Файл: Исследование, эксперимент, опыт, анализ, обследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сущность исследования. Связь понятий «исследование», «эксперимент», «опыт», «анализ», «обследование».
Под исследованием в общем случае понимают профессиональную деятельность по получению новой информации (нового знания), исходя из минимального объема имеющейся, и осуществляемую по определенным правилам (алгоритмам) с использованием устоявшихся или нетривиальных методов.
Под экспериментом понимают “помещение” объекта исследования в специальные условия, наблюдение за его поведением, обусловленным изменением условий, и фиксацию информации (показателей), отражающей это поведение. Исходя из результатов наблюдений, выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Опытв контексте этого раздела представляет собой единичный эксперимент. В эксперименте ставится, как правило, серия или даже несколько серий однообразных опытов.
Анализ(в контексте этого раздела) представляет собой небольшое, совершенно прикладное исследование, осуществляемое со стандартной целью, по стандартным методикам.
Под обследованиемпонимают эмпирический способ получения недостающей информации об определенном объекте, осуществляемый путем его визуального осмотра, взятия образцов (проб) субстанции, из которой состоит объект, фиксации состояния его и составных частей и т. д.
-
Объект и предмет, информационная база исследования.
В качестве объекта исследования практически всегда выступают определенные явления и процессы природного или социального характера, отдельные свойства предметов, социотехнических систем (организаций), процессов и явлений
, например устойчивость сооружения, конфликты между индивидами и их группами, процессы рыночного обмена и т. д.
В качестве предмета исследования, т. е. того, на что непосредственно направлено внимание исследователя, по поводу чего требуется новая (недостающая) информация, выступает обобщающая структура (устройство) исследуемого объекта или ее отдельные частные аспекты (частные структуры), условно обособленные механизмы жизнедеятельности объекта, предопределяющие наблюдаемые свойства (проявления) рассматриваемого объекта (например, инновационный механизм, экономическое устройство социотехнической системы).
Искомую информацию можно “снять” только с вещей и явлений в их цельной жизнедеятельности (бытии). В связи с этим информационную базу исследования достаточно часто смешивают с его объектом. Например, при изучении демографических процессов (рождаемость, миграция, смертность) информацию “снимают” по регионам и поселениям. Между тем ни поселения, ни регионы не являются объектами исследования. Они — информационная база, причем не только по демографическим, но и по множеству других процессов (например, по процессу инновационного развития, инвестиционной привлекательности и др.), связанных с иными аспектами их жизнедеятельности
-
Роль информации в исследованиях.
При исследованиях преобразования предмета деятельности не происходит: с информационной базы (с объекта исследования) без вмешательства в его жизнедеятельность снимается требуемая информация. Полученная (снятая) таким образом информация, отражающая структуру (устройство) объекта исследования или ее отдельные аспекты (предмет исследования), используется в дальнейшем исследователем. При этом имеет место своеобразная подмена: подлинный (первичный) предмет исследования заменяется информацией о нем. Непременным условием допустимости такой подмены является сохранение структурного сходства (изоморфизма) оригинала (подлинного предмета исследования) и отображающей его информации. Именно она и выступает собственно предметом исследовательского труда. С одной стороны, для получения даже этого “сырого продукта” исследователь применяет свои орудия (средства), а с другой, — используя свои же (не обязательно — те же!) орудия, исследователю, опираясь на технологию своей деятельности, надлежит получить требуемую новую информацию. Продуктом исследования выступает преобразованная структура “снятой” информации, “выдавшая” своего первоносителя, обладающая ценностью и новизной
. Орудиями (средствами) исследовательской деятельности выступают: в первую очередь — ум исследователя; во вторую — методы исследования; в третью — технические приспособления, используемые для съема и преобразования информации (научное оборудование, включая компьютерное).
-
Сущность и предметное проявление информации.
Информация является одной из тех сложнейших для постижения категорий, общепринятого определения которой, принятого всем научным сообществом, до недавнего времени не существовало. К настоящему времени формируется мнение, что под информацией следует понимать сугубо социальный феномен, представляющий собой осознанное обществом, важное для него и выраженное в сигнальной форме представление о взаимодействии, взаимовлиянии элементов природы и общества. Вне общества информация не существует; В реальной исследовательской работе информация выступает в виде фактов, которыми исследователь оперирует.
Факт — это событие или явление действительности (отраженное в сигнальной форме), реально существовавшее, все то, что произошло на самом деле, что имеет убедительное подтверждение, очевидная реальность, которую невозможно отрицать. Но еще раз обращаем внимание на то, что речь идет не о так называемых голых фактах, а о следствиях их осмысления, их значимости для социума, их влиянии на жизнедеятельность общества.
Под отражением понимают запечатленные веществом следы воздействия одного объекта на другой. Одно и то же воздействие, к которому причастны два природных объекта, будет иметь два разных отражения, одно из которых может быть выраженным ярче, чем другое.
