Файл: Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1117
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность законности и дисциплины
1.1. Понятие и сущность законности и дисциплины
Глава 2. Способы обеспечения законности и дисциплины
2.1. Способы обеспечения законности и дисциплины
Глава 3. Государственный контроль
3.3. Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти
3.4. Контроль в системе органов исполнительной власти
Глава 4. Административный надзор
4.2. Виды административного надзора
4.3. Элементы юридической конструкции функции административного надзора
Целью административного надзора является также обеспечение законности и дисциплины в деятельности различных субъектов публичного управления. В большинстве случаев он направлен на обеспечение различных видов общественной безопасности и правопорядка.
Развитие надзорной деятельности проходило по трем относительно независимым друг от друга направлениям:
- создание органов прокуратуры и наделение их функциями по общему надзору за исполнением законов;
- организационно-правовое оформление полицейской деятельности как формы публичного управления, создание органов полиции и выполнение ими ряда надзорных функций;
- создание органов специализированного государственного управления отдельными отраслями жизнедеятельности, выполнение этими органами функций административного надзора.
4.3. Элементы юридической конструкции функции административного надзора
«Первым элементом юридической конструкции является назначение административного надзора. Обеспечивать исполнение норм права, соблюдение законности обязаны специально образованные правоохранительные органы — суд, прокуратура, арбитраж. Главный принцип организации этих органов позволяет входить в «соприкосновение», в случае необходимости, со всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами.
Вторым элементом юридической конструкции являются потенциальные целенаправленные возможности. К ним следует отнести универсальные способы административного надзора, такие как охрана и регулирование тех объектов и ценностей, которым государство придает особое значение. Охрана включает в себя защиту со стороны властного субъекта определенных благ, предметов, ценностей, общественных отношений и т.п. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал предоставленные ему полномочия. Специфика административного надзора проявляется в ограничении пределов его компетенции проверкой только законности действий конкретного объекта.
Третий элемент: строгая процессуальная регламентация административного надзора. Для органов и должностных лиц, осуществляющих административный надзор, характерен строго определенный процессуальный порядок деятельности. Процессуальная регламентация необходима, прежде всего, для признания актов административного надзора законными, а действия,
совершаемые субъектами административного надзора, — правомерными. Тем самым реализация предоставленных полномочий должна происходить в рамках соответствующих административных процедур, регламентирующих проведение тех или иных административно-надзорных мероприятий, принятие решений по результатам административного надзора и их процессуальное оформление.
Четвертый элемент: оценка результатов административно-надзорной деятельности. Данный элемент включает в себя два важных компонента: свободу административного усмотрения при оценке деятельности поднадзорного объекта и параметры результатов административного надзора. Следует сказать, что эти два элемента взаимосвязаны и позволяют окончательно разграничить функции контроля и административного надзора.
Пятый элемент: предотвращение ухудшения характеристик проверяемого объекта и предотвращение возможных негативных последствий. Задача административного надзора является содержанием функции. Предотвращение ухудшения работы поднадзорного объекта означает, что в целях предотвращения дальнейших нарушений в случае нарушения требований правил, а также для предотвращения последствий, которые могут возникнуть в результате этих нарушений, административные надзорные органы принимают превентивные, ограничительные, предупредительные меры. В этом случае могут применяться меры процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях, например, как временный запрет деятельности, так и иные меры принудительного характера, в частности приостановление действия лицензии, отмена разрешения на производство работ»36
К примеру, в последние годы в России осуществляется реформа уголовно-исполнительной системы (УИС), которая направлена, прежде всего, на приведение ее в соответствие с международными стандартами, обеспечение законных прав и интересов осужденных в процессе отбывания наказания. Реальным рычагом воздействия на поведение ранее судимых лиц является административный надзор. В частности, идет развитие наказаний, альтернативных реальному лишению свободы.
Таким образом, административный надзор - это особый вид деятельности государственного управления, осуществляемый специальными органами исполнительной власти в отношении организационно подчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан с соблюдением общеобязательных норм, правил, стандартов, требований, применением мер административного принуждения для предупреждения, выявления и пресечения преступлений, восстановить установленный порядок и привлечь виновных к административной ответственности. С одной стороны, это инструмент административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, с другой стороны, это часть государственного надзора, средство обеспечения верховенства закона.
Заключение
В ходе проделанной работы было установлено, что в жизни общества, особенно на современном этапе его развития, наблюдается бюрократия, злоупотребления, бюрократизм, всплеск преступлений и других отклонений от норм поведения, которые, так или иначе, нарушают законность и дисциплину управления. В связи с этим укрепление верховенства закона в Российской Федерации идет по нескольким основным направлениям, таким как разработка и принятие законов и других правовых актов, предупреждение и пресечение возможных нарушений прав и законных интересов лиц, принятие мер по укреплению дисциплины и порядка, наказание правонарушителей.
Человек является высшей ценностью цивилизованного общества. «Это положение, выработанное логикой развития мировой истории, закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации»37
Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями определенных законом обязанностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непреходящий смысл и содержание законности в государственном управлении. Принцип законности в государственном управлении является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.
Таким образом, в государственном управлении деятельность, направленная на обеспечение верховенства закона, носит государственно-правовой характер, а органы, которые ее осуществляют, обладают юридически-властными полномочиями. Подобного рода деятельность и понимается в качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.
Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления являются не менее важными. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством также широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Что же касается судебного контроля, то его содержанием является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям закона.
Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут.
Приведенный в данной работе анализ режима законности и дисциплины в государственном управлении позволяет сделать следующий вывод: законность и дисциплина - важнейшие правовые категории всей юридической науки и практики, а их уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.
Библиографический список
Нормативные правовые акты
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.11.2020). // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/
Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 4-ФЗ (последняя редакция). // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/
Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_305/
Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/