Файл: Теоретические основы формирования и использования финансовыми ресурсами автономного учреждения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В традиционных бюджетных органах управление использованием средств органами финансового управления, например высшими государственными органами, относящимися к автономным органам, т.е. распорядителями бюджетных средств, осуществляется только в отношении бюджетных средств, выделяемых на реализацию политики. быть государственная задача.
Автономные органы обязаны ежегодно представлять отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, законопроект устанавливает список документов АС, и администраторы АС должны обеспечить свободный доступ к средствам массовой информации. Эти документы включают в себя:
- устав;
- свидетельство о государственной регистрации;
- решение учредителя о создании АУ;
- решение о назначении руководителя АУ;
- положение о филиалах и представительствах;
- документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- годовой отчет о финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности;
- заключение аудиторов.
Отсюда следует, что автономные учреждения в отличие от бюджетных подлежат обязательной аудиторской проверке [38, c.29].
Указанные отличия в правовом положении бюджетных и автономных учреждений призваны обеспечить функционирование учреждений культуры, образования, искусства, спорта и ряда других на коммерческой основе, что должно привести к повышению рентабельности и эффективности их хозяйственной деятельности. Выводя учреждения в конкурентную среду, государство тем не менее владеет имуществом указанных учреждений и вправе влиять на их деятельность.
В настоящее время в системе образования функционируют: 91 дошкольных учреждений; 78 общеобразовательных учреждений; 39 учреждений по внешкольной работе с детьми, Центр помощи детям, Центр развития образования, Межшкольный учебный комбинат.
На данный период идет преобразование образовательных учреждений в автономные учреждения. В 2022 году в АУ переведены шесть образовательных учреждений.
Исходя из оценки объема оказываемых услуг, финансовой самостоятельности и способности привлечения внебюджетных источников финансирования был составлен план перевода бюджетных учреждений в автономные в несколько этапов:
Таблица 3.1
План перевода учреждений г. Набережные Челны в автономные
Муниципальные учреждения | Всего учреждений | План перевода в автономные учреждения |
| | с 01.10.2022г. |
Образовательные учреждения (общеобразовательные, дошкольные, дополнительного образования) | 215 | 6 |
Учреждения культуры | 12 | |
Учреждения молодежной политики | 8 | |
До 1 июля 2025 г. доля расходов на финансирование муниципальных услуг, оказываемых автономными органами, находящимися в ведении муниципальных образований, должна составлять не менее 35% расходов на сопутствующие услуги [12, с.12]. 21-22].
Другое решение — сохранить многие учреждения, оказывающие социальные услуги, на бюджетных кредитах. Это позволит провести сравнительный анализ деятельности учреждений одной направленности, но разных форм.
Основные риски перехода в автономные учреждения:
1. Учредители не несут субсидиарной ответственности.
2. Повысить уровень ответственности руководителей автономных органов.
3. Усиление конкуренции в институциональных сетях.
4. Риск потери социальных гарантий для работников автономных органов.
5. Повышение стоимости услуг и обострение социальной напряженности.
С точки зрения административных органов, факторами перехода от бюджетных учреждений к автономным учреждениям являются:
- усиление конкуренции среди поставщиков социальных услуг,
- повышение качества государственных услуг;
- развитие дополнительных платных направлений обслуживания;
- Распределение обязанностей между регуляторами и руководителями.
В марте текущего года вышло постановление Кабинета Министров Республики Таджикистан «О комплексе мер, направленных на поддержку финансово-хозяйственной деятельности автономных органов Республики Таджикистан», что значительно сократило финансовую самостоятельность . автономного органа.
Российское законодательство требует, чтобы автономные учреждения открывали собственные расчетные счета в коммерческих банках и могут открывать сразу несколько счетов. Отныне этими счетами будет управлять исключительно Министерство финансов республики. Кроме того, указ не позволяет автономным органам открывать несколько счетов для облегчения управления «автономными» средствами со стороны Министерства финансов РТ. Министерство финансов республики также обязано платить автономным органам, и эта мера объясняется тем, что гарантирует скорость платежа.
Автономия также означала покупку свободы для институтов. Автономные органы освобождаются от этой обязанности, когда обычные бюджетные организации обязаны согласовывать закупку каждого гвоздя с финансовым отделом. Но сейчас все вернулось в норму. Закупка горюче-смазочных материалов, мебели и транспортных средств для автономных учреждений находится в ведении Министерства финансов.
Первый заместитель министра пообещал, что задержек с закупкой не будет и что муниципалитеты получат мебель в течение 10 дней, но бюджетное ведомство ждало прибытия мебели полгода.
Эта резолюция возникла из-за необходимости помочь образовательным и социальным учреждениям выйти на новые формы работы. Поэтому все траты будут контролироваться республиканской казной, тем более что они поступают из бюджета.
Основной интерес в преобразовании существующего бюджетного органа в орган самоуправления состоит в том, чтобы оказывать услуги, связанные с основной уставной деятельностью за плату, и использовать полученные средства для развития основной деятельности, такой как адекватная заработная плата для работников.
Органы местного самоуправления переходят к более гибким формам финансово-хозяйственной деятельности, изменяют порядок управления имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и, соответственно, приобретают расширенные права в отношении такого имущества.
Также к возможностям эффективного использования бюджетных средств относятся самостоятельное определение области использования доходов, совершенствование процесса оказания услуг и выполнения работ, улучшение материально-технической базы, приобретение оборудования. быть Автономная форма существования позволяет учреждению распоряжаться своими средствами по своему усмотрению. Заработная плата работающих там учителей увеличится на 10-15 процентов. Это также повысит конкурентоспособность образовательных учреждений и улучшит качество образования.
Новая организационно-правовая форма будет привлекательна для государственных или местных учреждений профессионального образования, консолидированные бюджеты которых формируются в основном за счет доходов от платных образовательных услуг и предпринимательской деятельности. Такие учреждения могут работать на основе самоокупаемости и самофинансирования в рыночных условиях, что требует большей самостоятельности в финансовом планировании и принятии решений о расходах в постоянно меняющихся рыночных условиях.
Одним из направлений эффективного использования средств является переход от бюджетных учреждений к автономным учреждениям. Основными возможностями эффективного использования средств являются:
- Право самостоятельно распоряжаться поступающими денежными средствами.