Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

богатстввхозяйственнойдеятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

    • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

    • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых

стран;

    • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость

уплаты налогов гражданами страны;

    • понимать, как ведѐтся хозяйство семьи;

    • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

    • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

    • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценитьуважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

    • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Планируемые результаты. 4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение еѐ природного и культурного наследия;

    • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребѐнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

    • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в еѐ развитие;

    • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

    • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

    • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения


и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

    • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

    • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в еѐ современной жизни и возможностях собственного участия в построении еѐ будущего;

    • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

    • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

    • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

    • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

    • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

    • установка на безопасный, здоровый образ жизни на оснолюдей от природных условий;

    • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты Регулятивные

Обучающийся научится:

    • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

    • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

    • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

    • планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

    • планировать свои действия;

    • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность


/неудовлетворѐнность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

    • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

    • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;




    • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

    • понимать содержание текста,интерпретировать смысл,фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

    • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

    • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

    • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приѐмами решения учебных задач;

    • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

    • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

    • формулировать ответы на вопросы;

    • слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

    • аргументировать свою позицию;

    • понимать различные позиции других людей и ориентироваться на позицию партнера в общении;

    • признавать свои ошибки, озвучивать их;

    • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,


«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

    • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм);

    • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

    • составлять рассказ на заданную тему;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех его участников;

    • строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

    • использовать речь для регуляции своего действия;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнѐру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

    • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

    • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

    • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

    • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

    • понимать, в чѐм различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды еѐ истории;

    • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них—Конституция Российской Федерации—защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребѐнка;

    • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

    • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

    • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

    • проводить несложные астрономические наблюдения;

    • изготавливать модели планет и созвездий;

    • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

    • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

    • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

    • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

    • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

    • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесѐнных в Красную книгу России;

    • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

    • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

    • давать краткую характеристику своего края;

    • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

    • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

    • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

    • оценивать своѐ поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

    • рассказывать об охране природы в своѐм крае;

    • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

    • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

    • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на


«ленте времени»;

    • читать историческую карту;

    • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

    • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

    • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

    • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

    • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

    • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

    • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

    • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

    • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

    • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

    • раскрывать связь современной России с еѐ историей;

    • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Содержание курса (270 ч)

Человек и природа.

Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее, будущее. Последовательность дней недели, времен года, месяцев.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры природных явлений: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.