-
Источники информации, используемой в исследованиях.
В качестве источников информации в процессе исследований используются: вся совокупность знаний, накопленная человечеством к моменту начала исследования; количественная информация, систематически собираемая в интересах государственного управления по специальным формам уполномоченными органами и в установленном объеме; производственная учетная информация, фиксирующая различные хозяйственные и технологические операции; целенаправленно организуемая и собираемая информация, обусловленная потребностями конкретного исследования
, включая постановку экспериментов.
Все четыре источника приведены в порядке вероятности возрастания затрат на получение необходимой информации.
-
Работа с фактами.
Научные факты — факты, имеющие научную ценность, отражающие определенный способ восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.
Принципы работы с фактами (проверка, на какую роль претендует то, что предлагается в качестве факта):
объективность;
отношение к существу проблемы (проверка на релевантность);
информационная емкость;
научная ценность;
соответствие предмету исследования;
достаточность фактов для обобщения;
рациональность сопоставления, сочетания и соединения фактов;
научная интерпретируемость. Ошибки в работе с фактами:
подтасовка;
фальсификация;
абсолютизация отдельных фактов (переоценка их значимости);
искажение содержания;
манипуляция (преднамеренный выбор таких, которые дают одностороннее представление о действительности).
В процессе работы исследователю приходится встречаться с так называемыми артефактами, которые необходимо отличать от подлинных фактов.
Под артефактами (или псевдофактами) понимают процессы или образования, несвойственные изучаемому объекту в его нормальном виде. Зачастую это искусственные образования, которые могут ввести исследователя в заблуждение.
-
Понятие и роль проблемы в исследовании.
Под проблемой понимается начальный этап исследования, на котором исследователь осознает наличие неизвестного и ставит перед собой цель путем поисковой, познавательной деятельности сделать неизвестное известным. В общем случае под проблемой понимают обнаружившееся несоответствие между желаемым и действительным.
Наличие проблемы выступает в качестве побудительного мотива исследования.
-
Цели исследований и понятие «герменевтический круг».
Под целью любого вида деятельности понимают идеальный образ желаемого результата. Универсальной целью любого исследования является получение новых, достоверных знаний о природе и обществе, позволяющих преобразовывать, приспосабливать к потребностям человека саму природу и общество. Однако, прежде чем выявить объект и предмет исследования, поставить его цель, исследователю необходимо разорвать круг, именуемый герменевтическим. нужно предварительно оценить, осмыслить сложившуюся ситуацию, иначе нельзя сказать, какая именно информация потребуется для акта целеполагания. Здесь исследователю только и может помочь первый из ранее отмеченных информационных источников, а именно — вся совокупность знаний, ранее накопленных человечеством, а также такой подход к объекту исследования, как аналоговый.
-
Гипотеза, ее роль и выдвижение.
Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в проблеме, в качестве пробного (предварительного) варианта ответа выдвигают гипотезу (или несколько альтернативных), которая в дальнейшем ходе исследования нуждается в доказательстве/опровержении. Таким образом, с одной стороны, гипотеза представляет собой некое априорное знание об объекте исследования, с другой — это предварительное знание нуждается в подтверждении, с третьей — только на основе выдвинутой гипотезы и можно определиться, какая информация нужна для ее подтверждения, а какая не относится к делу, нерелевантная. И именно в этом смысле гипотеза рассматривается организующим началом исследования. Таким образом, научные гипотезы — это проверяемые утверждения, связывающие переменные, характеризующие рассматриваемое явление, и определяющие направление сбора данных. При выдвижении гипотез необходимо соблюдать ряд требований. Гипотеза должна:
быть построена по образу научного объяснения (указаны причины, факты, зависимости);
учитывать известные законы, но не подстраиваться под них;
объяснять все факты, характеризующие проблему;
быть принципиально проверяемой и максимально простой;
быть внутренне непротиворечивой (т. е. цельной, голистической).
-
Виды исследований.
Классификационный признак | Виды исследования |
1 | 2 |
По инициации | Инициативные (спонтанные) |
Систематизированные | |
Заказные (в том числе плановые) | |
По роли в науке | Прорывные |
Развивающие | |
По обусловленности потребностями | Развития самой науки |
Народного хозяйства (экономики) | |
По источникам финансирования | Бюджетные |
Хоздоговорные | |
По отношению исполнителей к потребителю результатов | Собственные |
Подрядные | |
По используемым средствам | Мыслительные |
Экспериментальные | |
По отношению к науке (по направленности) | Эмпирические, прикладные, научно-практические |
Теоретические, методологические | |
По количеству участников | Индивидуальные |
Коллективные | |
По отношению к группам наук | Гуманитарные |
Технико-технологические (инженерные) |