Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Явление Моше неопалимой купины. Десять казней египетских. Исход евреев из Египта и переход через Красное море. История праздника Песах. Скитания иудеев в пустыне.
Дарование Торы на горе Синай (1 ч).
События дарования Торы. Создание золотого тельца. Десять заповедей и Скрижали Завета. Возобновление Завета иудеев с Богом. Строительство Ковчега Завета и Мишкана, избрание коэнов. Моше — пророк и законоучитель. Сорок лет в пустыне. Обретение Эрец Исраэль.
Пророки и праведники в иудейской культуре (2 ч)
Пророки в иудейской традиции. Эпоха пророков. Пророчества Шмуэля, Малахи, Ишаяу, Ирмияу, Хавакука. Почитание пророка Элияу. Пророчество о приходе Машиаха и вера в приход Машиаха. Праведники в иудейской традиции. Легенда о тридцати шести праведниках. Хасидизм и центральная роль цадика в учении хасидизма. Семь заповедей сыновей Ноаха. Праведники народов мира.
Храм в жизни иудеев (1 ч).
Царь Давид и объединение Царства Израиля. Царь Соломон и строительство Первого Иерусалимского Храма. Символы иудаизма: Маген Давид и Менора. Назначение Иерусалимского Храма. Захват Иерусалима вавилонянами и разрушение Первого Храма. Строительство Второго Храма. Борьба иудеев с римлянами, падение Иерусалима и
разрушение Второго Храма. Стена Плача — святыня иудаизма. Скорбь о разрушении и вера в восстановление Иерусалимского Храма.
Назначение синагоги и еѐ устройство (1 ч)
Синагога — центр религиозной жизни иудеев. История возникновения синагог. Отличие синагоги от Храма. Правила устройства и внутреннего убранства синагоги. Раввин — религиозный руководитель общины. Значение синагоги в жизни еврейской общины. Синагоги как памятники архитектуры.
Внеурочная деятельность: посещение синагоги (или виртуальная экскурсия
«Синагоги в разных странах и городах России»)
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал (1 ч)
Тфила и главные иудейские молитвы: «Шма» и «Амида». Традиционные благословения, правила благословений. Личная и общественная молитвы. Главные общественные молитвы:
«Шахарит», «Минха» и «Маа-рив». Правило миньяна. Кавана — заповедь и обязательная составляющая молитвы.
Добро и зло (1 ч).
Сотворение мира, дерево познания добра и зла, грехопадение Адама и Евы. Каин и Авель; запрет на смешение льна и шерсти. Душа животная и божественная. Борьба доброго и злого начал в представлениииудаизма. Свобода воли и свобода выбора. Принцип личной ответственности человека за свои поступки. Тора и заповеди как источник добра.
Творческие работы учащихся (2 ч).
Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами. Подготовка к выполнению одного из заданий (творческий или учебно-исследовательский проект). Презентации результатов работы и их обсуждение.
Иудаизм в России (1 ч).
Иудаизм на территории России с древнейших времѐн до XVII в. Еврейские общины. Хасидизм: зарождение и развитие. Иудаизм на территории России XVIII — начала XXI в. Великая Отечественная война в судьбе еврейского населения СССР. Возрождение иудаизма в современной России. Иудаизм — одна из традиционных религий народов России. Внеурочнаядеятельность: посещение музея или мемориала, посвященного Великой Отечественной войне.
Основные принципы иудаизма (2 ч)
Соблюдение заповедей — основа иудаизма. Заповеди Торы. Десять заповедей и их смысл. Толкование заповедей Торы в Мишне и Талмуде. Галаха — религиозное законодательство. МошеМаймонид и тринадцать принципов иудейской веры. Изменения в понимании сути иудаизма в XIX XX вв. Ортодоксальное, консервативное и реформистское направления в современном иудаизме.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч)
Традиции милосердия и благотворительности в иудаизме. Цдака и законы идаки. Благотворительность и взаимопомощь в жизни еврейской общины. Благотворительные еврейские общества и организации в прошлом и в современной России.
Традициииудаизма в повседневной жизни евреев (1 ч)
Законы капгрута, кошерные и некошерные продукты, правила забоя скота, запрет на смешивание молочной и мясной пищи. Правила внешнего вида для религиозных евреев. Особенности костюма религиозного еврея.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей (1 ч)
Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, опшере-ниш, бар-мицва и бат- мицва. Значение бар-мицвы и бат-мицвы в жизни религиозных евреев. Права и обязанности совершеннолетнего человека. Правила проведения церемонии бар-мицвы и бат-мицвы. Гиюр—церемония принятия иудаизма.
Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией (1 ч).
Дом и семья в жизни человека. Понятие «шлом-баит» в иудейской традиции. Ответственность всех членов семьи за благополучие и гармонию в доме. Правила устройства дома в иудаизме, предметы, которые должны быть в еврейском доме.
Еврейский календарь (1 ч).
Особенности еврейского календаря и его отличия отгригорианского. Летоисчисление по еврейскому календарю. Месяцы еврейского календаря. Начало года по еврейскому календарю. Неделя и сутки по еврейскому календарю.
Еврейские праздники: их история и традиции (2 ч).
Главные иудейские праздники: Роша-Прана, ЙомКипур, Суккот, Ханука, Ту би- шват, Пурим, Песах, Шавуот. История возникновения праздников и традиции празднования.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа (1 ч) Патриархи и праматери. Сара, Ривка, Лея и Рахель. Пещера Махпела — гробница патриархов и праматерей. Могила Рахели. Традиции уважения к женщине в иудаизме, роль женщины в еврейской семье и общине.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции (1 ч).
Заповедь о почитании родителей, взаимоотношения родителей и детей в иудейской традиции. Обряды и ритуалы свадебного цикла в иудаизме. Правила супружеской жизни. Обязанности членов семьи.
Любовь и уважение к Отечеству (1 ч)
Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма (1 ч).
Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.
Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»).
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч).
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи (1 ч ) Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч)
Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия | 1 |
3 | Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. | 1 |
| «Золотое правило Гилеля» | |
4 | Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма | 1 |
5 | Патриархи еврейского народа | 1 |
6 | Евреи в Египте: от Йосефа до Моше | 1 |
7 | Исход из Египта | 1 |
8 | Дарование Торы на горе Синай | 1 |
9 | Пророки и праведники в иудейской культуре | 2 |
10 | Храм в жизни иудеев | 1 |
11 | Назначение синагоги и еѐ устройство | 1 |
12 | Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал | 1 |
13 | Добро и зло | 1 |
14 | Творческие работы учащихся | 2 |
15 | Иудаизм в России | 1 |
16 | Основные принципы иудаизма | 2 |
17 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | 1 |
18 | Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев | 1 |
19 | Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей | 1 |
20 | Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией | 1 |
21 | Еврейский календарь | 1 |
22 | Еврейские праздники: их история и традиции | 2 |
23 | Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа | 1 |
24 | Ценности семейной жизни в иудейской традиции | 1 |
25 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
26 | Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма | 1 |
27 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики | 1 |
28 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи | 1 |
29 | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике | 1 |
30 | Защита творческих работ | 1 |
| Итого: | 34 |
Основы буддийской культуры.
Содержание
Россия — многонациональное государство. Культурные традиции и вечные ценности. Духовный мир человека. Значение духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества. Культурное многообразие России.
Культура и религия. Место религии в культуре. Мировые религии и их влияние на духовное развитие человечества. Буддизм как мировая религия. Возникновение буддизма. Будда Шакьямуни — основатель буддизма. Основатели традиционных для России религий.
Буддийское предание о Будде Шакьямуни. Происхождение и рождение Будды.
Детство и юность принца Сиддхартхи.
Четыре встречи, изменившие жизнь Сиддхартхи Гаутамы. Уход Сиддхартхи из дворца. Жизнь Сиддхартхи в аскезе. Дерево Бодхи и просветление Будды Шакьямуни. Четыре благородные истины буддизма и Восьмеричный путь избавления от страданий.
Буддийский священный канон. История возникновения Трипитаки. Составные части Трипитаки. Особенности печати, хранения и чтения буддийских книг в тибетской традиции. Буддийские монахи — знатоки священного канона. История появления
«Ганджура».
«Ганджур» на территории России. Отношение буддистов к книгам.
Устройство мира в буддизме. Закон кармы. Роль осознания и раскаяния в очищении кармы. Колесо сансары и его изображение в буддийской традиции. Символические изображения добродетельной и грешной жизни. «Бесконечный узел» — буддийский символ круговорота бытия. «Омрачения» ума и их символическое изображение в буддизме.
Общечеловеческие представления о добре и зле. Добро и зло в понимании буддистов. Учение Будды о добре и зле.
Благие и не благие деяния, их значение в жизни человека и общества. Понятие даяния (приношения дара) в буддизме.
Принцип ахимсы — ненасилия — основан на любви и доброте. Право на жизнь каждого живого существа. Закон кармы и ответственность человека за свои деяния. Насилие — причина страданий. Любовь, забота, помощь — основа счастья.
Планета Земля — общий дом. Ценность жизни как общечеловеческая ценность.
Осознание ценности жизни как
основа буддийского отношения к миру. Ценность рождения человеком в буддийской традиции. Доброта матерей и понятие об истинной любви в буддизме.
Обязанности человека по отношению к себе, близким, обществу, государству. Понятие об активном сострадании. Бодхисаттва — пример активного сострадания. Сострадание и милосердие в повседневной жизни буддистов. Четыре безмерных пожелания.