Файл: Исследование, эксперимент, опыт, анализ, обследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
морфологического подхода (моделирования):

  • метод систематического покрытия поля (МСПП), предполагающий наличие “опорных пунктов” знания в любой исследуемой области, исходя из кото рых отыскиваются все возможные варианты решения проблемы;

    •  рекомендует последовательно экстраполировать имеющиеся знания в неизученные участки поля, стараясь перекрыть его полностью, т.е., с одной стороны, найти ответы на все вопросы, имеющие отношение к объекту исследования, а с другой стороны, мысленно построить все ситуации и следствия, вытекающие из уже имеющихся знаний



  • метод отрицания и конструирования (МОК);

    • Основой метода служит принцип: любое утверждение, сформулированное в конечных и полностью определенных терминах, не может быть абсолютно верным.

    • 2 этапа:

      • Выявляют в исследуемом объекте его признаки, характеристики, свойства или иные атрибуты, существенные для выполнения его главной полезной функции. В некоторых случаях достаточно определить всего один такой признак.

      • Отрицают один из выявленных признаков, отказываются от него и заменяют его принципиально иным признаком, не обязательно противоположным отброшенному.

  • метод морфологического ящика (ММЯ);

    • морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании)

    • Этапы

      • Первый этап: точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. Задача должна быть определена в кратком и четком описании.

      • Второй этап: поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия разрабатываемой системы. Возможно исследование по нескольким признакам.

      • Третий этап: выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения).

      • Четвертый этап: сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом.

      • Пятый этап: провести перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

      • Шестой этап: выбор нескольких вариантов, удовлетворяющих заданным критериям.

  • метод экстремальных ситуаций (МЭС)

    • Метод экстремальных ситуаций (МЭС) — это один из следственных методов морфологического подхода Цвикки, реализуется в том числе через игровое обучение путем создания различных условных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоциональнооценочной деятельности.

  •  метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД)

  • метод обобщения (МО).


  1. Методы верификации результатов исследования

Проверка результатов исследования осуществляется по нескольким направлениям:

  • на доверие к ним (верификация);

  • на принадлежность к науке;

  • на простоту.

Различают следующие методы верификации результатов исследования:

  • прямой, сводящийся к получению самим исследователем того же результата, но с использованием другого (других) методов; ценится разработка прогнозной модели исследуемого объекта и совпадение при этом результатов прогноза и фактического состояния объекта в определенный перспективный момент времени;

  • косвенный, сводящийся к выведению прогнозного заключения из ранее полученных самим исследователем резуль татов;

  • инверсный — проверка предсказательной (прогнозной) модели по данным прогнозного периода, не использовавшимся для получения прогнозной модели;

  • оппонентом, выражающийся в том, что результаты исследования подтверждаются представителями других научных школ или коллективов;

  • практикой, выражающийся в успешном (результативном) использовании полученных научных результатов практи ками;

  • механизмамисамого исследовательского метода: ряд статистических методов исследования обладает внутренними, встроенными в алгоритм метода механизмами количественной (цифровой), но отнюдь не смысловой (качественной), верификации результатов проведенного исследования; к таким можно отнести: вычисление и сравнение с табличными значениями коэффициентов корреляции детерминации, коэффициента. Стьюдента (метод корреляционно-регрессионного анализа); отношения согласованности (метод анализа иерархий) и др.

проверка результатов на принадлежность к науке осуществляется при помощи критериев научности.



Критерии научности — это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки. Они позволяют субординировать результаты познания с позицией близости (отдаленности) их от науки: это фундаментальные теоретико- методологические принципы, нормы, ценности, идеалы, эталоны, обусловливающие определенность оснований, по которым пробное знание (корпус идей: гипотезы, концепции, теории, достижения, факты) и деятельность (корпус актов: мышление, теоретизация, концептуализация, эксперементирование) расцениваются как научные и зачисляются в разряд науки.