Файл: Т. П. Колющенко И. А. Баев 2019 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36 вкладчикам. Для оценки ликвидности рассмотрим период приблизительно 30 дней, в течение которого банк сможет (или не сможет) выполнить часть своих финансовых обязательств. Эта часть называется «предполагаемый отток средств».
Ликвидность является важной составляющей, является важной составляющей концепции надежности коммерческих банков.
Вкратце, структура высоколиквидных активов ПАО «ВТБ» будет представлена в виде таблицы 2.7.
Таблица 2.7 – Структура высоколиквидных активов ПАО «ВТБ»
Наименования показателя
2017 г.
2018 г.
Сумма, тыс. руб.
Уд. вес, %
Сумма, тыс. руб.
Уд. вес,
%
Средства в кассе
28 366 282 3,15 232 711 283 16,48
Средства на счетах в Банке России
221 103 643 24,56 259 942 056 18,41
Корсчета НОСТРО в коммерческих банках (чистых)
112 212 163 12,46 124 144 773 8,79
Межбанковские кредиты, размещенные на срок до 30 дней
457 117 426 50,77 470 382 675 33,31
Высоколиквидные ценные бумаги
РФ
58 225 298 6,47 324 692 919 22,99
Высоколиквидные ценные бумаги банков и государств
27 362 874 3,04 294 644 0,02
Высоколиквидные активы с учетом дисконтов и корректировок (на основе Указания №3269-У от
31.05.2016)
900 283 255 100 1 412 124 153 100
Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод, что объем средств на счетах в
Банке России незначительно изменился. Значительный рост наблюдается в отношении денежных средств в кассе, высоколиквидных ценных бумаг банков и государств, в то время как объем высоколиквидных активов с учетом скидок и корректировок вырос за год с 900,28 до 1412 млрд рублей.
Структура текущих обязательств приведена в таблице 2.8.

37
Таблица 2.8 – Структура текущих обязательств ПАО «ВТБ»
Наименование показателя
2017 г.
2018 г.
Сумма, тыс. руб.
Уд. вес. %
Сумма, тыс. руб.
Уд. вес.
%
Вклады физических лиц со сроком свыше года
323 360 862 7,49 1 334 745 176 17,70
Прочие вклады физических лиц (в т.ч. ИП) (сроком до 1 года)
197 969 442 4,59 2 035 515 394 26,99
Депозиты и прочие средства юридических лиц (сроком до 1 года)
3 415 435 799 79,15 3 677 570 443 48,76
В т.ч. текущие средства юридических лиц (без ИП)
1 598 534 169 37,05 1 478 429 089 19,60
Корсчета ЛОРО банков
108 151 563 2,51 39 621 289 0,53
Межбанковские кредиты, полученные на срок до 30 дней
76 862 520 1,78 142 169 209 1,88
Собственные ценные бумаги
70 048 353 1,62 125 736 040 1,67
Обязательства по уплате процентов, просрочка, кредиторская и прочая задолженность
123 087 392 2,85 187 266 199 2,48
Ожидаемый отток денежных средств
1 780 289 135 41,26 2 236 109 712 29,65
Текущие обязательства
4 314 915 931 100 7 542 623 750 100
В ходе проверки суммы вкладов и других средств юридических лиц существенно изменились, в т.ч. текущие средства юридических лиц. Значительное увеличение наблюдается в отношении «депозитов физических лиц со сроком погашения более года», а также «прочих депозитов физических лиц».
В рассматриваемый период отношение высоколиквидных активов к ожидаемому оттоку текущих обязательств составляет 63,15%, что означает недостаточный запас прочности для преодоления возможного оттока клиентов, но банк большой, и такой значительный отток маловероятен.
В связи с этим важно учитывать нормативы мгновенной (Н2) и текущей (Н3) ликвидности, минимальные значения которых установлены на уровне 15% и 50% соответственно. Стандарты Н2 и Н3 на достаточном уровне (Таблица 2.9).
Норматив мгновенной ликвидности – это отношение высоколиквидных активов к обязательствам.


38
Норматив текущей ликвидности регулирует риск потери ликвидности банком в течении ближайших 30 дней.
Норматив долгосрочной ликвидности – отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком погашения более года к сумме капитала и обязательств банка со сроком погашения свыше 365 дней.
Таблица 2.9 – Нормативы ликвидности ПАО «ВТБ» на 01.01.2019 г.
Нормативы
Значение, %
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)
11,34
Норматив мгновенной ликвидности (Н2)
108,54
Норматив текущей ликвидности (Н3)
134,68
Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)
69,93
Рассмотрим динамику изменения показателей ликвидности в течение года в табл.2.10.
Таблица 2.10 – Динамика изменения показателей ликвидности ПАО «ВТБ» за апрель 2017 – январь 2018 г.
Наименование показателя
Апр Май Июн
Июл Авг Сен Окт Нояб Дек Янв
Норматив мгновенной ликвидности Н2 48.0 52.5 31.5 46.4 39.2 99.9 112.8 153.8 118 137.2
Норматив текущей ликвидности Н3 127.6 114.3 160.8 135.8 105.5 139.8 268.7 185.0 126 144.7
Экспертная коммерческих банков
51.3 52.9 37.4 42.3 41.3 56.6 53.5 60.9 57.1 58.4
Динамика процентных расходов Банка ВТБ (ПАО) за 2017-2018 гг. представлена в таблице 2.11.

