некоторые ноты на инструментах будут извлекаться громче, чем остальные. И применение компрессора/лимитера позволяет уменьшает громкость этих резонансов.
Рис. 58. Уменьшение резонанса.
В этом причина того, почему компрессоры часто используются совместно с резонирующими инструментами, такими, как бас-гитара, аккустическая гитара и вокал.
Компрессор/лимитер: настройка.
Большинство компрессоров/лимитеров имеют две основные ручки управления, более известные как порог (treshold) и соотношение (ratio). На некоторых приборах порог также именуется как «trigger gain», «input» или «компрессия».
Установка соотношения.
Вращая ручку соотношения (ratio) мы показываем, насколько (в процентах) будет уменьшен уровень сигнала, когда он достигнет порогового уровня. Например, если звук достигает уровня 10dB выше порогового, и соотношение выставлено как 2:1, это означает, что он будет уменьшен на 5dB. Если звук на 30dB выше выставленного уровня, то он будет уменьшен до 15dB. Обычно соотношение можно менять в пределах от 2:1 до
«бесконечность»:1.
Схемы особенно эффективны для объяснения функционирования ручек «порог» и
«соотношение» компрессора. Так как громкость показывается как функция, помещающая звук вперед-назад, сфера на диаграмме также будет перемещаться вперед-назад, согласно колебаниям стрелки индикатора громкости. Сфера будет перемещаться вперед и упираться в порог.
Рис. 59. Звук, врезающийся в порог компрессора/лимитера

50
Разница между компрессором и лимитером в том, что лимитер окончательно отсекает уровень сигнала, выше порогового. Проблема в том, что отсеченный таким образом звук звучит ненатурально. Он звучит «расплющенно». Компрессор позволяет сигналу немного подниматься над пороговым уровнем. Если мы установим соотношение 2:1, то это будет выглядеть так:
Рис. 60. Соотношение 2:1 на компрессоре/лимитере
Можно начать с соотношения 4:1, это довольно серьезно понизит громкость пиков, но звук не будет «расплющенным». Вы можете устанавливать соотношение как угодно, но большинство людей не слыша четкую разницу между ними, так что, пока вы не научитесь, можно начать с 4:1.
Установка порога.
Чем ниже установлен порог на компрессоре/лимитере, тем больше снижается громкость звука. Все больше огоньков на индикаторе «gain reduction» компрессора будет загораться, показывая снижение уровня громкости в каждый момент. Когда устанавливаете порог, не смотрите на ручку, лучше смотрите на индикатор «gain reduction», поскольку порог непосредственно влияет на понижение уровня сигнала.
Поворачивайте ручку регулировки порога до тех пор, пока не получите максимум уменьшения гейна в 6 dB. Когда вы крутите ручку регулировки порога в этом направлении, вы уменьшаете гейн и «сплющиваете», прижимаете звук.
Тем не менее, для некоторых инструментов, таких как солирующай гитара, перкуссия и особенно динамичного кричащего вокала обычно устанавливают порог в 10 dB. Бэк вокал обычно тоже компрессируют на 10 dB максимум.
Итак, как только вы научитесь различать нюансы в различных установках компрессора, вы можете устанавливать порого и соотношение так, как хотите, добиваясь определенного звучания музыки. А пока устанавливайте соотношение 4:1 и порог в 6dB.
Насколько сильно компрессировать?
Существуют два основных фактора (и несколько побочных), которые определяют, насколько сильно нужно компрессировать. Первая – чем больше инструментов и нот у вас в миксе, тем больше нужно компрессировать каждый, иначе микс станет хаотичным и слишком плотным. Второй определяющий фактор – музыкальный стиль. Некоторые стили, например поп – обычно компрессируются больше.
Вы также можете использовать компрессор/лимитер на некоторых звуках как спецэффект. Сильная компрессия и лимитирование сильно приближают звук – почти что помещая его вам в уши.


