Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); -
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; -
готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,
«Русскиетрадиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
-
участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящѐнных великим русским поэтам; -
участвовать в читательских конференциях. -
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
-
Учащиеся научатся: -
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; -
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; -
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; -
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; -
различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; -
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); -
определять позиции героев и позицию автора художественного текста; -
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
-
класс
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малойродине, находить примеры самоотверженной любви к малой
родине среди героев прочитанных произведений;
-
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.); -
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения; принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможностьнаучиться:
-
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их; рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины; находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащиесянаучатся:
-
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе или паре; -
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); -
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; -
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного
плана;
-
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов
изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать ихвыполнение;
-
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; -
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; -
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнностьсвоей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительнойсистемы баллов); -
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; -
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений; -
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке ипреобразовывать еѐ из одного вида в другой; -
владеть приѐмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения; -
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своихучебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся
-
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; -
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе; -
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; -
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; -
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; -
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; -
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; -
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений; -
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; -
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; -
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, егомотивы и замысел автора; -
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), -
осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлятьотношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться
-
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров,определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; -
делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации; определять развитие настроения; -
выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств; -
создавать свои собственные произведения с учѐтом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение,проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:
«Мнехотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,привести при- мер...» и пр.;
-
пользоваться элементарными приѐмами убеждения, приѐмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; -
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; -
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; -
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога); -
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; -
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемымсобытиям; -
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; -
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; -
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, приподготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; -
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; -
оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; -
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; -
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; -
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать,систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; -
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьѐзных затруднений; использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
-участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
-
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; -
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
-
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; -
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героям произведения; -
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); -
пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; -
осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); -
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; -
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; -
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; -
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; -
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, -
составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; -
находить в произведениях средства художественной выразительности; -
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам; -
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать художественную литературу как вид искусства; -
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку. -
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, сосвоими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; -
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование—создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание—характеристика героя); -
работать с детской периодикой. Творческая деятельность Учащиесянаучатся: -
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь насамостоятельно составленный план; -
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; -
составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементыописания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; -
пересказывать текст от 3-го лица; -
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); -
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; -
готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,