Файл: Уровень и качество жизни понятие, индикаторы, современное состояние в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1208

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:

  • продолжительность предстоящей жизни при рождении — 25 и 85 лет;

  • грамотность взрослого населения — 0% и 100%;

  • совокупная доля учащихся среди детей и молодежи — 0% и 100%;

  • реальный ВВП на душу населения (ППС) — 100 и 40 тыс. долл..

(Подробнее о методах, используемых для вычисления ИРЧ, см. Приложение 1).

В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и классифицируются четырьмя категориями:

  1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

  2. Страны с высоким уровнем ИЧР.

  3. Страны со средним уровнем ИЧР.

  4. Страны с низким уровнем ИЧР.

Наибольшие трудности при расчете Индекса связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся странах, а по ряду разделов — и в некоторых странах с переходной экономикой. Следует также отметить, что та часть данных, которая предоставлена национальными статистическими организациями, не всегда достоверна, поскольку некоторые правительства сознательно приукрашивают ситуацию в своих странах. В настоящее время Индекс охватывает 190 стран-участниц ООН, а также особые административные территории — Гонконг (Китай) и Палестинские территории (Израиль). Впрочем, из-за отсутствия достоверных статистических данных рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств. Страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по компонентам ИЧР, не включаются в рейтинг, а рассматриваются отдельно .

Согласно новому Индексу человеческого развития (ИЧР), Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Швейцария, Нидерланды и Соединённые Штаты. Россия занимает 57 место в рейтинге. Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2014 года» (Human Development Report 2014), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) (см. Приложение 2).

Относительно самой России, за последний десяток лет ее ИРПЧ неоднократно менялся, однако в целом можно заметить тенденцию к росту (см. Рис.1).


Рис. 1. Динамика развития ИЧП в России


Несмотря на казавшиеся скачкообразными движения отметки ИРПЧ
, а также на то, что позиция России в рейтинге государств изменяется из года в год, как в верхнем, так и в нижнем направлении, тенденция все же положительная; цифровые показатели демонстрируют рост. Хотя многие эксперты считают, что темпы роста невероятно скромны для страны с таким потенциалом.

2.3. Индекс счастья

Международный индекс счастья (англ. Happy Planet Index) — представляет собой индекс, отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира, который был предложен New Economics Foundation (NEF) в июле 2006 года. Главная задача индекса отразить «реальное» благосостояние наций. Для сравнения уровня жизни в разных странах используются значения ВВП на душу населения или ИРЧП, но эти индексы не всегда могут отразить реальное положение вещей. В частности сравнение значения ВВП считается неуместным, поскольку конечная цель большинства людей не быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми.

Как отмечают исследователи, состояние счастья — это некая культурная особенность той или иной страны (региона) и напрямую от её реального экономического положения и связанных с ним ожиданий оно не зависит. Следовательно, пессимизм в отношении своего материального положения не способен кардинально уменьшить у населения их внутреннее ощущение личного счастья, а потому данные субъективные характеристики необходимы в системе показателей качества жизни населения.

Индекс счастья основывается на общих утилитарных принципах, что большинство людей хотят прожить долгую и полноценную жизнь, а страны стремятся сделать всё возможное для достижения максимального благополучия своих граждан, разумно используя имеющиеся ресурсы, не нанося ущерб окружающей среде. Для расчёта индекса используются три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след».

Впервые международный индекс счастья был рассчитан в 2006 году, в него вошли 178 стран. Во второй раз расчёт производился в 2009 году, в него вошли 143 страны. По итогам 2012 года, самыми «счастливыми» странами оказались: Коста-Рика, Вьетнам и Колумбия. Самыми «несчастливыми» - Катар, Чад и Ботсвана. По данным того же года, Россия стояла на 122 месте (с отметкой 34,518), обогнав Болгарию (34,145), Камерун (33,687), Нигерию (33,623).

Однако, в оптимистичном докладе Всероссийского центра общественного мнения от 30 апреля 2014 года отмечается, что россияне сейчас счастливы как никогда за последние 25 лет. При этом, «чаще других признаются в том, что счастливы, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (92%), респонденты с высшим образованием (83%). Ощущение счастья для каждого третьего (30%) связано с благополучием в семье. Кроме того, важным фактором счастья, по словам респондентов, является наличие интересной учебы или работы (13%)». И напротив, несчастливых (а таких оказалось всего 14%) больше всего раздражают низкий уровень собственных доходов (15%), а также старость и болезни (8%) или отсутствие хорошей работы (4%).




3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1.Современное состояние качества жизни населения в России


Как и в любом современном обществе, в России имеется ряд экономических и социальных проблем, которые должны стать ориентиром для внутренней политики государства.

Среди актуальных социально-экономических проблем можно выделить следующие:

1) высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

2) высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;

3) слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

4) низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

5) недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну нищеты и бедности. Статистика свидетельствует, что в России за чертой бедности находится более одной трети Россиян. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний. Весьма широк спектр последствий бедности и нищеты населения.

Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Сохраняется проблема низких пенсий. Согласно экспертным оценкам, немалая часть пенсий имеет размер ниже среднего значения.

Дифференциация доходов в высокоразвитых капиталистических странах до определенных пределов считается благоприятным фактором экономического развития, так как увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают значительную часть этих накоплений в экономику страны и тем самым оживляют инвестиционную деятельность. В России эта экономическая модель сегодня не срабатывает. Значительная часть финансовых ресурсов не способствует развитию отечественной экономики и уходит за рубеж.


Дифференциация по доходам раскрывает только часть картины общего неблагополучия, так как 40% домохозяйств вовсе не имеет сбережений, четверть населения страны живет на жилой площади менее 9 квадратных метров на человека, треть жилого фонда страны не имеет элементарных коммунальных удобств.

Большинство бедных - жители средних и малых городов, жители сел. Ясно, что есть немалые различия и между регионами: во множестве из них чуть ли не все население попадает под критерии бедности.

В среде бедных значительна доля многодетных, неполных семей, больше семей, в составе которых - пенсионеры и инвалиды. В каждой четвертой бедной семье есть безработный или работающий на временной работе. У многих очень плохие жилищные условия, ощущается недостаток мебели и необходимых бытовых приборов. Только 7% из числа бедных семей имеют хоть какие-то сбережения, до 40% бедных семей имеют долги - в том числе по коммунальным платежам.

Бедным практически недоступны платные медицинские услуги, наиболее престижное (и чаще всего платное) высшее образование, услуги организаций культуры и отдыха.

Кроме семей с объективно низким социально-экономическим потенциалом - многодетных, неполных, имеющих в своем составе пенсионеров и инвалидов, а также одиноких пенсионеров, категория бедных пополняется безработными. Большинство семей, в которых кто-либо из ее трудоспособных членов не имеет работы, оказывается за чертой бедности.

Пожалуй, главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Сегодня даже средняя заработная плата в стране не обеспечивает нормальные условия жизни работников и членов их семей, а скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально-неоправданной дифференциацией в оплате труда в отраслях экономики и в организациях. Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является увеличение фонда оплаты труда.

3.2. Основные направления социальной политики РФ

Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.