Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип взаимосвязи между окружающей средой и людьми в буддийском учении. Положение о равенстве всего живого. Бережное отношение к природе, запрет на убийство, защита живых существ. Забота о природе в повседневной жизни буддистов. Свобода и нравственность.

Понятие духовного учителя в буддизме. Два основных направления в буддизме — махаяна и тхеравада. Гелуг — распространѐнная школа махаяны в России. Основатель школы гелуг— ЧжеЦонкапа. Свобода выбора духовного учителя в буддийской традиции. Взаимоотношения ученика и духовного учителя в буддизме.

Значение семьи в жизни человека и общества. Семейные ценности в буддийской культуре. Обязанности детей и обязанности родителей в буддийской семье. Обязанности и взаимоотношения мужа и жены в буддийской традиции. Традиции гостеприимства в буддийской семье. Правила этикета в буддийской культуре.

Подготовка творческих работ учащихся. Темы творческих работ: «Основные принципы буддийского учения», «Четыре благородные истины», «Будда и его мудрые изречения».

«Буддийский священный канон Трипитака», «Что находится в центре Круга сансары», «В чѐм смысл буддийской пословицы «Ищи учителя в другом человеке»,

«Художественные изображения Будды Шакьямуни», «Почему человек должен делать добро и избегать зла»,

«Как связаны наши мысли, слова, действия и как они влияют на нашу жизнь». Предварительные итоги изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Культура и религия. Будда Шакьямуни и его учение. Священные книги и их предназначение в культуре. Взаимосвязь деяний человека и кармы. Ценность человеческой жизни. Буддийский принцип ненасилия. Суть буддийского учения. Значение

милосердия и сострадания в жизни буддистов. Отношение буддистов к природе. Обязанности детей и родителей в буддийской семье. Понятие медитации. Рассказ о буддизме по иллюстрациям.

История развития буддизма в России.

Традиционно буддийские регионы в России. Санкт-петербургский дацан Гунзэ- чойнэй — первый буддийский храм в Европе. Современное состояние буддизма в России. Буддийские общины на территории современной России. Традициибуддизма в установлении согласия между людьми и взаимопонимания.

Восемь принципов правильной жизни — основа Восьмеричного благородного пути. Понятие Срединного пути в буддизме. Поучение Будды сыну. Символическое изображение этапов очищения ума. Сангха — община последователей Будды и его учения.

Пути совершенствования ума человека через щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость.


Мандала — буддийский символ круговорота рождений и смертей. Буддийский путь следования добродетелям. Активная жизненная позиция в понимании буддистов и еѐ проявления в повседневной жизни.

«Колесо учения» и «три драгоценности» буддизма. Восемь благоприятных символов. Лотос как один из основных символов буддизма. Ступа — символ Бодцы Шакьямуни и его учения. Животные-символы в буддизме. Символические предметы и ритуальная одежда в буддийской духовной традиции.

Буддизм — одна из традиционных религий населения России. Связь буддийских ритуалов и обрядов с обычаями разных народов. Значение буддийских ритуалов и обрядов в повседневной жизни человека. Традиционные обряды и ритуалы буддистов.

Буддийский храм, изображения и статуи Будды, ступа и места, связанные с жизнью Будды, как буддийские святыни. Буддийские святыни в мире и в России. Паломничество к священным местам. Значение паломничества в жизни буддистов. Бурятский лама Даша- ДжоржоИтигэлов — символ безграничных духовных возможностей человека.

История возникновения ступ. Назначение и архитектурные особенности ступы.

Символическое значение ступы.

Буддийский монастырь — духовный центр для буддистов-мирян и монахов. Назначение, архитектурные особенности и внутреннее убранство буддийского монастыря. Буддийское учение в повседневной жизни буддийских монахов. Священные сооружения православия, ислама, иудаизма.

Особенности буддийского храма. Назначение, архитектурные особенности, внутреннее устройство буддийского храма.

Алтарь — главное место буддийского храма. Правила поведения в общественном месте. Летоисчисление по лунному календарю. Буддийский календарь

иегоотличиеот григорианского. Особенности буддийскогокалендаря.

Животные—символы двенадцатилетнего цикла. Место лунного календаря в жизни современных буддистов.

Светские и религиозные праздники. Смысл и значение светских и религиозных праздников.

Значение праздников вбуддийской культуре. Основные буддийские праздники.

История, смысл и значение праздника Beсак, обычаи и традиции.

Традиции празднования Нового года у буддистов в России. Главные праздники христиан, мусульман, иудеев.

Художественная ценность предметов и явлений буддийской духовной культуры. Скульптура и живопись. Каноны скульптурных изображений Будды Шакьямуни. Требования к буддийским художникам. ЧжеЦонкапа о предназначении искусства. Декоративно-прикладное искусство в буддийской культуре.



Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Темы творческих работ: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.).

Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения.

Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.

Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.

Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия. Введение в буддийскую

духовную традицию

1

3

Будда и его учение

2

4

Буддийский священный канон Трипитака

2

5

Буддийская картина мира.

2

6

Добро и зло

1

7

Принцип ненасилия

1

8

Любовь к человеку и ценность жизни.

1

9

Сострадание и милосердие.

1

10

Отношение к природе

1

11

Буддийские учители

1

12

Семья в буддийской культуре и еѐ ценности

1

13

Творческие работы учащихся

1

14

Обобщающий урок

1

15

Буддизм в России

1

16

Путь духовного совершенствования

1

17

Буддийское учение о добродетелях

2

18

Буддийские символы

1

19

Буддийские ритуалы и обряды

1

20

Буддийские святыни

1

21

Буддийские священные сооружения

1

22

Буддийский храм

1

27

Буддийский календарь

1

23

Буддийские праздники

1

24

Искусство в буддийской культуре

1

25

Любовь и уважение к Отечеству

1

26

Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма

1

27

Основные нравственные заповеди буддизма,

православия, ислама, иудаизма.

1

28

Российские буддийские, православные, исламские,

иудейские светские семьи

1

29

Отношение к труду и природе в буддизме,

1





православии, исламе, иудаизме, светской этике.







Итого

34


Основы светской этики. (Шемшурина А.И.)

Содержание

Часть I

Раздел 1. Этика общения (4 ч) Добрым жить на белом свете веселей (1 ч)

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия

«зло» и его связь с названными понятиями.

Правила общения для всех (1 ч)

Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении — стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.)

От добрых правил добрые слова и поступки (1 ч)

Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.

Каждый интересен (1 ч)

Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и еѐ сохранения

Раздел 2. Этикет (4 ч) Премудрости этикета (1 ч)

Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание.

Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета.

Красота этикета (1 ч)

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)

Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках Чистый ручеѐк нашей речи (1 ч)

Характеристика и определение понятия «речь», еѐ смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)

В развитии добрых чувств — творение души (1 ч)

Этическая основа понятия «душа», еѐ образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения