Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип взаимосвязи между окружающей средой и людьми в буддийском учении. Положение о равенстве всего живого. Бережное отношение к природе, запрет на убийство, защита живых существ. Забота о природе в повседневной жизни буддистов. Свобода и нравственность.
Понятие духовного учителя в буддизме. Два основных направления в буддизме — махаяна и тхеравада. Гелуг — распространѐнная школа махаяны в России. Основатель школы гелуг— ЧжеЦонкапа. Свобода выбора духовного учителя в буддийской традиции. Взаимоотношения ученика и духовного учителя в буддизме.
Значение семьи в жизни человека и общества. Семейные ценности в буддийской культуре. Обязанности детей и обязанности родителей в буддийской семье. Обязанности и взаимоотношения мужа и жены в буддийской традиции. Традиции гостеприимства в буддийской семье. Правила этикета в буддийской культуре.
Подготовка творческих работ учащихся. Темы творческих работ: «Основные принципы буддийского учения», «Четыре благородные истины», «Будда и его мудрые изречения».
«Буддийский священный канон Трипитака», «Что находится в центре Круга сансары», «В чѐм смысл буддийской пословицы «Ищи учителя в другом человеке»,
«Художественные изображения Будды Шакьямуни», «Почему человек должен делать добро и избегать зла»,
«Как связаны наши мысли, слова, действия и как они влияют на нашу жизнь». Предварительные итоги изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Культура и религия. Будда Шакьямуни и его учение. Священные книги и их предназначение в культуре. Взаимосвязь деяний человека и кармы. Ценность человеческой жизни. Буддийский принцип ненасилия. Суть буддийского учения. Значение
милосердия и сострадания в жизни буддистов. Отношение буддистов к природе. Обязанности детей и родителей в буддийской семье. Понятие медитации. Рассказ о буддизме по иллюстрациям.
История развития буддизма в России.
Традиционно буддийские регионы в России. Санкт-петербургский дацан Гунзэ- чойнэй — первый буддийский храм в Европе. Современное состояние буддизма в России. Буддийские общины на территории современной России. Традициибуддизма в установлении согласия между людьми и взаимопонимания.
Восемь принципов правильной жизни — основа Восьмеричного благородного пути. Понятие Срединного пути в буддизме. Поучение Будды сыну. Символическое изображение этапов очищения ума. Сангха — община последователей Будды и его учения.
Пути совершенствования ума человека через щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость.
Мандала — буддийский символ круговорота рождений и смертей. Буддийский путь следования добродетелям. Активная жизненная позиция в понимании буддистов и еѐ проявления в повседневной жизни.
«Колесо учения» и «три драгоценности» буддизма. Восемь благоприятных символов. Лотос как один из основных символов буддизма. Ступа — символ Бодцы Шакьямуни и его учения. Животные-символы в буддизме. Символические предметы и ритуальная одежда в буддийской духовной традиции.
Буддизм — одна из традиционных религий населения России. Связь буддийских ритуалов и обрядов с обычаями разных народов. Значение буддийских ритуалов и обрядов в повседневной жизни человека. Традиционные обряды и ритуалы буддистов.
Буддийский храм, изображения и статуи Будды, ступа и места, связанные с жизнью Будды, как буддийские святыни. Буддийские святыни в мире и в России. Паломничество к священным местам. Значение паломничества в жизни буддистов. Бурятский лама Даша- ДжоржоИтигэлов — символ безграничных духовных возможностей человека.
История возникновения ступ. Назначение и архитектурные особенности ступы.
Символическое значение ступы.
Буддийский монастырь — духовный центр для буддистов-мирян и монахов. Назначение, архитектурные особенности и внутреннее убранство буддийского монастыря. Буддийское учение в повседневной жизни буддийских монахов. Священные сооружения православия, ислама, иудаизма.
Особенности буддийского храма. Назначение, архитектурные особенности, внутреннее устройство буддийского храма.
Алтарь — главное место буддийского храма. Правила поведения в общественном месте. Летоисчисление по лунному календарю. Буддийский календарь
иегоотличиеот григорианского. Особенности буддийскогокалендаря.
Животные—символы двенадцатилетнего цикла. Место лунного календаря в жизни современных буддистов.
Светские и религиозные праздники. Смысл и значение светских и религиозных праздников.
Значение праздников вбуддийской культуре. Основные буддийские праздники.
История, смысл и значение праздника Beсак, обычаи и традиции.
Традиции празднования Нового года у буддистов в России. Главные праздники христиан, мусульман, иудеев.
Художественная ценность предметов и явлений буддийской духовной культуры. Скульптура и живопись. Каноны скульптурных изображений Будды Шакьямуни. Требования к буддийским художникам. ЧжеЦонкапа о предназначении искусства. Декоративно-прикладное искусство в буддийской культуре.
Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Темы творческих работ: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.).
Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения.
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.
Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.
Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию | 1 |
3 | Будда и его учение | 2 |
4 | Буддийский священный канон Трипитака | 2 |
5 | Буддийская картина мира. | 2 |
6 | Добро и зло | 1 |
7 | Принцип ненасилия | 1 |
8 | Любовь к человеку и ценность жизни. | 1 |
9 | Сострадание и милосердие. | 1 |
10 | Отношение к природе | 1 |
11 | Буддийские учители | 1 |
12 | Семья в буддийской культуре и еѐ ценности | 1 |
13 | Творческие работы учащихся | 1 |
14 | Обобщающий урок | 1 |
15 | Буддизм в России | 1 |
16 | Путь духовного совершенствования | 1 |
17 | Буддийское учение о добродетелях | 2 |
18 | Буддийские символы | 1 |
19 | Буддийские ритуалы и обряды | 1 |
20 | Буддийские святыни | 1 |
21 | Буддийские священные сооружения | 1 |
22 | Буддийский храм | 1 |
27 | Буддийский календарь | 1 |
23 | Буддийские праздники | 1 |
24 | Искусство в буддийской культуре | 1 |
25 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
26 | Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма | 1 |
27 | Основные нравственные заповеди буддизма, православия, ислама, иудаизма. | 1 |
28 | Российские буддийские, православные, исламские, иудейские светские семьи | 1 |
29 | Отношение к труду и природе в буддизме, | 1 |
| православии, исламе, иудаизме, светской этике. | |
| Итого | 34 |
Основы светской этики. (Шемшурина А.И.)
Содержание
Часть I
Раздел 1. Этика общения (4 ч) Добрым жить на белом свете веселей (1 ч)
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия
«зло» и его связь с названными понятиями.
Правила общения для всех (1 ч)
Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении — стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.)
От добрых правил добрые слова и поступки (1 ч)
Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.
Каждый интересен (1 ч)
Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и еѐ сохранения
Раздел 2. Этикет (4 ч) Премудрости этикета (1 ч)
Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета.
Красота этикета (1 ч)
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами.
Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)
Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках Чистый ручеѐк нашей речи (1 ч)
Характеристика и определение понятия «речь», еѐ смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитии добрых чувств — творение души (1 ч)
Этическая основа понятия «душа», еѐ образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения