Файл: Руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
Таблица 4. Таблица эквализации
Частота
Хайхэт
Бочка
Рабочий
Тарелки
Тома
Верхние высокие
(10-12к)
+3
+3
Высокие (5-8к)
+5
+7
+6
Низкая середина
(200-400)
-9
-10
-6 -6
Низкие (40-60)
+2
Частота
Бас
Перегр. гитара
Чистая гитара
Акк. гитара
Клавишные
Вокал
Верхние высокие
(10-12к)
+4
Высокие (5-8к)
+3 +3 +3 +2
Средние (1-3к)
+5
+3
Низкая середина
(200-400)
-3
-5 -5
Низкие (40-60)
+2
Таблица 5. Общая быстрая основная эквализация.
Хайхэт
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать муть в районе 300 Гц.
Если есть «зудящая» частота – найти и
Для большей яркости – приподнять н а3- вырезать
6 Дб. В районе 12 КГц.
Бочка
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать муть в районе 300 Гц.
Приподнять высокие в районе 5-6 КГц.
Если добавить в районе 12 КГц – добавятся также шумы и звуки тарелок.
Дробный барабан
Низкие
Средние
Высокие
Добавить немного в районе 60-100 Гц,
Если есть «зудящая» частота – найти и
Добавить 3-10 Дб. в районе 6 КГц. если дробник звучит слишком тускло вырезать
Тома
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать гул в районе 300 Гц.
Приподнять на 3-8 Дб. в районе 5 КГц.
Для напольного тома – приподнять меньше, чем для навесных. тарелки
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать муть в районе 300 Гц.
Особенно тщательно вырезать все
Возможно, приподнять немного в районе
«зудящие» частоты
6КГц и/или 12КГц – возможно, это сделает их более резкими
Басгитара
Низкие
Средние
Высокие
Возможно, приподнять в районе 40-60Гц,
Приподнять в районе 1-2КГц, для
Приподнять в районе 5КГц, для большего если песня «напрашивается» на это. большего «присутствия», если не
«присутствия», если микс достаточно
Возможно, вырезать муть в районе 300 слышен отзвук струн. чтобы это было слышно.
Гц.
Электрогитара
Низкие
Средние
Высокие
По необходимости, приподнять или
Приподнять в районе 3КГц для большей
Приподнять в районе 6КГц для большего вырезать в районе 300 Гц. остроты. Вырезать в районе 3КГц для
«присутствия» и чистоты. Приподнять на большей прозрачности.
10 КГц для «искрения»
Аккустическая гитара
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать муть и гул в районе 100-300Гц.
Вырезать 1-3КГц. для придания образу
Приподнять в районе 6КГц для большего высоты и прозрачности
«присутствия» и чистоты. Приподнять на
10 КГц для «искрения»
Клавишные
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать муть в районе 300 Гц.
Вырезать «завалы» (honkiness) в районе
Приподнять в районе 6КГц для большего
1КГц
«присутствия» и чистоты.
Вокал
Низкие
Средние
Высокие
Вырезать или приподнять в районе 300
Прислушаться и вырезать все «завалы»
Приподнять в районе 6КГц для большего
Гц в зависимости от голоса, микрофона,
(звук- как в телефонной трубке).
«присутствия» и чистоты. а также использования в миксе
Медные духовые
Низкие
Средние
Высокие
Найти и вырезать все «зудящие» частоты
69
Таблица 6. Типичные установки для типичных инструментов.
Общепринятая терминология техники эквализации
Даже если вы выучили все частоты; поняли, как вырезать и поднимать частоты в зависимости от разных инструментов; и стали мастером эквализации звучания инструментов в зависимости от различных типов музыки – люди, с которыми вы будете работать, могут использовать уличную терминологию для описания того, что они хотят. В таблице 7 описан различный слэнг и его расшифровка.
40-200 200-800 800-5К 5-8К 8-12К
Низ
Низкая середина
Средние
Высокие
Верхние высокие
Полный
Основной
Присутствующий
Присутствующий
Присутствующий
Гулкий
Прочный
Строящийся
Воздушный
Хрустящий
Ballsy
Теплый
Передовой
Яркий
Искрящийся
Пробивной
Хрустящий
Понятный
Сверкающий
Кричащий
Мощный
Жирный
Артикулируемый
Живой
Острый
Подавляющий
Чистый
Твердый
Гладкий
Толстый
Хрустящий
Круглый
Мясной
Плохой
Сликом
Сликом
Сликом
Сликом
Сликом
Тяжелый
Мутный
Трубный
Тонкий
Хрустящий
Гулкий
Глухой
Телефонный
Стальной
Шипящий
Громыхающий
Простой
Сигналящий
Металлический
Обжигающий
Звук – как в душе
Скрипучий
Сверкающий
Звук – как в ящике
Режущий
Зеркальный
Деревянный
Прокалывающий
Носовой
Визжащий
Лохматый
Кричащий
Гавкающий
Режущий
Недостаточно
Недостаточно
Недостаточно
Недостаточно
Недостаточно
Тонко
Дистанцировано
Завуалированный
Тусклый
Плоский
Анемично
Пусто
Закрытый
Мертвый
Дешевый
Отсутствие фундамента
Приглушенный
Темный
Таблица 7. Общая терминология и слэнг.
СЕКЦИЯ С.
Ручки панорамирования и размещение стерео.
Во время микширования, вы используете ручки панорамирования (баланса) для помещения звука правее или левее между динамиками. Ручка панорамы содержит, в действительности, две ручки громкости в одной. При вращении ручки влево сигнал, идущий вправо – уменьшается. И наоборот.
Как уже обсуждалось выше, на рисунках панорамирование изображается как функция размещения объектов слева направо. Размещение инструмента правее или левее по панораме также немного отдаляет его. Размещение строго по центру – приближает.
70
Рис. 82.
Размещение слева направо
Мы достаточно свободны в том, куда помещать инструменты – направо или налево.
Тем не менее, большинство музыкальных стилей выработали свои традиции в том, куда конкретно должны помещаться инструменты в стереополе. Обычно размещение инструмента статично – будучи помещен куда-либо, он остаеся там на протяжении всего времени звучания микса. Как бы то ни было, движение ручки панорамы может создавать своеобразную динамику. Мы обсудим эти возможности в следующей главе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
СЕКЦИЯ D.
Временные (основанные на времени) эффекты.
ДИЛЭИ
После многих безуспешных попыток использовать теннисные корты для создания дилеев, инженеры смогли создать дилэй, используя пленочный магнитофон. Можно было услышать дилэй, записав сигнал и прослушав его отмотав пленку на два дюйма.
Время дилэя можно было изменить, меняя скорость ленты. Долгие годы эта технология использовалась в аппаратах под названием «Эхоплекс», в которых лента пропускалась через последовательность головок, отстоящих на разном расстоянии, для достижения различных времен задержки. Это было неплохим решением, но проблема с лентой в том, что чем больше раз на нее записываешь, тем больше шум.
Затем появились аналоговые дилэи, которые пропускали сигнал через последовательность элементов, для достижения его задержки. Чем дольше был путь сигнала, тем дольше время задержки. Недостаток этого типа систем такой же – чем больше сигнал проходит через элементы, тем больше в нем возникает шумов.
Наконец, появились цифровые дилэи, которые записывали сигнал на чип в цифровом виде, и затем с помощью встроенных часов выдавали сигнал обратно через некоторое время. Задержанный сигнал можно снова направить обратно в аппарат, получив хорошо известный «feed back» - обратную связь или регенерировать новую задержку.
Помимо детального изучения спектра частот, вы должны также изучить, какие чувства и эмоции возникают при том или ином времени задержки. Тогда, слушая мелодию, передающую определенную эмоцию, вы сможете сказать, что можно с ней сделать, используя дилэй. Существуют, конечно же, и множество других возможностей использования дилэя, которые мы обсудим позднее.
Время задержки и расстояние.
Чтобы помочь вам запомнить, как звучит дилэй с различной задержкой, можно привести соотношение между временем и расстоянием. Звук распространяется в воздухе со скоростью около 1130 футов в секунду. Это около 770 миль в час, что
71 очень медленно по сравнению с распространением звука в виде электрического сигнала в проводах – 186000 миль в час (скорость света). Таким образом, легко можно слышать задержку между возникновением звука и моментом, когда он достигнет цели.
Мы также легко можем слышать задержку, помещая два микрофона на различном расстоянии от источника сигнала. Фактически, изменяя это расстояние, мы меняем время задержки дилэя.