39
Таблица 2.11 – Динамика процентных расходов ПАО «ВТБ» за 2017-2018 гг.
В миллиардах рублей
Показатели
2017 г.
2018 г. Отклонение млрд. руб.
Темп роста, %
Процентные расходы
811,8 692,8
-119 85,34
Средства клиентов
450,3 487 36,7 108,15
Депозиты физических лиц
158,2 164,7 6,5 104,11
Физические лица (текущие счета)
2,2 2,4 0,2 109,09
Физические лица (срочные счета)
156 162,3 6,3 104,04
Депозиты юридических лиц
292,1 322,3 30,2 110,34
Юридические лица (текущие счета)
14,4 17,2 2,8 119,44
Юридические лица (срочные счета)
277,8 305 27,2 109,79
Средства банков и прочие заемные средства
287,5 151,9
-135,6 52,83
Выпущенные долговые ценные бумаги
49,9 32,4
-17,5 64,93
Субординированная задолженность
24,1 21,5
-2,6 89,21
На основании результатов анализа, представленных в таблице 8, можно сделать вывод о том, что процентные доходы банка снизились в 2018 году по сравнению с
2017 годом на 119 млрд. руб., а депозиты физических лиц и депозиты юридических лиц, наоборот, увеличились на 6,5 % и 30,2 % соответственно.
На основании информации, представленной во второй главе данной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы. Объем активов и пассивов банка на основании анализируемого периода имеет тенденцию к росту, а результаты проведенного анализа депозитов позволяют сделать вывод о том, что за рассматриваемый значительно изменились суммы депозитов и прочих средств юридических лиц (сроком до 1 года), в т.ч. текущих средств юридических лиц (без
ИП). Значительное увеличение наблюдается по показателю «вклады физических лиц со сроком свыше года», а также «прочие вклады физических лиц (в т.ч. ИП)
(сроком до 1 года)». На основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод о том, что источники собственных средств в целом увеличились за анализируемый период на 44666642 тыс. руб., что в процентном соотношении составляет 33,76 %. Наибольшее влияние на данный рост оказало увеличение собственных средств – на 40834694 тыс. руб., что в процентном соотношении составляет 80,49 %. Эмиссионный доход и нераспределенная прибыль увеличились


40 на 17659951 тыс. руб. и 3492025 тыс. руб. соответственно. Показатель нераспределенной прибыли отчетного периода снизился на 8994313 тыс. руб.
На рассматриваемый момент соотношение высоколиквидных активов и предполагаемого оттока текущих обязательств составляет 63,15 %, что означает недостаточный запас прочности для преодоления возможного оттока клиентов, однако банк является крупным и такой значительный отток маловероятен, но для нивелирования негативных факторов ПАО «ВТБ» необходимо увеличивать ресурсную базу.
1   2   3   4   5

В этом подзаголовке был сделан вывод о том, что, чтобы увеличить свой кредитный потенциал банкам необходимо усиливать депозитную политику, и для этой цели есть способов. Но на первом этапе следует проанализировать структуру высоколиквидных активов предприятия. В результате анализа, стало ясно, что объем средств на счетах в Банке России незначительно изменился, а вот наибольший рост наблюдается в отношении денежных средств в кассе, высоколиквидных ценных бумаг банков и государств. В ходе проверки суммы вкладов и других средств юридических лиц существенно изменились, в т.ч. текущие средства юридических лиц. Значительное увеличение наблюдается в отношении «депозитов физических лиц со сроком погашения более года», а также
«прочих депозитов физических лиц».
2.3 Пути совершенствования ресурсной базы коммерческого банка ПАО «ВТБ»
В современных условиях работы важнейшей задачей руководства банка является поиск путей привлечения новых и удержания существующих клиентов, активное привлечение средств от государственных и коммерческих структур для эффективного функционирования и повышение уровня ликвидности банка на этой основе. В результате чего для ПАО «ВТБ», необходимо разработать ряд способов улучшения организации деятельности банка по привлечению ресурсов.

