Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Явление Моше неопалимой купины. Десять казней египетских. Исход евреев из Египта и переход через Красное море. История праздника Песах. Скитания иудеев в пустыне.

Дарование Торы на горе Синай (1 ч).

События дарования Торы. Создание золотого тельца. Десять заповедей и Скрижали Завета. Возобновление Завета иудеев с Богом. Строительство Ковчега Завета и Мишкана, избрание коэнов. Моше — пророк и законоучитель. Сорок лет в пустыне. Обретение Эрец Исраэль.

Пророки и праведники в иудейской культуре (2 ч)

Пророки в иудейской традиции. Эпоха пророков. Пророчества Шмуэля, Малахи, Ишаяу, Ирмияу, Хавакука. Почитание пророка Элияу. Пророчество о приходе Машиаха и вера в приход Машиаха. Праведники в иудейской традиции. Легенда о тридцати шести праведниках. Хасидизм и центральная роль цадика в учении хасидизма. Семь заповедей сыновей Ноаха. Праведники народов мира.

Храм в жизни иудеев (1 ч).

Царь Давид и объединение Царства Израиля. Царь Соломон и строительство Первого Иерусалимского Храма. Символы иудаизма: Маген Давид и Менора. Назначение Иерусалимского Храма. Захват Иерусалима вавилонянами и разрушение Первого Храма. Строительство Второго Храма. Борьба иудеев с римлянами, падение Иерусалима и
разрушение Второго Храма. Стена Плача — святыня иудаизма. Скорбь о разрушении и вера в восстановление Иерусалимского Храма.

Назначение синагоги и еѐ устройство (1 ч)

Синагога — центр религиозной жизни иудеев. История возникновения синагог. Отличие синагоги от Храма. Правила устройства и внутреннего убранства синагоги. Раввин — религиозный руководитель общины. Значение синагоги в жизни еврейской общины. Синагоги как памятники архитектуры.

Внеурочная деятельность: посещение синагоги (или виртуальная экскурсия

«Синагоги в разных странах и городах России»)

Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал (1 ч)

Тфила и главные иудейские молитвы: «Шма» и «Амида». Традиционные благословения, правила благословений. Личная и общественная молитвы. Главные общественные молитвы:

«Шахарит», «Минха» и «Маа-рив». Правило миньяна. Кавана — заповедь и обязательная составляющая молитвы.

Добро и зло (1 ч).

Сотворение мира, дерево познания добра и зла, грехопадение Адама и Евы. Каин и Авель; запрет на смешение льна и шерсти. Душа животная и божественная. Борьба доброго и злого начал в представлениииудаизма. Свобода воли и свобода выбора. Принцип личной ответственности человека за свои поступки. Тора и заповеди как источник добра.


Творческие работы учащихся (2 ч).

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами. Подготовка к выполнению одного из заданий (творческий или учебно-исследовательский проект). Презентации результатов работы и их обсуждение.

Иудаизм в России (1 ч).

Иудаизм на территории России с древнейших времѐн до XVII в. Еврейские общины. Хасидизм: зарождение и развитие. Иудаизм на территории России XVIII — начала XXI в. Великая Отечественная война в судьбе еврейского населения СССР. Возрождение иудаизма в современной России. Иудаизм — одна из традиционных религий народов России. Внеурочнаядеятельность: посещение музея или мемориала, посвященного Великой Отечественной войне.

Основные принципы иудаизма (2 ч)

Соблюдение заповедей — основа иудаизма. Заповеди Торы. Десять заповедей и их смысл. Толкование заповедей Торы в Мишне и Талмуде. Галаха — религиозное законодательство. МошеМаймонид и тринадцать принципов иудейской веры. Изменения в понимании сути иудаизма в XIX XX вв. Ортодоксальное, консервативное и реформистское направления в современном иудаизме.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч)

Традиции милосердия и благотворительности в иудаизме. Цдака и законы идаки. Благотворительность и взаимопомощь в жизни еврейской общины. Благотворительные еврейские общества и организации в прошлом и в современной России.

Традициииудаизма в повседневной жизни евреев (1 ч)

Законы капгрута, кошерные и некошерные продукты, правила забоя скота, запрет на смешивание молочной и мясной пищи. Правила внешнего вида для религиозных евреев. Особенности костюма религиозного еврея.

Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей (1 ч)

Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, опшере-ниш, бар-мицва и бат- мицва. Значение бар-мицвы и бат-мицвы в жизни религиозных евреев. Права и обязанности совершеннолетнего человека. Правила проведения церемонии бар-мицвы и бат-мицвы. Гиюр—церемония принятия иудаизма.

Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией (1 ч).

Дом и семья в жизни человека. Понятие «шлом-баит» в иудейской традиции. Ответственность всех членов семьи за благополучие и гармонию в доме. Правила устройства дома в иудаизме, предметы, которые должны быть в еврейском доме.

Еврейский календарь (1 ч).

Особенности еврейского календаря и его отличия отгригорианского. Летоисчисление по еврейскому календарю. Месяцы еврейского календаря. Начало года по еврейскому календарю. Неделя и сутки по еврейскому календарю.



Еврейские праздники: их история и традиции (2 ч).

Главные иудейские праздники: Роша-Прана, ЙомКипур, Суккот, Ханука, Ту би- шват, Пурим, Песах, Шавуот. История возникновения праздников и традиции празднования.

Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа (1 ч) Патриархи и праматери. Сара, Ривка, Лея и Рахель. Пещера Махпела — гробница патриархов и праматерей. Могила Рахели. Традиции уважения к женщине в иудаизме, роль женщины в еврейской семье и общине.

Ценности семейной жизни в иудейской традиции (1 ч).

Заповедь о почитании родителей, взаимоотношения родителей и детей в иудейской традиции. Обряды и ритуалы свадебного цикла в иудаизме. Правила супружеской жизни. Обязанности членов семьи.

Любовь и уважение к Отечеству (1 ч)

Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма (1 ч).

Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.

Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»).

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч).

Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи (1 ч ) Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч)

Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Введение в иудейскую духовную традицию.

Культура и религия

1

3

Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы.

1




«Золотое правило Гилеля»




4

Письменная и Устная Тора. Классические тексты

иудаизма

1

5

Патриархи еврейского народа

1

6

Евреи в Египте: от Йосефа до Моше

1

7

Исход из Египта

1

8

Дарование Торы на горе Синай

1

9

Пророки и праведники в иудейской культуре

2

10

Храм в жизни иудеев

1

11

Назначение синагоги и еѐ устройство

1

12

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Субботний ритуал

1

13

Добро и зло

1

14

Творческие работы учащихся

2

15

Иудаизм в России

1

16

Основные принципы иудаизма

2

17

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

18

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев

1

19

Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное

принятие заповедей

1

20

Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и

традицией

1

21

Еврейский календарь

1

22

Еврейские праздники: их история и традиции

2

23

Ценности семейной жизни в иудейской

традиции. Праматери еврейского народа

1

24

Ценности семейной жизни в иудейской традиции

1

25

Любовь и уважение к Отечеству

1

26

Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма

1

27

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма,

иудаизма, светской этики

1

28

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские,

светские семьи

1

29

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме,

иудаизме, светской этике

1

30

Защита творческих работ

1




Итого:

34



Основы буддийской культуры.

Содержание

Россия — многонациональное государство. Культурные традиции и вечные ценности. Духовный мир человека. Значение духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества. Культурное многообразие России.

Культура и религия. Место религии в культуре. Мировые религии и их влияние на духовное развитие человечества. Буддизм как мировая религия. Возникновение буддизма. Будда Шакьямуни — основатель буддизма. Основатели традиционных для России религий.

Буддийское предание о Будде Шакьямуни. Происхождение и рождение Будды.

Детство и юность принца Сиддхартхи.
Четыре встречи, изменившие жизнь Сиддхартхи Гаутамы. Уход Сиддхартхи из дворца. Жизнь Сиддхартхи в аскезе. Дерево Бодхи и просветление Будды Шакьямуни. Четыре благородные истины буддизма и Восьмеричный путь избавления от страданий.

Буддийский священный канон. История возникновения Трипитаки. Составные части Трипитаки. Особенности печати, хранения и чтения буддийских книг в тибетской традиции. Буддийские монахи — знатоки священного канона. История появления

«Ганджура».

«Ганджур» на территории России. Отношение буддистов к книгам.

Устройство мира в буддизме. Закон кармы. Роль осознания и раскаяния в очищении кармы. Колесо сансары и его изображение в буддийской традиции. Символические изображения добродетельной и грешной жизни. «Бесконечный узел» — буддийский символ круговорота бытия. «Омрачения» ума и их символическое изображение в буддизме.

Общечеловеческие представления о добре и зле. Добро и зло в понимании буддистов. Учение Будды о добре и зле.

Благие и не благие деяния, их значение в жизни человека и общества. Понятие даяния (приношения дара) в буддизме.

Принцип ахимсы — ненасилия — основан на любви и доброте. Право на жизнь каждого живого существа. Закон кармы и ответственность человека за свои деяния. Насилие — причина страданий. Любовь, забота, помощь — основа счастья.

Планета Земля — общий дом. Ценность жизни как общечеловеческая ценность.

Осознание ценности жизни как

основа буддийского отношения к миру. Ценность рождения человеком в буддийской традиции. Доброта матерей и понятие об истинной любви в буддизме.

Обязанности человека по отношению к себе, близким, обществу, государству. Понятие об активном сострадании. Бодхисаттва — пример активного сострадания. Сострадание и милосердие в повседневной жизни буддистов. Четыре безмерных пожелания.