Файл: Уровень и качество жизни понятие, индикаторы, современное состояние в России.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1204
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. Данные материалы содержатся в ежемесячных, ежеквартальных и годовых докладах в Правительство Российской Федерации.
Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
1) обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
2) обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
3) создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
4) формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
На данный момент существует стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года. В данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития.
В концепции перечислены основные приоритеты государственной политики:
1) инвестиции в человеческий капитал;
2) подъем образования, науки, здравоохранения;
3) построение национальной инновационной системы;
4) развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики;
5) развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний;
6) реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
На этапе 2014-2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, являетсясоциальноестрахование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения - 6%, науки - 3%. Таким образом, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Планируется преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:
1) сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;
2) растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;
3) низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Основными приоритетами социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала выделяются:
1) распространение стандартов здорового образа жизни;
2) переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
3) внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
4) выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
5) распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;
6) создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
7) установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза) .
На данный момент речь о достижении поставленных целей вести пока рано. На сегодняшний день страна по-прежнему крайне зависима от продажи энергоресурсов,
отсутствует масштабное внедрение инноваций, а граждане в полной мере не получают необходимой им социальной поддержки государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, качество жизни населения – одно из важнейших понятий социально-экономических наук.
Термин «качество жизни» был введен в обиход Дж. Гэлбрейтом в 60-е гг. ХХ в. В то время становилось понятно, что производство большего количества товаров и услуг не обеспечивает высокого качества жизни. Стали формироваться различные учения о структуре и содержании качества жизни.
Качество жизни - это комплексное понятие, определяемое единством его компонентов. Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Уровень жизни - степень обеспеченности населения необходимыми благами и услугами, уровень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Существует множество индикаторов, при помощи которых можно подробно охарактеризовать качество жизни.
Показатели качества жизни главным образом делятся на объективные (продолжительность жизни в стране, ВВП на душу населения, уровень загрязнения окружающей среды и др.) и субъективные (строятся на основе социологических опросов). Для получения достоверной картины качества жизни населения необходимо использовать и те, и другие индикаторы.
К числу наиболее часто используемых показателей качества жизни относится индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается для сравнения стран по качеству жизни. По последним данным, Россия занимает в списке 57-ое место.
Международный индекс счастья — еще один известный показатель, отражающий степень благосостояния людей и состояния окружающей среды по странам мира. По данным 2012 года, Россия занимала 122-ое место в списке «самых счастливых стран».
Среди актуальных социально-экономических социальных проблем в России можно выделить:
1) высокий уровень социального неравенства;
2) высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
3) слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества;
4) низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
5) недостаточный уровень развития национальной системы инноваций образования, науки и бизнеса.