Следующая таблица иллюстрирует, как различное время задержки соотносится с расстоянием. Если вы рассчитываете время задержки сигнала, отраженного от стены, вы должны это время удваивать (до стены и от стены).
Таблица 8. Расстояние и время задержки.
По мере уменьшения расстояния, расстояние в фут почти соответствует милисекундной задержке. Указанное соотношение начинает работать, когда звук снимается более чем одним микрофоном (рояль, гитарные усилители, акустические гитары, бэквокал) и особенно полезна для снятия звучания ударных установок.
Например, от расстояния, куда вы пометите микрофон для снятия тарелок, до микрофона, снимающего рабочий барабан, будет зависить соответствующее время задержки. (То же самое касается всех остальных микрофонов, снимающих установку).
Также важно установить правильное расстояние между инструментами и микрофонами при записи всей группы живьем (и вообще при записи еще чего-нибудь в этой же комнате), так как микрофон может быть на рассотянии в более, чем 3 м., и все еще улавливающим сигнал.
Помимо времени задержки, вы также должны подумать над взаимовычетом фазы – проблемой, возникающей при особенно коротких задержках. Мы обсудим это позднее.
Если вы обращаете внимание на то, как что-нибудь звучит при различном расположении микрофона, вы возможно, поймете, как звучит различное время задержки. Как только вы приобретете необходимый опыт в использовании различных дилеев на разных звуках, вы сможете использовать его на свое усмотрение.
В этой индустрии не может быть никаких правил, кроме одного. Если вы знаете,
что делаете, достигайте это в перспективе. Тогда, даже если кто-то с вами не
согласен, это не имеет значения.
Различное время задержки
Теперь давайте очертим определенные интервалы задержек, так чтобы их можно было запомнить.
Более 100 милисекунд.
72
Профессиональные инженеры называют этот интервал «эхо». В реальном мире термин «эхо» относится к ревербератору. Для наших целей, мы также будем называть этот интервал, не имея в виду ревербератор. Устанавливая такое время задержки важно, чтобы задержанный сигнал попадал в темп песни, иначе он будет ее «рвать».
Время задержки должно в точности соответствовать темпу или его дробной части.
Следующая ниже таблица иллюстрирует эту мысль:
Таблица 9. Темп и время задержки.
Простой способ быстро установить правильное время задержки без использования таблицы – установить задержку на дробный барабан (или на другой инструмент, исполняющий паттерн) – вы сразу же услышите, попадает ли время задержки в темп песни. Как только вы обнаружите «правильное» время задержки, его можно умножить или разделить на целое число – полученное время также будет работать.
Время задержки более 100 мсек. вызывает «сказочный эффект», и используется чаще всего при медленном темпе, когда есть место для дополнительных звуков. Так что, чем больше инструментов и чем чаще они играют – тем меньше используется дилэй. Это особенно справедливо, когда есть фидбэк (обратная связь) на звуке с задержкой. Дилеи занимают настолько много места в миксе, что часто включаются лишь в конце мелодических линий, чтобы мы могли услышать эхо.
От 60 до 100 милисекунд.
Такую задержку, еще обычно называемую «слэп», вы можете обнаружить, слушая вокал Э. Пресли и в музыке рокабилли. В действительности, существует задержка около 80 мсек. между слогами «рок» и «а» в слове «рокабилли».
Эффект был особенно полезен для исправления тонкого и бедного звука (особенно вокала). Он помогал скрывать низкую вокальную технику и проблемы со слухом. В действительности, «слэп» помогал прятать любое плохое звучание. Как бы то ни было, вы вряд ли захотите прятать что-либо слишком глубоко. Добавьте слишком много дилэя на плохой вокал – и вы не только услышите плохой вокал, но еще и плохой микс. С другой стороны, «слэп» помогает сделать звучание вокала менее
«персональным». А если вы записываете выдающегося певца, лучше вообще воздержаться от использования дилэя. Добавьте немного ревера – и пусть он сверкает.
От 30 до 60 милисекунд.
Сожмите губы вместе и издайте звук, называемый «моторная лодка». Время между флуктуациями – около 50 мсек. Времена задержек этого диапазона называются
«дублирование», потому что возникает ощущение, что звук прозвучал дважды. “The