Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника илифрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксироватьполученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

    • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;

    • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать ихв своих творческих работах;

    • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

    • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

    • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливаниятемы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

    • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

    • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

    • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

    • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

    • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),

    • осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное илипрослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться,задавать вопросы;

-понимать цель своего высказывания;

    • пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмыслениенравственной проблемы;

    • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устноговысказывания;

    • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения,предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрениядругого;

    • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; отбирать аргументы ифакты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственныйопыт в ходе доказательства и оценивании событий;

    • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

    • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания(упражнения);

    • оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненныхситуациях на основе нравственных норм; руководствоваться выработанными критериямипри оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

    • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода изсоздавшейся ситуации;

    • приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

    • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

    • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

    • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение,проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

    • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:


«Мнехотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

    • пользоваться элементарными приѐмами убеждения, приѐмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

    • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

    • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

    • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

    • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемымсобытиям;

    • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

    • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям,при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческихзаданий;

    • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

    • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

    • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

    • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

    • представлять информацию разными способами;

    • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьѐзных затруднений; использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы междупредложениями и частями текста;

    • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; понимать смысл традиций и праздников русского народа,сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

    • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную

тему;

    • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

    • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия иих смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои вариантыразрешения конфликтных ситуаций;

    • пользоваться элементарными приѐмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведениепо образцу;

    • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;

    • соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

    • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

-находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

    • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

    • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, еѐ элементы;

    • делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них; пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.


Учащиеся получат возможность научиться:

    • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

    • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова впредложении и предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героямпроизведения;

    • пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

    • эстетически воспринимать произведения литературы,

    • замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

    • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

    • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

    • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

    • находить в произведениях средства художественной выразительности;

    • готовить проекты о книгах и библиотеке;

    • участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

    • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

    • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

    • составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

    • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

    • писать небольшие по объѐму сочинения и изложения о значимости чтения в жизничеловека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

    • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

    • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.