41
Во-первых, в течение 2016-2017 гг. В ПАО «ВТБ» наблюдалась тенденция увеличения источников депозитов, а также увеличения депозитов до востребования при сокращении доли срочных депозитов. Этот факт говорит о том, что банк проводил депозитную политику, ориентированную на привлечение краткосрочных ресурсов. В дальнейшем банку рекомендуется изменить депозитную политику с целью привлечения долгосрочных ресурсов, поскольку именно долгосрочные депозиты являются основным источником активных банковских операций. Так что, если в будущем банку будет недостаточно привлекать долгосрочные депозиты, он не сможет расширить спектр активных операций.
Во-вторых, в 2017 году произошло резкое увеличение депозитов физических лиц в течение года, что говорит о том, что банку следует уделять больше внимания развитию депозитных операций с предпринимателями, что позволит лучше сбалансировать текущие депозиты в структуре привлеченных ресурсов. В конце концов, депозиты юридических лиц, хотя и менее стабильны, но гораздо более объемны и менее затратны по сравнению с соответствующими счетами населения.
В настоящее время объем работающих денежных средств у юридических лиц достаточно велик, и если банк сможет предложить таким вкладчикам широкий спектр качественных услуг, он получит в свое распоряжение значительные суммы дополнительных ресурсов.
В-третьих, в области депозитной политики для юридических лиц банка необходимо дифференцировать процентные ставки по вкладам для клиентов банка и предприятий, которые не обслуживаются ПАО «ВТБ», по срокам и объему размещения. Например, снизить процентные ставки для клиентов других банков.
В-четвертых, ПАО «ВТБ» необходимо расширить практику привлечения средств клиентов для накопительных вкладов, и в первую очередь, вкладов населения в качестве устойчивой части мобилизованных ресурсов. Особенно эффективным средством привлечения средств от отдельных вкладчиков как на сберегательные, так и на другие типы счетов являются различные дебетовые и кредитные карты, которые можно использовать для оплаты товаров и услуг,


42 получения наличных и предоставления ряда других дополнительных возможностей, поощряет их владельцев к разместить средства в банке. Однако этот вид обслуживания требует от банка значительных материальных затрат, он достаточно перспективен, особенно в условиях растущей конкуренции между банками в привлечении ресурсов.
В-пятых, ПАО «ВТБ» следует расширить перечень депозитных услуг. Именно поэтому целесообразно использовать зарубежный опыт при проведении депозитных операций в базовом банке.
Что касается улучшения привлечения средств на депозиты, можем рекомендовать на примере новых модификаций депозитов физических лиц. Итак, предлагается разрабатывать следующие виды вкладов: отпускные, конверсионные, пенсионные.
Гибкое использование различных видов депозитных услуг позволит клиентам
ПАО «ВТБ» максимально использовать льготные средства, а банку – снизить среднюю стоимость привлеченных средств.
Как отмечалось ранее, руководство банка использует ценовые и неценовые методы для привлечения средств для формирования базы депозитных ресурсов. В то же время с учетом места банка на рынке, его общей стратегии и типу депозитной политики предпочтение отдается той или иной группе методов. В отечественной практике также наблюдается тенденция, согласно которой можно утверждать, что использование ценовых методов управления привлечением средств присуще большинству крупных банков. Банки с небольшими активами наряду с привлечением цен также обращают внимание на неценовые методы привлечения депозитных ресурсов.
Таким образом, банк не может установить единственную на рынке привлекательную цену на депозитные ресурсы. Поэтому в сложившейся ситуации на рынке депозитных услуг банку необходимо уделять значительное внимание депозитной политике с точки зрения дополнительного использования неценовых

43 маркетинговых методов для управления привлечением банковских ресурсов из депозитных источников.
Текущая ситуация в банковском секторе требует от банков не только активно использовать маркетинговые методы для привлечения депозитных ресурсов, но и подходить к этому процессу более осторожно и творчески. Таким образом, можно предложить, помимо прочих маркетинговых мероприятий, обратить внимание прежде всего на отдельные рекламные приемы.
Рекламный депозитный сервис существенно отличается от других рекламных сообщений. Прежде всего, это связано с особенностями депозитных услуг как объекта продвижения. Однако, учитывая все особенности, банковская реклама депозитных продуктов и услуг является эффективным элементом маркетингового комплекса, направленного на привлечение банковских ресурсов из депозитных источников.
Таким образом, по нашему мнению, использование следующих методов рекламы в деятельности банка по привлечению депозитных ресурсов повысит лояльность существующих клиентов, привлечет дополнительные средства от новых и привлечет внимание к депозитным услугам банка для потенциальных клиентов, которые может обратиться в этот банк при необходимости. Такими приемами являются: рекламные статьи, лотереи, скидки, сезонные акции, долгосрочные бонусные программы, уникальное торговое предложение, расширение аудитории, крупный бренд, новые рекламные средства, обращение к эмоциям, выгодные проценты и т. д.
Поскольку целью данной работы является разработка практических рекомендаций по управлению привлечением банковских ресурсов из депозитных источников, мы также даем предложения по практической реализации вышеупомянутых рекламных методов как неценового привлечения депозитных ресурсов.
Текущая ситуация в банковском секторе требует от банков использования рекламных технологий, таких как лотереи и рекламные акции. Некоторые банки