Файл: Исследование, эксперимент, опыт, анализ, обследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Подходы к объекту, используемые в исследованиях и характеризующие их принципы.
Под подходами к объекту исследования понимают существующие представления об этом объекте, о его жизнедеятельности, которые надлежит учитывать в процессе исследования. В качестве подходов к объекту исследования рассматривают: аналоговый, редукционистский, комплексный, системный, ситуационный, диалектический, исторический, логический, прагматический и др.
Наименование подхода | Соответствующие подходу принципы |
Системный | Целостности (холизма) объекта. Иерархического, функционально-структурного строе- ния объекта, согласно которому важно, с одной стороны, выявить функциональное назначение каждой его со- ставной части, а с другой — учитывать то, что процесс функционирования объекта обусловливается не столько свойствами отдельных частей, сколько свойствами самой структуры объекта. Совместимости частей объекта, которую следует пони- мать как способность части соответствовать своему по- ложению и функциональному статусу в составе объекта |
Диалектический | Движения и развития. Объективности. Учета противоречивости: предписывает вскрывать противоречия как движущую силу всяких изменений Проверяемости практикой. Относительности: предписывает выяснять границы, в пределах которых действительны свойства объекта Взаимодействия частей объекта |
-
Концепция, программа и план исследования, научная парадигма.
Под концепцией исследования понимают комплекс основных положений (представлений) о том, как надлежит вести исследование. Это целостная, логически увязанная система взглядов, объединенная какой-то общей идеей и направленная на достижение цели (целей) исследования.
Основными методами, используемыми при разработке концепции, рассматривают: дивергенцию, трансформацию и конвергенцию.
Дивергенция сводится к расширению границ предмета исследования в той мере, которая необходима для обеспечения достаточного пространства поиска. Это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений исследования, поиск парадигм и точек отсчета свободное блуждание в проблемном поле.
Трансформация — изменение представления о проблеме до такого вида, который представляется наиболее приемлемым для исследования.
Конвергенция — целесообразное сужение границ предмета исследования.
Под научной парадигмой понимают систему взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных достижений крупных (ведущих) ученых, определяющих направленность мышления основной массы исследователей. Это такие выдающиеся научные достижения, которые привлекают устойчивую группу ученых-единомышленников, но которые оставляют пространство для творческого поиска других (новых) групп ученых.
План исследования — совокупность показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т. д.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. План исследования рассматривается в качестве организующего фактора последовательного движения к цели исследования.
-
Методы исследования и их составляющие.
Слово “метод” (от греч. “путь к какой-либо цели”) означает, в общем случае, способы познания, инструменты (средства) исследования явлений природы и общественной жизни. Другими словами, метод исследования — это способ получения знаний (необходимой информации), способ снятия неопределенности об объекте. Под методом исследования следует понимать некую комбинацию методов осуществления его отдельных этапов, схематично отраженную на рис. 2.
Под исследовательской процедурой понимают совокупность приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования (например, сбор информации).
Под исследовательским приемом понимают физическое, математическое или информационное действие по: измерению или расчету характеристик; получению представлений об объекте исследования; проверке достоверности результатов предшествующих действий и т. д.
-
Классификация методов, используемых в исследованиях.
Если признак классификации существенный — имеет место топология.
При несущественном (но, возможно, удобном) признаке — классификация исскуственная.
Систематика заключается в приведении в систему представлений о некоторой совокупности объектов. При этом основанием служит менее существенный признак, чем тип.
“Гроздь” соподчиненных взаимосвязанных объектов образует таксон.
Классификационный признак | Наименование этапа | Наименование метода |
1 | 2 | 3 |
По этапности применения | Выявление проблем | АВС-метод |
Матрица Кепнера—Трегое | ||
Сбор инфор- мации | Анкетирование | |
Интервьюирование | ||
... | ||
Обработка информации | Метод наименьших квадратов | |
... |
1 | 2 | 3 |
| Сбор инфор- мации и ее обработка (два этапа вместе) | Метод “Дельфи” |
Метод “мозгового штурма” | ||
Экспериментирование | ||
Визуальное представление первичной и вторичной информации | Столбчатых и (или) круговых диаграмм | |
Картографические | ||
... | ||
Верификация результатов исследования | Подтверждение результатов оппонентом | |
Подтверждение тех же результатов другим методом | ||
... | ||
По отношению к отдельным ветвям науки | –1 | Общенаучные |
Частнонаучные | ||
По источнику инфор- мации | “–” | Статистические2 |
Экспертные | ||
По преобладающему инструментарию | “–” | Интеллектуальные (мыслительные) |
Инструментальные | ||
По месту применения | “–” | Лабораторные |
Полевые | ||
По характеру исполь- зуемого инструмен- тария | “–” | Аналитические |
Графические | ||
Вычислительные | ||
По характеру исполь- зуемого инстру- ментария и форме представления ре- зультатов | “–” | Моделирование в его многочисленных проявлениях |
По степени новизны самого метода | “–” | Простые, тривиальные |
Оригинальные |
-
Методы, используемые на этапе выявления проблемы.
К числу методов, используемых на этом этапе, можно отнести: наблюдение (мониторинг); метод АВС-анализа (Парето- анализ); матрицу Кепнера—Трегое
и др. Следует отметить, что названные методы не являются полностью альтернативными (в смысле — исключающими друг друга), а скорее дополняют друг друга.
Итальянский математик и астроном А. Парето выявил стохастическую закономерность, заключающаяся в том, что три составляющих (или источника) проблемы обусловливают 80% ее проявлений и следствий. Эти составляющие (источники), обозначаемые латинскими литерами А, В, С, подлежат выявлению и устранению. Вследствие этого проблема или сама по себе устраняется или теряет прежнюю актуальность.
Выявление основных составляющих проблемы требует более пристального (углубленного) их изучения с целью принятия мер по устранению их влияния. Существенным подспорьем при этом может оказаться матрица Кепнера—Трегое
Характеристика симптомов (проявлений) проблемы | Фиксация симптомов (в чем проблема...) | |
Проявляется (есть) | Не проявляется (отсутствует) | |
Природа симптомов | Что они собой | |
представляют | не представляют | |
Когда симптомы проявились | Когда они | |
проявились | не проявились | |
Где симптомы проявились | Где они | |
проявились | не проявились | |
На что они распространяются | На что они | |
распространяются | не распространяются | |
Любые изменения, которые произошли | Изменения | |
относящие к симптомам | другие | |
Объясняют ли обнаруженные причины эти симптомы | Да | Если нет, то проверить другие причины |
-
Общенаучные методы исследования.
Эмпирические методы исследования
Наблюдение — способ познания объективной действительности, основанный на непосредственном и пассивном восприятии (созерцании и регистрации) предметов и явлений при помощи органов чувств (чувственное восприятие) без вмешательства со стороны исследователя (в экономике примером могут служить учетные операции).
Составными частями наблюдения можно рассматривать ощущение и восприятие.
Ощущение — отражение мозгом свойств предметов или явлений, которые воздействуют на органы чувств. Восприятие — отражение мозгом явлений и предметов в целом, причем только таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени.
К наблюдению условно можно отнести и такие переходные этапы от эмпирики к интеллектуальной (мыслительно-логической деятельности), как представление и воображение.
Представление — вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, но обязательно действовали в прошлом.
Воображение — соединение и преобразование различных представлений в цельную картину новых образов (представлений).
Счет — нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих свойства. Это, по сути, прямое снятие информации с исследуемого объекта (его информационной базы).
Измерение — физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
Оценивание — вычислительный процесс определения численного значения некоторой величины, если ее измерение невозможно.
Сравнение — установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое при помощи органов чувств или специальных приспособлений.
Моделирование представляет собой замещение исследуемого объекта другим (моделью), способным изоморфно представлять самые сущностные свойства, проявления его жизнедеятельности, и таким образом вести исследование его при помощи “заместителя”. Метод позволяет элиминировать (исключить из рассмотрения) второстепенные особенности исследуемого объекта, существенно удешевить исследование, а также исследовать объекты, “прямой” съем информации о которых по разным причинам невозможен. Модель, таким образом, это аналог реального объекта, обладающий его основными характеристиками
и способный имитировать его поведение.
Оценивание, сравнение, натуральное экспериментирование, моделирование и другие ниже изложенные методы содержат элементы мыслительно-логической (интеллектуальной) деятельности.
Натуральное моделирование