Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Руководитель.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно ст.151 УПК РФ предварительное расследование проводится следователями и дознавателями. По уголовным делам по преступлениям, предусмотренных статьей 200.2 частями второй и третьей предварительное расследование проводится следователями органов внутренних дел Российской Федерации. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст.200.2. дознание проводится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности. Предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления [6].
В статье 200.2 предусмотрено наказание за контрабанду алкоголя и изделий из табака в крупном размере, для определения значения крупного размера обратимся к примечаниям настоящей статьи.
В первом примечании статьи 200.2 УК РФ указано, что деяния признаются совершёнными в крупном размере, если цена алкогольной продукции, табачных изделий превосходит 250 тысяч рублей. То есть законодатель понизил крупный размер в статье 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, сравнительно аналогичного термина в статьях гл. 22 Уголовного кодекса Российской федерации - в большей части преступлений в области экономической деятельности он составляет более 1,5 млн. рублей. Это сделано для того, чтобы контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий перестала быть экономически «доходной» для нелегального бизнеса.
Данная статья устанавливает довольно широкий спектр наказаний - от штрафа до лишения свободы на срок до 12 лет [7, с. 27].
В части первой статьи 200.2 УК РФ устанавливается наказание за контрабанду алкоголя и изделий из табака в крупном размере - взыскание в размере от 300 тыс. до 1-го млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода, осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, или принудительными работами на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок [5].
Во второй части данной статьи, устанавливается наказание за те же деяния, но совершённые группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения -лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет со штрафом в размере до 1-го млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 3-х лет или без такого [5].
В третьей части статьи 200.2 УК РФ предусматривается наказание за те же деяния, но совершённые организованной группой в виде лишения свободы на срок от 7 до 12-ти лет со штрафом в размере до 2-ух млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 5 лет или без такого и с ограничением свободы на срок до 2-ух лет либо без такового [5].
Для точной квалификации преступления необходимо обратиться к статье 35 УК РФ. Данная статья закрепляет положение о том, что преступление признается совершённым группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно было совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений [5].
Необходимо отметить, что к данной статье имеется примечание, где—указано, что расчёт размера стоимости незаконно перемещённых алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости подлежит исключению, только та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Евразийского экономического союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована [5].
Рассмотренная нами статья 200.2 УК РФ значительно увеличивает шансы на сокращение контрабанды алкогольной и табачной продукции, так как она предусматривает довольно широкий спектр наказаний за преступление.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях административная ответственность за контрабанду алкогольной продукции и изделий из табака предусмотрена статьёй 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» [8, с.2].
Данная статья включает в себя три части. Первая часть предусматривает наказание за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Во второй части устанавливается наказание за заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В третьей части, рассматриваются случаи предоставления таможенным органам недостоверных сведений, документов, из-за чего последовало несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений [8, с. 2].
Для того, чтобы правильно квалифицировать административное правонарушение необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данное Постановление разъясняет случаи, при которых правонарушение необходимо квалифицировать либо по первой, либо по-второй части статьи 16.2 КоАП РФ.
Частью первой статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицо, ответственное за декларирование, не заявило таможенному органу весь товар, либо его часть.
Частью второй статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, когда товар задекларирован полностью, но таможенному органу в таможенной декларации на товары заявлены сведения о качественных характеристиках товара, не соответствующие действительности, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера [9, с. 2].
Также статья 16.2 КоАП РФ включает в себя четыре примечания. Важно обратить внимание, в первую очередь, на второе примечание, которое устанавливает, что при добровольном сообщении декларанта в таможенный орган о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации, лицо, в данном случае совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если соблюдены в совокупности следующие условия: таможенный орган не выявил административное правонарушение; таможенный орган не уведомил декларанта о проведении таможенного контроля после выпуска; в случае отсутствия у декларанта задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей. Однако, это примечание не имеет силы при недостоверном декларировании стратегически важных товаров, таковыми не являются, алкогольная и табачная продукция [9, с. 3].
Также примечание четыре устанавливает возможность освобождения от административной ответственности, установленной в части 2 настоящей статьи, если при обращении о внесении изменений/дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности все условия, установленные в примечании два [9, с. 4].
.
2 Документально-правовое подтверждение страны происхождения товаров
2.1 Декларация о происхождении товара как правовой документ, подтверждающий страну происхождения товаров: понятие, виды, назначение
Статья 200.2 УК РФ введена в современный Уголовный закон Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 530-ФЗ в результате очередного совершенствования уголовного законодательства, связанного с усилением борьбы против незаконного оборота контрафактной продукции и связанной с ним контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий. Вновь введенная статья включена в главу 22 Уголовного закона «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики» и, соответственно, деяние, ответственность за которое предусмотрено данной статьей является преступлением экономической направленности.
Редакция статьи с момента её введения в УК РФ каким-либо изменениям не подвергалась.
Судебная практика по ст. 200.2 УК РФ достаточно сформировалась, что служит доказательством процветания контрабандисткой деятельности, особенно в части незаконного перемещения через границу алкогольной и табачной продукции.
По итогам работы за 9 месяцев (январь-сентябрь 2022 г.) ФТС России возбудила всего 1 516 уголовных дел. Из них наибольшее количество приходится на Северо-Западное (333), Южное (213) и Сибирское (190) таможенные управления. Из них по выявленным случаям незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) возбуждено 43 уголовных дела на сумму 310,2 млн рублей [10].
Приведем в пример дело № А36-7526/2020 от 15.11.2021г., рассмотренное Арбитражным судом Липецкой области. Истцом выступало открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Октябрьской железной дороги филиала ОАО «РЖД». Ответчик – открытое акционерное общество «Лебедянский сахарный завод». В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступали Псковская таможня и Пограничное управление ФСБ России по Псковской области [11].
Как следует из материалов дела, на станции Красивая меча ОАО «РЖД» от ОАО «ЛСЗ» был принят к перевозке груз «свекловичный жом с содержанием сухого вещества» с назначением на станцию Лиепая Латвийской железной дороги в адрес грузополучателя. На станции Себеж Октябрьской железной дороги от состава поезда был отцеплен вагон для проведения пограничного контроля. Вагон задержан органами пограничного контроля для проведения пограничного контроля.