51
НОЙСГЕЙТЫ
Действуя подобно компрессору/лимитеру, нойсгейт уменьшает громкость сигнала
(поэтому компрессор/лимитер и нойсгейт часто помещаются в одно устройство). Разница между ними в том, что компрессор уменьшает громкость сигнала выше определенного уровня, а нойсгейт выключает сигнал, когда он падает ниже определенного уровня.
Рис. 61. Выключаемый нойсгейтом звук ниже определенного уровня.
Нойсгейты имеют три основные функции: избавление от шума, избавление от утечек сигнала и уменьшение продолжительности звука.
Искоренение шума.
Первая функция нойсгейта – избавление от шума, свиста, и прочих надоедающих вещей, имеющих малую громкость. Надо заметить, что нойсгейт избавляет от посторонних шумов, только пока сигнал не звучит. Нойсгейт не избавляет от шумов во время звучания основного сигнала, но обычно вы не слышите негромкого шума, когда звучит основной сигнал. Например, одна из функций нойсгейта – борьба с шумом усилителя, когда электрогитара не играет. Предположим, вы выставили громкость усилителя на «11» с большим distortion. Когда гитара не играет, усилитель будет выдавать сильно шумящий звук (когда гитара играет, шума вы не слышите, потому что гитара достаточно громка).
Отрегулируйте нойсгейт, попросив гитариста взять ноту, пока она не начнет затухать. Так вы избавитесь от постороннего шума. Порог нойсгейта должен быть установлен достаточно низко, чтобы позволять нотам затухать и, в то же время, чтобы отсекать посторонние шумы. Так посторонние шумы исчезнут, даже когда гитарист не играет.
Рис. 62. Нойсгейт на гитарном звуке.

52
При этом важно ничего не потерять в гитарном звуке. Это означает, что когда музыкант играет тихую ноту, нойсгейт просто отсечет ее часть. Нойсгейт также используется для избавления от шумов ленты, шумов дешевых приборов, собак и детей (шутка).
Искоренение утечки.
Кроме этого, обычно нойсгейт используется для избавления «утечки» звучания других инструментов в комнате. Когда микрофон придвинут к инструменту, его звучание будет самым громким. Таким образом, можно легко установить порог нойсгейта так, чтобы звуки других инструментов не проникали через этот микрофон.
Рис. 63. Нойсгейт. Установка порога между звуком и «утечкой».
Очевидное преимущество такой изоляции звука состоит в увеличении индивидуального контроля над громкостью, эквализацией, панорамированием, эффектами. Как только звук изолирован с помощью нойсгейта, все изменения и манипуляции, которые вы совершаете с этим треком, будут касаться только его. Гейт особенно эффективен на барабанной установке для изоляции каждого барабана. Это особенно важно для дробного барабана, когда у вас много ревера. Без нойсгейта вы также наложите реверб на хай-хэт. Другое преимущество изоляции в том, что она помогает бороться с противофазой. (мы обсудим это позже).
Что особенно важно, устраняя утечку, вы начинаете слышать звук только одного микрофона. Это имеет такой эффект, как если бы инструмент располагался в определенной точке между динамиками вместо стереоспреда. Представьте себе, что вы снимаете одним микрофоном звук хай-хэта установки, а другим – звук рабочего барабана.
Помимо самого хай-хэта, первый микрофон будет также снимать звук рабочего
(дробного) барабана, а во второй будет проникать утечка звука хай-хэта. Если после этого хай-хэт панорамируется в одну сторону, а звук рабочего барабана (с утечкой звука хай-хэта) остается в центре, мы получим стереоспрэд хай-хэта между динамиками, вместо ясной и четкой фокусировки. При использовании нойсгейта для устранения утечки звука хай-хэта, возможно получение ясное и чистое звучание в любом месте панорамы микса.
Бывают ситуации, когда необходимо использование эффекта стерео. При этом вы не ставите второй микрофон на другой инструмент, вы ставите два микрофона на запись одного и того же инструмента. В этом случае редко бывает, что индивидуальный звук каждого барабана расширяется до стерео. Отрывистые звуки слишком громоздкие для записи или микширования в стерео.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Укорачивание продолжительности звучания.

53
Вы можете также использовать нойсгейт для укорачивания звучания. Нойсгейт отсекает и атаку и релиз звука из-за того, что это обычно самые тихие части звука. Все это приводит к необычному эффекту.
Рис. 64.
,
Нойсгейт отсекающий атаку и релиз звука
Нойсгейт также иногда накладывается на реверб, в результате получается хорошо известный эффект «загейтованый реверб» (gated reverb).
Рис. 65. Огибающая (изменение громкости по времени) загейтованого реверба.
Визуально громкость показывается от переднего плана к заднему, и, когда громкость становится меньше, чем установленный порог, звук исчезает. Если низкоуровневый звук представляет из себя шум, утечку, атаку или релиз – он будет отсечен.
Секция В
Эквалайзеры
EQ (эквализация) представляет из себя изменение в громкости зучания определенных частот, подобно тому, как работают ручки «высокие» и «низкие» в стереопроигрывателях.
Это самый труднопонимаемый аспект в звукозаписи и микшировании, так как существует довольно большой диапазон слышимых частот – от 20 Гц до 200000 Гц. Реальная трудность состоит в том, что увеличение или уменьшение громкости любой из частот зависит от самой структуры звука: а все они различны. Еще большую сложность приносит тот факт, что разные звуки эквализируются по-разному, в зависимости от стиля музыки, песни и даже от людей, с которыми вы работаете.

