Файл: Уровень и качество жизни понятие, индикаторы, современное состояние в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1202

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССКИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономики»

Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, современное состояние в России.»


Студентки 1курса

институт экономики, управления и финансов

очно-заочная форма обучения

Давидян Лины Араиковны

Направление подготовки: «Экономика»

профиль:«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Научный руководитель

к.э.н., доцент Соколова Е.Н.

Москва

2023



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Качество и уровень жизни – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. 

Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида. 
Изучение качества жизни позволяет охарактеризовать степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, величину благосостояния и благополучия населения и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ тенденций изменения уровня и качества жизни населения позволит судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.

Актуальность работы состоит в том, что на современном этапе развития экономики России проблемы качества жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, а также политическая и экономическая стабильность в обществе.


Цель данной работы: выявить основные проблемы экономического и социального благополучия в современной России и возможные пути их решения.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  1. изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни»;

  2. выявить факторы, влияющие на качество жизни;

  3. определить современное состояние уровня и качества жизни населения России;

  4. обозначить основные направления повышения уровня жизни в РФ.

Объектом изучения является качество и уровень жизни населения.

Предмет исследования – управление процессами повышения уровня и качества жизни населения России.

В написании курсовой работы была использована научная социально-экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.




ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


    1. Возникновение понятия «качество жизни»

Качество жизни населения – одна из важнейших категорий социально-экономических наук. Термин «качество жизни» был введен в обиход Дж. Гэлбрейтом в 60-е гг. ХХ в. Возникнув как проблема охраны окружающей среды, здоровья и обновления городов, проблема «качества жизни» приобрела более общее смысловое значение. Наконец, «качество жизни» превратилось за рубежом в междисциплинарное научное направление, которое изучает природно-социально-психологические условия человеческого существования.

По мере развития общества содержание понятия «качество жизни» менялось. К концу XIX в. качество жизни связывали уже не только с уровнем развития экономики, но и с субъективными ощущениями граждан. С этой точки зрения, особо интересными представляются «теории благосостояния», концепции «субъективного благосостояния» или «утилитаризма». Эти концепции были построены на утверждении, что человек определяет качество своей жизни на основе субъективных ощущений, и оно, в частности, зависит от потребления товаров и услуг. А.Сен, например, выдвигает концепцию «расширения возможностей выбора человека», в которой благосостояние рассматривается как характеристика фактически достигнутого индивидом состояния. По А.Сену, индивид, располагая определенными благами, на основе собственных интересов, а также физиологических, культурных и иных особенностей формирует свой «стиль жизни». Именно А.Сеном была

обоснована важная методологическая предпосылка, которая определила дальнейшее развитие понятия «качество жизни»: возможность выбора является критерием качества жизни.

Группа экспертов ООН в 1954 г. разработала собственный подход к понятию «благосостояние». Индивидуальное благосостояние рассматривается ими как совокупность разнородных – материальных и нематериальных – ресурсов, которые находятся в распоряжении индивида. Индивид в зависимости от совокупности личностных особенностей по своему усмотрению использует свои ресурсы. Когда индивид достигает определенного уровня обеспеченности, у него появляется возможность выбора собственных ресурсов, и чем шире спектр различных возможностей, тем выше индивидуальное благосостояние.

В 1970-х гг. особо актуальными становятся концепция «удовлетворения базовых потребностей» и «концепция национального богатства». Национальное богатство Всемирный банк определяет как «совокупность накопляемого человеческого, природного и воспроизводимого капитала». Важнейшим компонентом национального богатства является человеческий капитал, а качество жизни – важнейшее условие накопления человеческого капитала.

По мере экономического развития стран в XX веке и улучшения материальных условий жизни населения становилось ясно, что производство все большего количества товаров и услуг не обеспечивает высокого качества жизни. Э.Дюркгейм еще два столетия назад отметил, что с развитием капитализма происходит углубление «органической солидарности», усложнение системы разделения труда, дальнейшая индивидуализация личностей, отчуждение индивидов друг от друга, что проявляется в росте числа самоубийств. Следовательно, развитие капитализма никак не может являться фактором безусловного возрастания благосостояния населения. Кроме этого, с развитием промышленности продолжает ухудшаться и экологическая ситуация. Эти и другие изменения предопределили дальнейшее развитие концепции качества жизни и некоторых ее аспектов.

Особое развитие получило экологическое направление исследований качества жизни, которое развивалось параллельно с экономическим. В результате исследований последствий индустриального прогресса Дж.Форрестер и Д.Медоуз приходят к выводу, что для выживания человечества необходимо ограничить дальнейший глобальный экономический рост. Концепция «нулевого роста» имела широкий общественный резонанс. Мнение большинства ученых можно выразить словами эксперта ЮНЕСКО И.Сакса, утверждавшего, что «в мире социального неравенства говорить о ликвидации роста равносильно тому, что предлагать большинству человечества безнадежную нищету».


В отечественной общественной науке «качество жизни» не рассматривалось как самостоятельный объект социологических исследований. Первоначально советские ученые, усмотрев в этом новом понятии попытку пропаганды «американского образа жизни», отвергали его значимость, делая акцент на его познавательном характере. Тем не менее, были предприняты попытки выявления реального содержания и структуры категории «качество жизни». При этом качество жизни рассматривалось как качественная сторона образа жизни.

Советский период исследования проблематики качества жизни характеризовался прежде всего активным изучением образа жизни населения (трудовая сфера, досуг, ценностные ориентации советских людей). Существенным моментом стала разработка территориальных планов социального развития городов, в основном крупных и средних, в которых нашла отражение проблема качества жизни. В начале 1990-х гг. под руководством В.Петренко и О.Митиной было проведено исследование оценки качества жизни при различных руководителях государства – Ленине, Сталине, Маленкове, Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве и Ельцине.

Благодаря работам Махмуда-уль-Хака (пакистанского политического деятеля) и наследию А.Сена (индийского экономиста), сформировалась концепция развития человеческого потенциала. Качество жизни выступает в данном случае одним из главных критериев и факторов развития человеческого потенциала и национального богатства, а сам человек рассматривается как цель экономического развития.

Несмотря на то, что современные исследования качества жизни отличаются многонаправленностью, появление концепции человеческого потенциала дало новый толчок развитию концепции качества жизни и предопределило направление исследований на несколько лет вперед. Хотя нужно заметить, что и эта концепция в последнее время подвергается критике.

И все-таки, несмотря на длительную историю изучения вопроса «что есть качество жизни», каковы его показатели, исчерпывающего описания и определения данного понятия до сих пор не выработано.

    1. Понятие качества и уровня жизни населения

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.

Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.


Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов.

Согласно словарю, качество жизни - обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт. Другими словами, качество жизни - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности (удовлетворения) населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Считается, что понятие «качество жизни» является более широким, чем уровень жизни (материальная обеспеченность), и включает такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т.п.

Итак, качество жизни отражает стеᴨень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей.

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов в зависимости от характера оценки: объективные и субъективные.

Основными показателями жизни являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

  • качество питания (калорийность, состав продуктов);

  • качество и модность одежды;

  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

  • качество здравоохранения(число больничных коек на 1000 жителей);

  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

  • качество сферы обслуживания;

  • качество окружающей среды, структура досуга;

  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).