Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы мировых религиозных культур. Содержание учебного предмета.

Россия – наша Родина (1 ч)

Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности.

Что такое светская этика (1 ч)

Понятие этики. Взаимосвязь понятий этики, морали и нравственности. Этика светская и религиозная

Культура и мораль (1 ч)

Возникновение понятия «культура». Культура и природа. Культуры разных стран и народов, их взаимосвязь и взаимовлияние. Материальная и духовная культура. Понятие о морали

Особенности морали (1 ч)

Отличие моральных норм от норм закона. Религиозные моральные нормы. Связь моральных норм общества и поведения человека

Добро и зло (2 ч)

Понятия о добре и зле. Добрые поступки. Изменение представлений о добре и зле в различные исторические эпохи. Задачи морального поведения человека

Добродетели и пороки (2 ч)

Добродетель и порок как характеристики личности. Добродетельные поступки.

Понимание добродетели Аристотелем как среднего между двумя пороками Свобода и моральный выбор человека (1 ч)

Что такое свобода. Связь свободы и морального выбора человека. Ситуации морального выбора. Моральный конфликт.

Свобода и ответственность (1 ч)

Понятие ответственности. Условия, при которых возможно ответственное поведение личности. Отношения ответственности.

Моральный долг (1 ч)

Понятие морального долга. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека. Сознательность выполнения морального долга.

Справедливость (1 ч)

Понятие о справедливости. Разные представления справедливости в разные исторические эпохи и в разных странах. Основные признаки, по которым можно судить о справедливости.

Моральные правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы быть справедливым.

Альтруизм и эгоизм (1 ч)

Понятие альтруизма. Понятие эгоизма. Разумный эгоизм Дружба (1 ч)

Что такое дружба. Отличительные черты дружбы. Отличие дружеских отношений от других человеческих отношений.

Что значит быть моральным (1 ч)

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Творческие работы учащихся. Подведение итогов «Праздничного проекта» (2 ч) Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т.д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению «Праздничного проекта». Выполнение одного из заданий в рамках работы над «Праздничным проектом».


Презентации результатов работы и их обсуждение.

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества (1 ч)

Что такое род, семья. Фамилия как символ рода. Родословная. Значение семьи в жизни человека. Семейные роли. Главная задача рода и семьи.

Нравственный поступок (1 ч)

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Признаки нравственного поступка.

Золотое правило нравственности (1 ч)

Две основные формулировки золотого правила нравственности. Золотое правило нравственности как общий принцип для обоснования морали. Применение золотого правила нравственности.

Стыд, вина и извинение (1 ч)

Понятие стыда. Стыд как форма общественного воздействия на человека. Понятие вины. Извинение как способ избавления от чувства вины. Раскаяние.

Честь и достоинство (1 ч)

Понятие чести. Понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Необходимость чести и достоинства для человека.

Совесть (1 ч)

Что такое совесть. Различие между понятиями стыда и совести. Нравственные идеалы (1 ч)

Нравственные идеалы в традициях разных народов. Богатырь как нравственный идеал на Руси. Правила честного поединка. Рыцарский нравственный образец. Образ джентльмена. Образ леди.

Образцы нравственности в культуре Отечества (1 ч)

Труженик, патриот, воин, коллективист как устойчивые образцы нравственного поведения.

Этикет (1 ч)

Понятиеэтикета. Правила этикета. Одежда и этикет. Речевой этикет. Семейные праздники (1 ч)

Возникновение праздников. Современныепраздники.

Праздникигосударственные, общественные и семейные. Порядок проведения праздниковЖизнь человека — высшая нравственная ценность (1 ч) Что такое ценности. Жизнь как высшая нравственная ценность Любовь и уважение к Отечеству (1 ч).

Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служениечеловекаобществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.).

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма (1 ч)

Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.



Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»)

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч).

Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи (1 ч) Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч).

Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Что такое светская этика

1

3

Культура и мораль

1

4

Особенности морали

1

5

Добро и зло

2

6

Добродетели и пороки

2

7

Свобода и моральный выбор человека

1

8

Свобода и ответственность

1

9

Моральный долг

1

10

Справедливость

1

11

Альтруизм и эгоизм

1

12

Дружба

1

13

Что значит быть моральным

1

14

Творческие работы учащихся. Подведение итогов

«Праздничного проекта»

2

15

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

1

16

Нравственный поступок

1

17

Золотое правило нравственности

1

18

Стыд, вина и извинение

1

19

Честь и достоинство

1

20

Совесть

1

21

Нравственные идеалы

1

22

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

23

Этикет

1

24

Семейные праздники

1

25

Жизнь человека — высшая нравственная ценность

1

26

Любовь и уважение к Отечеству

1

27

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма

1


28

Основные нравственные заповеди православия,

ислама, буддизма, иудаизма, светской этики

1

29

Российские православные, исламские, буддийские,

иудейские, светские семьи

1

30

Отношение к труду и природе в православии,

исламе,буддизме, иудаизме, светской этике

1

31

Творческие работы учащихся. Подведение итогов

1




Итого:

34


Основы иудейской культуры.

Содержание

Россия — наша Родина (1 ч)

Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности.

Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия (1 ч).

Представление о Боге в иудейской традиции. Иудаизм — национальная религия еврейского народа. Религия. Религии политеистические и монотеистические. Культура.

Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» (1 ч)

Тора и книги Торы. Содержание Торы. Заповеди. Правила написания, хранения и чтения Торы. Праздник Симхат Тора. Значение Торы в религиозной и бытовой жизни иудеев. Золотое правило Гилеля — общечеловеческий нравственный закон.

Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма (1 ч)

Тора и Танах. Устная Тора и причины еѐ возникновения. Талмуд: Мишна и Гемара. Традиции изучения и толкования Торы. Изучение Торы и Талмуда — одна из главных обязанностей иудея.

Патриархи еврейского народа (1 ч)

Патриархи еврейского народа: Авраам, Ицхак и Яаков. Эпоха патриархов. Завет Авраама с Богом. Жертвоприношение Авраама. История Эсава и Яакова. Яаков— Исраэль. Двенадцать колен Израилевых.

Евреи в Египте: от Йосефа до Моше (1 ч).

История Йосефа и его братьев. Йосеф в Египте. Переселение двенадцати колен Из- раилевых в Египет. Рождение и спасение Моше.

Исход из Египта (1 ч).