Файл: Уровень и качество жизни понятие, индикаторы, современное состояние в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1204

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. Данные материалы содержатся в ежемесячных, ежеквартальных и годовых докладах в Правительство Российской Федерации.

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

1) обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;

2) обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

3) создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

4) формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.


Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

На данный момент существует стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года. В данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития.

В концепции перечислены основные приоритеты государственной политики:

1) инвестиции в человеческий капитал;

2) подъем образования, науки, здравоохранения;

3) построение национальной инновационной системы;

4) развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики;

5) развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний;

6) реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

На этапе 2014-2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.



Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, являетсясоциальноестрахование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения - 6%, науки - 3%. Таким образом, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Планируется преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:

1) сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;

2) растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

3) низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Основными приоритетами социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала выделяются:

1) распространение стандартов здорового образа жизни;

2) переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

3) внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

4) выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

5) распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

6) создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

7) установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза) .

На данный момент речь о достижении поставленных целей вести пока рано. На сегодняшний день страна по-прежнему крайне зависима от продажи энергоресурсов,
отсутствует масштабное внедрение инноваций, а граждане в полной мере не получают необходимой им социальной поддержки государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, качество жизни населения – одно из важнейших понятий социально-экономических наук.

Термин «качество жизни» был введен в обиход Дж. Гэлбрейтом в 60-е гг. ХХ в. В то время становилось понятно, что производство большего количества товаров и услуг не обеспечивает высокого качества жизни. Стали формироваться различные учения о структуре и содержании качества жизни.

Качество жизни - это комплексное понятие, определяемое единством его компонентов. Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Уровень жизни - степень обеспеченности населения необходимыми благами и услугами, уровень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Существует множество индикаторов, при помощи которых  можно подробно охарактеризовать качество жизни.

Показатели качества жизни главным образом делятся на объективные (продолжительность жизни в стране, ВВП на душу населения, уровень загрязнения окружающей среды и др.) и субъективные (строятся на основе социологических опросов). Для получения достоверной картины качества жизни населения необходимо использовать и те, и другие индикаторы.

К числу наиболее часто используемых показателей качества жизни относится индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается для сравнения стран по качеству жизни. По последним данным, Россия занимает в списке 57-ое место.

Международный индекс счастья — еще один известный показатель, отражающий степень благосостояния людей и состояния окружающей среды по странам мира. По данным 2012 года, Россия занимала 122-ое место в списке «самых счастливых стран».

Среди актуальных социально-экономических социальных проблем в России можно выделить:

1) высокий уровень социального неравенства;

2) высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

3) слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества;

4) низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

5) недостаточный уровень развития национальной системы инноваций образования, науки и бизнеса.