54
Во-первых, вы должны выучить названия определенных частотных диапазонов. Во- вторых, вы должны изучить, как увеличение или уменьшение громкости определенных частот влияет на характер звучания разных инструментов.
Типы эквалайзеров
Существует три основных типа эквалайзеров, используемых в студии: графический, параметрический и отсекающий (фильтры высоких и низких частот).
Графический.
Громкость каждой частоты может быть увеличена или уменьшена слайдером графического эквалайзера. Различные виды эквалайзеров содержат от пяти до 31-ой регулируемой полосы частот. Пятиполосные эквалайзеры обычно используются в автомобильных проигрывателях (мой имеет 7 полос, по крайней мере в последний раз, когда я проверял). 31-полосные используются обычно в студиях и в системах усиления живого звука.
Рис 66. 31-полосный графический эквалайзер.
Основное преимущество графического эквалайзера состоит в том, что вы можете управлять одновременно несколькими частотами. Другое преимущество – в том, что визуально хорошо видно, какие частоты усиливаются. (Иногда вы можете даже определить, какой тип музыки кто-нибудь слушает, по положению ручек эквалайзера).
Итак, так как частоты на панели расположены слева направо, легко можно найти и управлять определенной частотой.
Многие люди не имеют представления, что, когда вы увеличиваетет громкость определенной частоты, в действительности вы увеличиваете громкость звучания определенного диапазона частот, установленного изготовителем. Например, если вы поднимаете 1000 Гц, в действительности вы можете поднять диапазон от 300 до 5000 Гц.
Рис. 67. Широкая полоса частот на графическом эквалайзере.


55
Этот диапазон частот называется «полосой» и устанавливается производителем оборудования. Вы не можете управлять шириной полосы на графическом эквалайзере.
Обычно, чем больше полос (ручек управления) на эквалайзере, тем тоньше ширина полосы частот. Таким образом, 31-полосный графический эквалайзер имеет более тонкую полосу для каждого слайдера, чем 5-полосный. Если вы поднимете 1000 Гц на 5- полосном эквалайзере, вы, возможно, поднимите диапазон от 100 до 10000 Гц. Визуально частоты изображаются сверху вниз.
Рис. 68.
Виртуальный графический эквалайзер микшера
Громкость определенной частоты изображена светлой полосой. Например, если вы поднимаете громкость высоких в районе 1000 Гц., это изображется вот так:
Рис. 69.
1000 Гц.
Подьем на
Параметрический.
Инженеры управляют частотными диапазонами, увеличивая или уменьшая их громкость.
На параметрическом эквалайзере вы получаете возможность контролировать ширину полосы частот. Соответствующая ручка обычно обозначается «Q», т.к. слово «ширина полосы» просто не помещается. Узкая полоса частот обычно называется «пик», а широкая «горб». Иногда чтобы определить размерность ширины полосы используют размер октавы: например, от 0.3 до 3-октавного.

56
Рис. 70.
Узкая и широкая полоса частот параметрического эквалайзера
На схемах полосы частот показаны широкими и узкими цветными полосами.
Рис. 71.
Увеличенная громкость широкой полосы частот
На графическом эквалайзере вы выбираете конкретную частоту, двигая соответствующий слайдер. На параметрическом - выбор частоты достигается поворотом соответствующей ручи. Для выбора нескольких частот используются несколько ручек.
Параграфический
Многие консоли имеют ручки выбора частот, но не имеют регуляторов ширины полосы.
Этот тип эквалайзера называют также полу-параметрическим, квази-параметрическим, параграфическим. Будьте внимательны - на сегодняшний день многие производители и продавцы используют термин «параметрический» по отношению к устройствам, не имеющим регулятора ширины полосы.
Отсекающий.
Отсекающий эквалайзер отсекает высокие или низкие частоты. Обычно они находятся в консолях, как отсекающие фильтры. Большие консоли часто имеют еще и регуляторы полосы отсечения, а маленькие – обычно просто кнопку. Отсекающий фильтр низких частот отсекает низкие и не трогает высокие.

