Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

    • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни;

    • готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,

«Русскиетрадиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);

    • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящѐнных великим русским поэтам;

    • участвовать в читательских конференциях.

    • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

    • Учащиеся научатся:

    • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

    • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

    • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

    • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;

    • различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

    • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

    • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

    • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

  1. класс

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малойродине, находить примеры самоотверженной любви к малой
родине среди героев прочитанных произведений;

    • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

    • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения; принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможностьнаучиться:

    • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их; рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины; находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащиесянаучатся:

    • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе или паре;

    • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

    • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

    • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного

плана;

    • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов

изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать ихвыполнение;

    • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

    • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

    • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнностьсвоей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительнойсистемы баллов);

    • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».


Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

    • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

    • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке ипреобразовывать еѐ из одного вида в другой;

    • владеть приѐмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

    • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своихучебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся

    • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

    • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;

    • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

    • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

    • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

    • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

    • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

    • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

    • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

    • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, егомотивы и замысел автора;

    • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),

    • осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлятьотношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Учащиеся получат возможность научиться

    • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров,определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами;

    • делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации; определять развитие настроения;

    • выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

    • создавать свои собственные произведения с учѐтом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

    • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение,проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

    • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:

«Мнехотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,привести при- мер...» и пр.;

    • пользоваться элементарными приѐмами убеждения, приѐмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

    • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

    • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

    • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

    • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

    • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемымсобытиям;

    • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

    • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

    • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, приподготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

    • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

    • оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

    • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

    • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

    • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать,систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

    • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьѐзных затруднений; использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


Учащиеся получат возможность научиться:

-участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

    • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

    • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

    • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героям произведения;

    • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

    • пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;

    • осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

    • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

    • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

    • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;

    • находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

    • делить текст на части, подбирать заглавия к ним,

    • составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

    • находить в произведениях средства художественной выразительности;

    • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

    • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать художественную литературу как вид искусства;

    • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

    • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, сосвоими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

    • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование—создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание—характеристика героя);

    • работать с детской периодикой. Творческая деятельность Учащиесянаучатся:

    • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь насамостоятельно составленный план;

    • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

    • составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементыописания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;

    • пересказывать текст от 3-го лица;

    • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

    • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;

    • готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,