57
Рис. 72.
Отсекающий фильтр низких частот
Отсекающий фильтр низких частот особенно полезен для нейтрализации низкочастотных шумов, таких как шумы поезда, самолета, грузовиков, кондиционеров, утечки от бас- гитары и барабанов, звука шагов.
Рис. 73.
Источники шума
Отсекающие фильтры низких частот часто встраивают в микрофоны и маленькие микшерские консоли, они просто устраняют низкие частоты при нажатии выключателя.
Рис. 74.
Отсекающий фильтр высоких частот
Отсекающий фильтр высоких частот устраняет высокую составляющую и особенно полезен для борьбы с шумами, например, бас-гитары.
ЧАСТОТЫ (НОТЫ)
ЗАМЕТЬТЕ: Разница между нотами и частотами состоит в том, что частоты обозначаются цифрами, а ноты – буквами.


58
Таблица 2. Соответствие нот и частот.
Частотные диапазоны.
Первый шаг в знакомстве с эквалайзером состоит в том, чтобы узнавать каждую частоту по ее наименованию. Это легче, чем вы думаете, поскольку нам уже известны все частоты интуитивно. Наше тело воспринимает их с момента нашего рождения (и даже раньше). Наша нервная система создана, чтобы воспринимать звук. Все мы – профессиональные слушатели с многолетним опытом в различении различных частот.
Когда вы выучите названия частот, вы затем узнаете, что дает для каждого инструмента увеличение или уменьшение определенных частот. Для облегчения запоминания все частоты в спектре могут быть разбиты на 6 диапазонов. Для разделения на эти диапазоны нет общих правил – в разных книгах указываются разные границы, так что я просто разделил их так, как это принято в большинстве книг по предмету.

59
Таблица 3. 6 частотных диапазонов.
Нижний низ: ниже 40 Гц.
В этом диапазоне можно обнаружить звуки бас-гитар, бас-барабанов и искусственных басов (рэп). Хотя для большинства людей трудноразличимы ноты этого диапазона, они часто используются в кинофильмах для озвучивания сотрясений и взрывов.
Обычный виниловый диск содержит около 23 минут записи на каждой стороне, это около
5 песен. Такие диски не могли содержать большое количество частот ниже 40 Гц из-за того, что канавки для таких частот должны были бы быть гораздо шире, чем для высоких частот. Поэтому приходилось отсекать низкие частоты, для того, чтобы уместить все 23 минуты. С появлением CD проблема решилась сама собой.
Низ: от 40 до 200 Гц.
Это приблизительный диапазон, управляемый ручкой «бас» на проигрывателях.
Нижняя середина (Oohzone): от 200 до 800 Гц.
Если звук в этом диапазоне звучит слишком громко, то он становится особенно грязным и нечетким, и приводит к быстрому утомлению при прослушивании. Вы можете услышать что-то типа: «Просто смикшируй эту вешь, я уже устал ее слушать».
Средние: от 800 до 5000 Гц.
Мы особенно чувствительны к этим частотам. Прибавление громкости на 1 dB в этом диапазоне эквивалентен прибавлению 3 dB в любом другом. Вы видите, вот где мы живем все наше основное время, где центрирована наша речь. В действительности, телефонный разговор центрирован около 3000 Гц, так как мы все еще можем различать чью-нибудь речь в этом диапазоне. Нужно быть особенно осторожным, прибавляя или убавляя громкость в этом диапазоне. Нужно быть осторожным вдвойне, если речь идет о вокале, так как мы особенно чувствительны к тому, как вокал должен звучать.
Еще одна замечательная частота в этом диапазоне – 1000 Гц – это тестовая частота ТВ- станций, когда они не работают. Частота циркулярной пилы – 4000 Гц – и она самая невыносимая. Она также возникает, когда скребут ногтями по стеклу.
Высокие: от 5000 до 8000 Гц.
Частоты этого диапазона регулируются ручкой «высокие» на проигрывателях, а во время мастеринга поднимаются, когда нужно придать записи яркости и «присутствия»
(presense).
Верхние высокие: выше 8000 Гц.
Звуки с высокими гармониками (цимбаллы). Поднимая немного эти частоты на некоторых инструментах можно получить эффект качественной записи, но стоит переборщить, как